Аналитик PuckChamp рассказал, чем он будет заниматься на The International 10

Аналитик команды Россия, Russia, RU PuckChamp Россия, Russia, RU Илья «Leamare» Силаков-Волынский поведал в интервью о том, как он получил приглашение на The International 10, объяснил, какую роль он будет выполнять на предстоящем чемпионате, а также рассказал о своих обязанностях в PuckChamp.


— Поздравляю с инвайтом на The International! Для меня это была большая и приятная неожиданность. А для тебя?

— Это вообще забавная история! Пока был в отъезде, мне пришло письмо, которое я по привычке удалил с телефона и не проверил – это было письмо с инвайтом. 

— Как ты в итоге узнал об инвайте?

— Мне написали уже в дискорд представители Valve: «Слушай, ты там случайно почту не игноришь? Чекни, пожалуйста».

— В англоязычной студии ты войдешь в состав аналитиков или у тебя будет особая роль на трансляции?

— Меня, скорее всего, не будет в кадре. Буду заниматься поставкой статистики и исторических данных по TI на трансляцию. В последние несколько недель я активно постил в твиттере данные по разным TI, а для аналитиков в студии буду предоставлять данные сразу на весь день: на кого стоит обратить внимание, каких героев та или иная команда тренировала в паблике и так далее.

— Сколько времени ушло на сбор данных по первым TI?

— На первый Инт ушла где-то неделя – там было немного матчей. К счастью, я так и так хотел собирать эти данные [до инвайта].

Данные по первым TI вообще проблематично найти – например, на TI1 у игроков не были привязаны аккаунты, потому что им давали акки от Valve, и сами матчи были без полных данных – в том числе по драфтам. На TI2 также не было данных по драфтам – пересматривал каждый матч и восстанавливал информацию. Пока мы говорим, я занимаюсь восстановлением данных с TI3-5.

Чем старее Инт, тем меньше данных по нему доступно. Сейчас можно сказать, что я единственный в мире человек, у которого есть полная и точная статистика по первым двум TI.

— Думаю, многие читатели сейчас задаются вопросом: почему русскоговорящего парня зовут не в русскоязычную студию. У тебя есть ответ на этот вопрос?

— У меня его нет (смеется)! Просто так получилось исторически... У многих людей из СНГ будет возникать вопрос: «За какие заслуги меня вообще позвали?». Я постоянно делал какой-то контент: перевод статей, патчи, разборы новых героев и так далее. Прошло шесть лет, и с тех пор контента накопилось полно. Причем, я изначально делал все на русском языке, но именно у нас обо мне знают сильно меньше.

Знаешь, когда я начал собирать статистику и закидывать себе на сайт, максимум, что было – это СМИ, пишущие «Пользователь реддита опубликовал статистику»... Хочешь казус? Я писал пост в VK на русском, через день переводил на английский и кидал на Reddit, после чего СМИ переводили с английского этот пост и публиковали у себя! У людей в голове даже мысли не было, что этим занимается кто-то русскоговорящий.

У нас нет такого хаба, к сожалению, как реддит, куда выкладывают вообще весь контент. За эти шесть лет я пробовался что-то кастить, был аналитиком, выступал как тренер, пытался пробиться в качестве аналитика в RuHub, Maincast и WePlay, но не срослось.

— Не срослось, потому что игнорировали, или потому что отказывали?

— Где-то не получал ответа, где-то получал прямой отказ. 

— Если бы тебе дали выбор – поехать в составе англоязычной студии или в составе русскоязычной, что бы ты выбрал?

— Из моих наблюдений, в русскоязычной части сообщества к такому контенту не особо много интереса. С другой стороны, очень странные ощущения в том плане, что в англоязычной команде я себя чувствую больше на месте, так что я бы ничего не менял. Единственное, что меня напрягает – если ты едешь из России в составе англоязычной студии, тебе тяжелее скооперироваться. 

— Ты в подкасте как-то заявил, что между доской Инмейта и доской Пуржа огромная разница в пользу последнего. В СНГ доску Инмейта возвели в культ, так что очень хочется услышать от тебя, чего доске Инмейта не хватало до Пуржа?

— С момента подкаста прошло много времени, так что не смогу сказать конкретно. Я могу сказать общее впечатление: доску Инмейта возводят в культ, потому что многие не знают, что есть доска Пуржа и не знают в принципе, кто такой Пурж. Команда трансляции именно работает с Пуржом: он им говорит, что записать и как показать – это откладывает отпечаток на то, как этот сегмент работает. По моему ощущению, доска Инмейта была более развлекательной, нежели аналитической и познавательной, но это, скорее, просто впечатление. 

— До Доты был опыт со статистикой для других игр?

— В принципе не было. До Доты я, максимум, играл в игры про Соника и соревновательно играл в Unreal Tournament. Когда начал играть в Доту, увидел Дотабафф и это было главной причиной, по которой я решил, что было бы здорово статку собирать.

— В Доте я знаю только трех медийных спецов по статистике – тебя, Сворд Арта и Ноксвилля. Насколько обширно или узко сообщество статсменов и есть ли оно вообще?

— Есть Dota Science и еще пара медийных людей на самом деле. Я бы не стал сюда относить людей типа Сворд Арта – да, он собирает статистику, но все-таки, он ближе к тренерству, чем к чистым числам.

Довольно тяжело находить единомышленников в этом направлении. Мне хотелось вкидывать какие-то прикольные мысли о Доте, но ими было не с кем поделиться. 

— Как много сейчас статистиков у профессиональных команд? 

— Разные команды по-разному подходят к этому вопросу. Есть команды, у которых нет лишних ресурсов, у них всем этим занимается тренер или даже менеджер. В PuckChamp было именно так. Я пришел к ребятам и сказал: «Давайте я буду помогать вам за фидбэк. Вы будете мне говорить, что да как, а я буду собирать данные». Я увидел в них потенциал и предложил свою помощь. 

Есть команды, которые имеют свой софт, который кто-то сделал. Как раз в Winstrike я работал с командой, но с игроками первых составов было очень тяжело наладить контакт – я думаю, они до сих пор не знают, что я там был. Так что проще было сделать софт, который выдавался бы игрокам, и организовать работу через него.

Многие зарубежные команды идут по такому же пути, но они не делают свои разработки, а обращаются к другим. Было много команд, в частности, из Южной Америки, которые обращались ко мне лично или в Winstrike, и пользовались этим софтом. Можно сказать, что я был частично статистиком для многих команд, но опосредованно.

Liquid, например, пользуются SAP. Другие пользуются Shadow. Вариант с софтом больше всего подходит многим командам, но он не дает ответа на все вопросы. В СНГ не очень ценят данные, за рубежом за это готовы платить довольно крупные суммы.

— Софт – полумифическая тема Доты. Все знают, что он есть, но никто не знает, что там внутри. 

— Я не могу продемонстрировать непосредственно, что это за софт, но многие из тех вещей, которые я впиливал в софт для Winstrike, в том или ином виде появлялись на моем сайте. 

Какие вещи это могут быть... Во-первых, обзорная вкладка по команде. Допустим, пики, которые хорошо работают против этой команды, их сигнатурки и самые успешные герои. Как они двигаются, где обычно нажимают смоки. Во-вторых, углубленные данные. Например, тебе нужны углубленные данные по тому, как распределяется фарм в команде, и какой тип золота получает тот или иной игрок. Софт все это собирает в одном месте. 

К тому же самая важная вещь при подготовке – узнать, что готовили противники в пабах. Понятно, что у многих закрыты профили, поэтому нужно собирать матчи, которые играли те самые игроки. Нужно постоянно поддерживать базу всех игроков, которые потенциально могут быть противниками. У меня есть база на ранге «Титан» – как правило, там все игроки из про-сцены. У меня все равно есть информация, кто на чем и как играл, вне зависимости от того, закрыт их профиль или нет. 

— Глупый вопрос от гуманитария. Чтобы разработать, скажем, программу для отслежки пабликов или сбора такой статистики, насколько серьезный уровень квалификации нужен? Это трудный для написания софт?

— Написать базово – не сильно сложно, но есть много нюансов, которые нужно так или иначе обойти. Например, при сборе матчей тебе нужно понимать, откуда эти матчи вообще собрать и как их собрать. Подходов там можно найти несколько, но это больше организационные вопросы. Если тебе хватило ума написать базу – разобраться с этими мелкими проблемами будет несложно, но нужно поломать голову и потратить время. Какие-то алгоритмы поверх всего этого – это уже более сложный вопрос, потому что нужно понимать, как правильно подавать информацию и как все считать. 

— В PuckChamp ты больше занимаешься вопросами меты и игрой других команд или игрой собственного коллектива?

— Больше слежу за данными по оппоненту, но тут стоит отметить, что я не нахожусь в штате на фулл-тайм работе за зарплату. Это, скорее, сотрудничество в духе «Если что нужно – говорите», а они говорят иногда: «Нужны данные вот по этой команде». Иногда просят и собственные матчи изучить.

— Кто из игроков PuckChamp приходит к тебе и просит проанализировать собственные игры?

— Из игроков PuckChamp ко мне приходит Жанна. Игроки в целом не очень разговорчивы, но Жанна с ними контактирует и знает, что им нужно – выступает посредником между нами. Но я знаю, что Dukalis еще в Winstrike изучал варды плотно, и тогда он говорил мне, каких данных ему не хватает, а я подстраивался.

— Бывает такое, что они приходят с советами по драфтам, например?

— Они не приходят сами, но в каком-то смысле я прихожу к ним. Я перестроил работу еще в Winstrike, и сейчас она построена так, что максимальное количество данных ужато в минимальное количество визуальной информации. Когда они получают мои раскладки, они так или иначе видят мои советы по драфту, просто эти советы основаны на статистике и математике. Прислушиваться или нет – это, конечно, их дело.

— Есть такая информация, которая кажется зрителю очень важной, но для подготовки не имеет никакого значения?

— Сложно на такой вопрос ответить сходу. Отчасти то, что пикает противник и порядок драфта – вроде бы важные вещи и для самих игроков, но на самом деле, они имеют сильно меньшее значение, чем можно подумать. Все исходит от того, чем тебе приятнее играть – это влияет сильнее, чем драфт противника. А так – сходу трудно придумать.

— Например, KDA.

— KDA, урон... Опять же, мы смотрим на вещи немного по-разному. KDA и урон в каком-то смысле не имеют никакого значения для игроков.

Важный момент, в котором я уверен, но пока не могу проверить – я думаю, что средние показатели урона у героев можно было бы использовать для того, чтобы считать шанс победы. Условно говоря, сравнить лайн-апы двух команд, как это делает Stratz и те системы, которые оценивают шанс на побед. Он берет два драфта и запихивает в нейросеть, которую уже накормили тысячами таких же драфтов, и на выходе она дает тебе ответ – победа или поражение. 

Так вот, разница в средних показателях может дать результат, не глядя на героев – чисто на бумаге, это сделает прогнозы менее чувствительными к патчам. Но нужно смотреть, как это все работает. Пока что это на уровне абстрактной идеи. 

— Сталкивался ли ты с тем, что игроки одной из команд, в которой ты работал, не понимали, зачем им нужны твои циферки? Как ты переубеждал таких людей?

— Очень много! Опять же в паре команд был такой казус, что игроки не знают до сих пор, что я с ними работал. Был один тренер, который во время ответственного турнира за минут пять до игры в первый раз позаботился открыть какие-то данные, ничего не принял к сведению – почти сразу выступление команды на турнире закончилось. 

Буквально открываешь обзорную вкладку, там рекомендуемые пики и баны – ничего не принято ко вниманию, противники просто забрали своих героев и пошли дальше.

Было такое, что тренер сказал фразу типа: «Мы играем в Доту не ради циферок». Меня это сильно задело, но на том, как исполняла эта команда, его видение сказалось еще сильнее... Игроки очень консервативны и не понимают, что эти цифры значат, и что ты им пытаешься подсунуть.

Сидит условный про-игрок и говорит: «СФ зашибись имба вообще». Открываешь статку и видишь, что у SF в патче 30% побед, а у команды – 0% побед. Но чел говорит: «Вообще имба!» и шепчет драфтеру на ухо: «Возьми СФ’а или я шмотки сломаю». Он идет играть на Финде и думает «Во, герой! Тут койлами попал, тут хайлайт сделал, а проиграла команда». Я сейчас утрирую конечно, но суть ситуации, думаю, понятна.

Южная Америка – идеальный регион в этом плане. У них сочетается безбашенность СНГ и ответственный подход к данным. Команды, с кем мне доводилось работать из этого региона, были намного более заинтересованы, чем кто-либо еще. У них такая проблема, что не всегда есть возможность арендовать софт или нанять статсмена.

— Думаю, ты многих удивил данным высказыванием!

— Думаешь о Южной Америке и представляешь карнавал, пластмассовые стулья с одной ножкой в компьютерном клубе и так далее, но на самом деле все совершенно не так, и если командам из Южной Америки дать больше ресурсов, они могут стать топ-1 регионом с тем отношением к игре и той подготовкой к турнирам, которая у них есть.

— Как в принципе был выстроен процесс коммуникации с PuckChamp?

— Какое-то время отдавал Артстайлу, но оказалось проще отдавать Жанне. Во-первых, у ребят есть своя занятость – мы периодически пересекаемся и я слежу за их кавэшками в Дискорде. Можно сказать, что я призрак, стоящий сзади. Многие из данных Жанна сохраняет у себя лично, насколько я знаю, для своих менеджерских дел.

— В PuckChamp сейчас вакантно место тренера. Не думал сам занять эту должность?

— Я пробовался как тренер ранее. Понял тогда несколько важных моментов:

1. Меня никогда не интересовала цель стать про-игроком. Нужно слишком много тренироваться и быть морально и физически в форме. У меня бывает плохое настроение... Нет, я не тильтую в играх, но из-за этого плохого настроения вне игры я могу исполнять сильно хуже, потому что буду думать о других вещах.

2. Мне сложнее выстраивать коммуникацию с людьми и не так легко общаться в целом. Для игрока и тренера это критически важно. Нужно уметь наставить игрока и быть для него авторитетом. Я не думаю, что у меня получилось бы стать авторитетом для игроков и быть душой компании. Личным тренером – возможно. Но чтобы быть тренером, нужно очень много времени тратить на игру. Я за последние два года стал играть все реже и реже – банально не хватает времени. 

Если куда-то и идти, то максимум – аналитиком в студию.

— Если тебя завтра игроки PuckChamp сами попросят тебя быть тренером, ты откажешься?

— Я бы отказался, потому что уверен, что я принесу больше вреда, чем пользы как тренер.

— Помимо Winstrike и PuckChamp ты два месяца работал во Fnatic. Как ты вышел на эту команду и почему не удалось поработать дольше?

— Я на них не выходил – люди сами вышли. Написал мне тогдашний аналитик Fnatic перед Kuala Lumpur Major: «Не хочешь быть моим помощником?» Я согласился, и тогда я как раз начал делать все инструменты для сбора данных команд.

Почему продлилось недолго? Все довольно банально: команда находится в другом регионе, и им как организации было трудно постоянно взаимодействовать с тем, кого даже на буткемп пригнать невозможно. Кроме того, вся моя работа проходила через этого аналитика, а он по личным обстоятельствам был вынужден покинуть команду. Ушел он – ушел и я.

— Поговорим немного о твоем сайте. Сколько времени в неделю ты тратишь на отчеты по турнирам и пабам?

— Изначально тратил много времени, но сейчас я решил автоматизировать процесс, и какие-то отчеты полностью автоматические. Если что-то идет не так – допустим, изменился билет у турнира в Доте – я вмешиваюсь. Или на EPIC League, где два дивизиона, приходилось вручную распределять матчи по дивизионам.

В целом работа больше сейчас идет не на отчеты, а на какие-то новые задумки. Бывает это так: сидишь, смотришь в стенку и думаешь: «Было бы прикольно посмотреть, как меняется винрейт героя от количества матчей игрока на нем?» И пока идея не вышла из головы, я ничем другим не могу заниматься. 

Вообще я начал заниматься статистикой из-за TI6. До этого просто что-то публиковал чуть-чуть в группу в VK. А на шестом TI делал в паблике а-ля live-трансляцию, и в какой-то момент на русскоязычном стриме NS сказал что-то про оффлейн-Войда. Я помню, он сказал статистику об оффлейн-Войде против керри-Войда: у меня сильно пригорел пердак, потому что он вводил в заблуждение. Так я начал собирать статку, чтобы с доказать, что NS сказал какую-то херню. У меня успокоилась душа, а потом продолжил, потому что это весело. 

— На твоем сайте – ровно 0 рекламы, лишь предложение поддержать тебя при помощи доната. Можешь назвать среднемесячную сумму, которую ты получаешь с сайта?

— Если откроешь страницу донатов, там написано, кто и сколько донатов отправил за месяц.

— В будущем планируешь монетизировать его?

— Сейчас есть одна идея, которую пока не могу рассказать, так как работаю над ней. У меня есть принципиальный момент: все данные должны быть в открытом доступе, и я не хочу, чтобы за пэйволлом скрывалась часть функций. Мне это кажется неправильным. Я бы спрятал за пэйволлом разве что фильтры, которые нужны только определенной части аудитории. 

Какая-либо реклама на сайте визуально отвлекает. Какое-то время я даже думал над этим – поставил блоки и посмотрел. Так вот, с гугловой рекламы мне пришел один доллар за два месяца, и я такой: «Понятно, до свидания». Они же еще и отвлекали на себя внимание, так что от них больше вреда. Со ставками я принципиально не хочу сталкиваться.

— А беттинговые фирмы уже приходили к тебе?

— Приходили несколько странных парней, но ничего конкретного. Хотя, нет, один раз все же было, но я отказался.

— Как много ты играешь в Доту? 

— В прошлом году было по 2-4 паблика в день с перерывами на пару выходных. Во время OMEGA League, когда я предоставлял данные Капиталисту, я играл в районе одного матча в сутки. За последние полгода я был занят работой, поэтому в среднем – 3-5 пабликов в неделю. Раньше играл больше конечно: в начале 2017 года я дошел до своего пикового рейтинга – 6800. Сейчас же я предпочту сыграть в пати, а не соло – не будет компании – я лучше пойду поработаю.

— Представь, что ты играешь ранкед и поставил роль «мид». Вдруг ты захотел сыграть на Shadow Fiend, у которого 30% побед в патче – ты умом понимаешь, что шансов на победу сильно меньше, но очень хочется! Возьмешь Шадоу Финда?

— Надо сказать, что когда мне перестало быть нужным кому-то что-то доказывать, я в принципе не захожу почти в ранкед. Я не играю на какой-то конкретной роли, но на конкретных героях. У меня сейчас подряд идут игры на Спектре: я головой понимаю, что герой сейчас помойный, но это мне не мешает брать ее в каждой игре и на любую роль – и на саппорта тоже. Потому что я хочу.

— Все мои знакомые задроты Спектры жалуются на то, что герой мертв. Можешь кратко объяснить, почему?

— Был патч, в котором сделали новый Blade Mail. Новый BM со старым рецептом работал прекрасно на Спектре, но он был слишком прекрасен. Очевидно, нужно было его понерфить, но помимо этого Spectre еще и нерфили напрямую. Сейчас BM из предмета «Можно взять после PT» превратился в предмет, который ты или рашишь до ботинка, или проигрываешь. Это сильно ослабило вариативность и возможности для Спектры. Да, сейчас придумали билд через очевидно сильную Саблю, но Спектре порезали и Desolate, и таланты, так что герой все еще слаб. Есть вариант играть через Falcon Blade или Mage Slayer, но сам герой от этого лучше не становится.

Тем более сейчас в мете много темповых героев, которые раньше выходят на пик силы, и в мете обновленный Silver Edge. Даже у опытных игроков на Спектре на Титанах всего 50% побед, у неопытных – 39%. В среднем винрейт у «опытных игроков» на героях – под 54%. С этим очень тяжело работать

— Тинкер – имба или трэш?

— Мне кажется, люди еще не поняли, как им играть. Я не игрок на Тинкере, и без понятия, как именно нужно это делать. Но на миде, я думаю, что немного нужно менять плейстайл. Многие пошли играть Тинкера-саппорта, и мне искренне непонятно, почему его брали на саппорта и все равно качали его как кор-героя, игнорируя матрицу. Его матрица дает щит, который дает здоровье после резистов. Если у тебя кор на линии, у которого много брони, на нем он будет сидеть лучше. Вкачай щит, купи Солар, и вешай на союзника на всю ману! Я видел такой билд в действии, и небезызвестный 2b это практикует, и это работает.

— Кто, на твой взгляд, скрытая имба патча? 

— Мне бы хотелось посмотреть на Веномансера. Я думаю, с ним можно что-то интересное придумать, но я пока не видел достаточное количество Веников, чтобы оценить его силу.

— Ты любишь Доту в статистике или статистику в Доте?

— Ответ очевидный: да.

— Что должно случиться в твоей карьере, чтобы ты сказал: «Я добился в Доте того, чего хотел?»

— В первую очередь, реализовать один проект, который я начал еще в Winstrike. Затем – доказать всем, что статка в Доте может быть интересной. Мне хотелось поехать на TI, чтобы удостовериться, что мое время не было потрачено зря – тут тоже все случилось. Ну и деньги начать получать с этого было бы неплохо!

— Ты работаешь где-то вне Доты?

— Да, иначе мне было бы не на что кушать. Донаты на сайте – это весь мой заработок в Доте на данный момент. 


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: cyber.sports.ru