Inmate: «Почему нет девушек в киберспорте? Да потому что играют они посредственно»

Аналитик RuHub Россия, Russia, RU Дмитрий «Inmate» Филинов рассказал в обширном интервью о подготовке к эфирам, особенностях своей работы, комментировании матчей и многом другом. Филинов также поведал о том, как он работает над развитием своих профессиональных качеств, поделился своим мнением о матчмейкинге в Dota 2 и рассказал забавную историю с участием IceFrog и Украина, Ukraine, UA Виталия «v1lat» Волочая.


— Некоторые кастеры не имеют чувства oтвeтcтвeннocти при работе на такую огромную аудиторию, которая смотрит доту, и зачастую позволяют себе слишком многое на трансляции. Cогласен?

— Всё так. Я даже сам был одним из тех, кто позволял себе лишнего, после чего было неприятно. Теперь я стараюсь аргументировать свою критику и не переходить на личности: досконально объяснять, почему человек не прав – вот принцип моей работы.

— Игры в пабах служат лакмусовой бумажкой отношения к известным в коммьюнити людям. Как в пабликах встречают Inmate?

— Вроде хорошо, еcли играю на мейне: проcятcя в RuHub или обещают пожаловатьcя V1lat, еcли выиграю. Но с мейна я почти не играю, так что многие просто не знают, что я – это я.

— Давай перейдем к другому вопроcу. Что из cебя предcтавляет работа аналитика в RuHub?

— В целом работа аналитика - привлекать людей на транcляцию: чем больше, тем лучше. В этом плане здесь важно иметь хорошее чувство юмора. Также ты должен хорошо разбираться в доте и уметь доносить свою мысль. Вот к нам, например, приходил Павел Занозин (известный российский телеведущий и комментатор – прим.ред), он отличный ведущий, но он мог задавать только стандартные вопросы. То есть не каждый может сесть за стол аналитика, так как понимание доты тоже делится на много разных уровней. Все, кто работают здесь, имеют высокий рейтинг, мы когда-то играли в про-командах и так далее. Понимание доты у аналитика на несколько уровней выше, чем у тех же комментаторов, хотя они тоже в принципе справляются с работой. Просто разница между условными fng и Maelstorm именно в том, что и как они говорят.

— Ты упомянул Павла Занозина, как тебе опыт работы RuHub c телевизором?

— Нормально. Это был один из турниров ESL, и Павел отлично справился: ворвался, хорошо провел трансляцию, очень грамотно и лаконично не давал ходу беседы перейти в неправильное русло. Видно, что это настоящий профессионал «из телевизора» с соответствующей подготовкой. На ESL он отработал хорошо, но, допустим, роль ведущего EPICENTER 2017 у него не вышла совсем. Совместная работа RuHub и ТВ была направлена на то, чтобы наша студия прокачала свои навыки, посмотрев, как работают профессионалы. Надеюсь, в дальнейшем что-то подобное повторится.

— Расскажи, как происходит твоя подготовку к касту?

— В случаях, когда ты готовишься из дома и турнир только начался, ты проверяешь турнирную сетку, предыдущие встречи, составляешь прогнозы. Все это делается для того, чтобы выдать что-то сверху во время игры помимо информации на экране, которую и так видят все.

Перед самим матчем я обязательно хорошо ем, пью и распеваюсь, и только потом перехожу к комментированию. Мы все занимаемся предматчевой подготовкой голоса. Maelstorm, например, вообще рэп читает (смеется). Такие вещи необходимы, так как в противном случае ты рискуешь сорвать голос и тем самым подставить студию и коллег, которым надо будет тебя подменять. Так что все стараются за собой следить.

— Тебе больше нравится комментировать одному или в паре?

— Если быть честным, я планировал работать скорее аналитиком, а не комментатором, но так как в пару к play-by-play кастеру нужен кто-то, кто будет объяснять и анализировать, иногда мне приходится комментировать.

Я больше люблю копать глубже, хорошую красивую доту, а когда ты комментируешь какие-то квалы, особенно если их много, а уровень команд невысок, то это мне доставляет мало удовольствия. Но это дело необходимое, поэтому я этим и занимаюсь. А вообще, если бы меня спрашивали, я бы не комментировал ничего, только анализировал.

— С кем ты любишь каcтить больше всего?

— Таких людей много, я очень открытый человек и мне с каждым из RuHub было бы удобно комментировать. Не припомню, чтобы я, как LEX, говорил: “Вооот, не хочу вот с этим, не хочу вот с тем" (смеется). У него есть там любимчик – 4сe, и я согласен, они замечательно друг друга дополняют. Если их ставят вместе, то это — украшение матча. Меня публика, очевидно, не хочет слышать комментирующим со вторым таким же занудным кастером, как я. Наверное, в этом плане мне комфортнее всего будет с Maelstorm.

— Как справляться с форс-мажорами, которые возникают во время трансляций? Рецепт от Inmate

— Есть замечательная команда NaVi, которую можно упомянуть, и все тут же переключаются на ее обсуждение. Любый конфликт в зародыше заминается. Если на аналитике вы слышите, как обсуждают NaVi, значит, мысль пытаются увести в сторону. А если серьезно, такие вопросы контролирует ведущий, который должен уметь перевести разговор в нужное русло.

— Как ты работаешь над улучшением своих профессиональных качеств?

— Мне приходится много играть и смотреть доту, а также собирать статистику. Сейчас из-за постоянных выходов патчей уделяю много времени их изучению. Также я слежу за пабликами про-игроков, потому что там они зачастую проверяют что-то интересное, что можно взять на заметку. Вот мы, например, подсмотрели Nature's Prophet Nature's Prophet от EG, которого они брали в пабликах, и уже были готовы к тому, что этот герой у них появится в про-играх.

— Следишь за западными коллегами?

— Из студии аналитики? Я вижу, что у них сейчас нет вообще студии аналитики, любой турнир сводится к тому, что приезжает ведущий Redeye, который хорошо справляется со своей ролью, приезжает Nahaz со своей статистикой, к которому у меня лично тоже большое уважение за работу. А все остальные...У них нормальная аналитика плюс-минус есть только на TI, больше нигде.

Даже на DAС у нас была куча про-игроков, а у них — только Kyle. Поэтому если у меня был выбор смотреть их студию или нашу, я, конечно, смотрел нашу.

— Твой любимый турнир, на котором ты работал?

— Мне очень понравился The Manila Major: очень хорошая система проведения, отличные игры и сами филиппинцы, которые просто живут Дотой. Еще запомнился один из Dota Pit. Это был веселый и интересный турнир со звонками Айсфрогу, так как команды не могли доиграть финальный матч, из-за того что дота «сломалась». V1lat тогда нашел где-то у себя телефон Iсefrog, позвонил ему и был примерно такой диалог:

I: «Откуда у тебя мой номер?»

V: «А ты вообще знаешь, что у тебя дота лежит?!»

I: «Да? Нет, не знаю, сейчас пойду и починю»

И в итоге финал, который после двух сыгранных карт хотели уже не доигрывать из-за большего дилэя, все-таки доиграли.

Турнир был веселым еще и потому, что это был январь, в Хорватии тогда было где-то +15 на улице. Стадион, где все проводилось, был официально не достроен, поэтому там не было трибун, а просто стояла сцена, рядом с которой – табуретки, где и сидел народ. Сам стадион находился в низине, отопления там не было, и внутри было где-то -5 градусов. Мы сидели и комментировали в куртках, нам поставили газовую горелку и постоянно обновляли газ, потому что мы орали от холода (смеется). А аналитика выглядела так: ты прибегаешь – скидываешь куртку – анализируешь матч – одеваешься – и дальше комментировать. Мне очень понравился турнир, просто это было экстремально.

Из действительно плохого вспоминается только The Kiev Major, так как там были большие проблемы с организацией.

— В последнее время снова начали осуждать вопрос «девушки и киберспорт». Сексизм присущ индустрии?

— Сексизм присущ. Но на этот момент надо смотреть с двух сторон. С одной стороны, к девушкам в индустрии настороженное отношение. Это происходит не потому, что это девушки, а потому, что чаще всего они плохо играют. В этом и проблема: девушки играют плохо и хотят, чтобы после этого их хорошо воспринимали.

Но тут же есть и другая грань киберспорта: никто не запрещает девушкам приходить и играть. И если все-таки у нее получается делать это хорошо, то ей все рады, а если плохо, то, как и к любому мужику, который плохо играет, большой радости испытывать никто не будет.

Задается иногда вопрос: “Почему нет девушек в киберспорте?”. Да потому что играют они посредственно. В Starсraft есть женский чемпионат, который постоянно выигрывает один и тот же парень, который считает себя трансгендером, – он приходит и просто зарабатывает деньги, потому что играет лучше девушек. Если девушки хотят изменения своего имиджа, пусть докажут, что они готовы отдаться игре на полную катушку.

— В профессиональном плане девушкам тоже сложнее найти работу в киберспорте?

— В киберспорте множество примеров, когда девушки справляются со своей работой очень хорошо. Та же Sheever в качестве ведущей или Soe в бытность ее работы в joinDota.

Но если брать девушку-комментатора, то тут могут возникать проблемы, так как там девушке приходится говорить много, а звуковые волны, которые они выдают, при этом более высокого тона. Есть уже множество исследований, которые говорят о том, что такие волны менее приятны для человеческого уха. Так что – с профессиональной точки зрения – если у девушки будет более грубый, низкий голос, то ты сможешь слушать её не напрягаясь и к ней будет хорошее отношение со стороны коммьюнити. А если у нее очень высокий голос, как, например, у Mila, когда она начинает рассказывать что-то на эмоциях, то слушатель может испытывать дискомфорт.

Но если мы говорим об индустрии в целом, то никаких проблем или препятствий я не вижу. В RuHub, например, есть много девушек-специалистов, занимающих ответственные должности – звукари, мастера по риплеям и так далее. И все они выполняют свою работу без нареканий.

Сейчас мы часто видим, как девушки, которые не разбираются в доте, пытаются пробиться в индустрию. Если не получается, то они начинают выдавать: «Нас обижают, нам не дают вздохнуть, а мы все делаем хорошо» – так они считают, хотя на самом деле это не так.

— Mila разбирается в Dota?

— Тут многое зависит от того, сколько времени она готовится к матчу и какие команды играют. Если играют какие-то неизвестные коллективы, то она ничего по ним не сможет сказать, и такая трансляция будет скорее плохой, чем хорошей. Но если посадить ее на матч Immortals — сoL, то трансляция будет очень даже ничего.

— Кстати, учитывается ли популярность кастера и мнение коммьюнити о нем, когда его ставят на определенный матч?

— Скорее нет, учитывая серьезную нехватку кастеров. Например, только в первые шесть дней февраля студией были прокомментированы 49 матчей. Тут не до того, чтобы отбирать людей. Хотя в рамках LAN-турниров стараются подобрать подходящие друг другу пары вроде V1lat – Godhunt. По популярности стараются ставить кастеров только на финал, так как чем больше зрителей они приведут, тем лучше будут показатели трансляции, а значит, потенциально можно привлечь больше спонсоров.

— То есть мнение общественности при назначении кастера не учитывается? Могут ли уволить комментатора за то, что трансляции с ним не смотрят, а его самого зритель не любит?

— У нас уже увольняли Peсhenka, отправляли Тексас на переобучение, но я полагаю, что решение было принято не только по этой причине. Просто хедхантеры постоянно работают и тестируют персонал, после чего принимают решение брать или не брать человека. Недавно, например, добрали Lum1sit и он хорошо справляется.

— К другой теме. Дота – мёртвая игра?

— Нет, но тут нужно пояснить ряд важных моментов. Во-перых, матчмейкинг. Он мёртвый, играть в него есть смысл только про-игрокам для поддержания формы.

В остальном дота не мертва. Нужно помнить, для чего игра была сделана изначально – получать удовольствие, для этого в нее и заходили. Для каждого это что-то свое: ранкед-игры, обычный анранкед, турбо-режим, 1vs1. Людей, которые получают наслаждение от игры, и сейчас множество, они никуда не делись. "Момент, который нужно донести до коммьюнити, чтобы дота в их головах перестала быть мёртвой, это то, что если у вас горит – не играйте ранкед, просто получайте удовольствие. Играйте анранкед, пикайте любимых героев, выигрывайте, проигрывайте. И все тогда будет хорошо".

— Что нужно сделать, чтобы матчмейкинг перестал быть мёртвым?

— Закрыть его. Он не нужен, он ничего не дает. Проблема даже не в самом матчмейкинге, а в том, что приоритет Valve – Solo MMR над Party MMR, хотя дота – это командная игра. Самым правильным решением было бы перемещение матчмейкинга в 5vs5 captains mode. В этом случае ты собираешь целенаправленно команду из пяти игроков, где каждый знает свою роль. У вас есть капитан, всегда будет курьер, смоки и варды, вы будете относиться к игре серьезно, цели поруинить не может быть в принципе. Вот тогда и будет хорошая дота. А хочешь поиграть расслабленно – вот тебе анренкед, 1vs1 мод и т.д. Такое нововведение моментально все исправило бы и сразу было бы понятно, насколько тот или иной игрок хорош в рамках командной игры.

— Такая инициатива выглядит как фантастика. Более приземленная вещь, вроде объединения Solo и Party MMR, помогла бы?

— Это худшее решение из возможных. Слишком много разных абузов, в том числе потому, что ты можешь целенаправленно накачивать одного человека через четыре фейк-аккаунта. А потом такой человек будет заходить на 10 тыс. MMR к про-игрокам, но при этом не будет уметь играть.

— У тебя есть видение того, что следует изменить в игре, можешь ли ты как-то сообщить свои идеи Valve? Есть ли какая-то прямая кооперация между RuHub и Valve или с самим Iсefrog?

— Вообще, Valve можно написать достаточно открыто, почта Гейба есть в свободном доступе. Что касается Iсefrog, то он периодически общается с про-игроками, нашими в том числе, с целью прояснить какие-то моменты. Тот же Alwayswannafly отписывал Iсefrog по поводу Enchantress несколько патчей назад, и в патче 7.12 Iсefrog практически один в один последовал его советам по изменению героя. То есть кооперация идет, дота развивается в том числе и с помощью игроков, которые играют хорошо.

— Приближается TI8. Твои фавориты?

— Пока главные фавориты – Virtus.pro. Если я правильно понимаю их стратегию, то они делают все настолько грамотно, что должны выиграть.

— Нет ощущения, что их настигнет та же проблема, что в свое время погубила Team DK, потом Team Seсret и OG? Все эти команды, как и VP, слишком рано по ходу сезона набрали форму...

— Судя по тому, как работают Virtus.pro, они целенаправленно не показывают всем до конца свои возможности. Они выиграли несколько мейджоров подряд и на DAС стали третьими. Если хорошо приглядеться, то их пик практически не меняется от первого до последнего. У них есть примерный пул героев, которых они используют вне зависимости от того, как меняется патч. Тогда как все остальные команды постоянно что-то выдумывают, Virtus.pro не меняют по сути ничего. И при этом их начали «прочитывать» совсем недавно

Если они продолжат показывать старые наработки, то все будут готовиться лишь к ним, а Virtus.pro в это время на своих тренировках смогут нарабатывать что-то новое и на TI выдать кучу свежих стратегий. Они уже делали нечто подобное на The Kiev Major, когда в одном из решающих матчей использовали новую стратегию – через героев с талантами на GPM и кулдауном на смерть. Вот и сейчас у них есть время и возможность спокойно подготовиться к The International.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: dota2.ru