Закат Dota 2: время перемен или начало конца?

Уже не первый год мы слышим о том, что наша любимая игра Dota 2 постепенно умирает. Кажется, предрекают игре полное забвение уже лет десять, не меньше, но в игре всё ещё достойный онлайн, который вполне может конкурировать с лидерами рынка. Но сколько ещё на самом деле Dota 2 продержится на плаву, учитывая, что Valve больше не вкладывают в игру все свои силы, как это было в далёкие времена? Что же может помешать игре развиваться и наращивать онлайн? Обсудим это в статье.

Популяризация мобильных игр

Это не проблема, а новое веяние гейминга, который стал доступнее с появлением игровых смартфонов. Азиатский рынок каждый год перевыполняет потребительский спрос, предлагая самые разные модели, чьи характеристики становятся всё лучше.

Киберспорт — это уже неотъемлемая часть и мобильного мира, где такие игры, как MLBB, Honor of Kings, PUBG Mobile и другие обзавелись собственными чемпионатами, лигами, профессиональными командами и даже вошли в список дисциплин на крупнейшем киберспортивном мероприятии Esports World Cup. Эти игры запускаются даже на самых простых смартфонах без игровых процессоров. И телефон требует меньших вложений, чем сборка полноценного ПК.

Онлайн в мобильных играх растёт стабильно, что логично: этот вид игр доступнее, менее требователен к «железу» и не требует от игрока нескольких часов свободного времени. Чаще всего классические MOBA-игры на мобильных устройствах интуитивно понятны: игроку не нужно разбираться в сотне предметов, а способности большинства героев не требуют сложного исполнения. Пробиться в киберспорт здесь не проще — конкуренция немаленькая. Однако благодаря высокому онлайну и популярности турниров сцена регулярно пополняется талантливыми новичками.

Когда в гейминге есть более простые и понятные игры, вполне вероятно, что Dota 2 уже не кажется такой привлекательной в глазах молодого поколения. Порог вхождения в игру всё ещё высок, несмотря на то, что Valve несколько раз перерабатывали обучение. Не все готовы разбираться в сложностях и тонкостях игры, не все могут позволить себе мощный компьютер или ноутбук. Онлайн закономерно снизился с развитием мобильного гейминга, особенно жанра MOBA, оставив в игре лишь преданных фанатов.

Безрекламная политика

Valve никогда не продвигали свои игры. Это касается не только Dota 2, но и других проектов компании. Игроки приходили сами: сначала из первой Dota, затем под впечатлением от крупных призовых фондов, начало которым положил The International. Именно турниры и громкие победы изменили отношение общества к киберспорту, показав его перспективность и возможность хорошо зарабатывать, занимаясь любимым делом.

Это и стало главной опорой Valve в привлечении внимания к игре. Но что теперь, когда призовые фонды в $500,000 или $1,000,000 стали обыденностью, а The International больше не ставит новых рекордов? Игра перестала привлекать внимание выигранными суммами. Истории о том, как очередной юный игрок до 18 лет стал чемпионом крупного турнира, мы слышим разве что в CS2. Даже в Китае, где раньше рождались звёзды, а о местных талантах знал весь мир, интерес к Dota 2 стремительно падает.

Нет притока игроков, нет талантливых новичков, никто не повторит легендарную победу Пакистан, Pakistan, PKSumaiL на The International 2015 в 16 лет. Это приводит к кадровому кризису на профессиональной сцене.

Большая перетасовка игроков

Популярность Россия, Russia, RUАлана «Satanic» Галлямова — редкое исключение на профессиональной сцене. Уже давно в Dota 2 не появлялись молодые таланты, за которых велась бы борьба между крупными организациями. Но всего 5–6 лет назад это было обычным явлением: талантливых игроков находили в рейтингах и на тир-2 сцене, а каждые полгода заговорили о новой звезде. Последними в таком ключе обсуждали Россия, Russia, RUNightfall, Россия, Russia, RUkiyotaka, save- и Россия, Russia, RUPure. Вы удивитесь, но за их карьерой мы следим уже почти пять лет! И только Россия, Russia, RUSatanic за это время смог стать новой молодой звездой Dota 2.

Профессиональных кадров в киберспортивной Dota 2 становится всё меньше. Даже ветеранам вроде Россия, Russia, RUSolo, Эстония, Estonia, EEPuppey, Франция, France, FRCeb некому передать эстафету. Организации меняются одними и теми же игроками, а тир-2 и тир-3 сцены погрязли в договорных матчах, из-за чего трудно заметить новых талантов.

Сложилась типичная ситуация: Россия, Russia, RUdyrachyo вернулся из инактива, Весь мир, WorldTundra Esports рассталась с Россия, Russia, RUNightfall, которого заберёт другая команда. Россия, Russia, RUTeam Spirit вернули Украина, Ukraine, UAYatoro, Россия, Russia, RUSatanic перешёл в Россия, Russia, RUPARIVISION, а Нидерланды, Netherlands, NLCrystallis, выигравший на ESL One Bangkok 2024, точно не останется без коллектива. Он займёт чьё-то место, а тот игрок перейдёт в другую команду. Однако о кадровых проблемах громче говорят другие примеры: возвращение Украина, Ukraine, UAV-Tune на сцену или появление Nande, которого давно обвиняют в нечестной игре, в роли стендина у Россия, Russia, RUVirtus.рro.

Безусловно, Valve недостаточно поддерживают проект, теряя часть уже старой аудитории. Всё это сильно сказывается на популярности игры, однако Dota 2 не грозит забвение ещё долго, ведь достойной альтернативы этой MOBA на ПК пока не существует. Даже, кажется, Deadlock не суждено пережить нашу любимую игру. Но, чтобы продолжить держаться на плаву, Dota 2 нужен свежий воздух и срочные перемены в политике Valve по отношению к игре. 

А что держит вас в Dota 2? Какие изменения, по вашему мнению, помогли бы игре вернуть былое величие?

Наша редакция продолжает следить за самыми актуальными новостями, о которых вы узнаете первыми.