Экс-менеджер NAVI: «Я во всех организациях продвигаю идею работы с молодыми коллективами»

Бывший менеджер Украина, Ukraine, UA Natus Vincere и Украина, Ukraine, UA FlyToMoon Украина, Ukraine, UA Сергей «AnahRoniX» Быковский рассказал в интервью о распаде предыдущего ростера NAVI, поделился своими ожиданиями от предстоящего The International 10, а также поведал о трудностях в работе киберспортивного менеджера.


— Как мы понимаем, с сентября ты официально покинул пост менеджера Natus Vincere. У тебя уже есть новое место работы, можешь что-то об этом рассказать? Или по плану возрождение FlyToMoon? Мы видели, что ты сменил аватар в дискорде.

— На данный момент, на про сцене не так много проектов, где бы я мог поучаствовать непосредственно как менеджер или координатор спортивного направления. Многие команды уже сменили менеджера, некоторые просто взяли паузы до окончания TI10.

Сейчас есть время осмотреться, проанализировать сцену и выбрать вектор для дальнейшего движения. Для меня это своеобразная пауза. С нового сезона я готов продолжать: у меня по прежнему полно мотивации, даже после не совсем удачного конца последнего DPC сезона.

Касательно FTM, это тег которому присущ немного другой набор ценностей, по сравнению с классическими организациями. Сложно судить сейчас сможет ли набраться подобный коллектив в ближайшее время. Одно могу сказать точно, это большой позитив, если тег возродится в ближайшее время. Аватар — это просто символ для меня, приятные воспоминания.

— Сейчас будет небольшой блок о твоей предыдущей команде. Как ты думаешь, был ли переход FlyToMoon под знамена Natus Vincere провальным решением? Что могло бы вас тогда заставить не принимать их предложение?

— Здесь не совсем правильно поставлен вопрос. Изначально было заявлено, что FTM искали организацию. То есть мы связывались с NaVi, а не наоборот. Сначала они дали негативный ответ, ведь FTM многие в комьюнити считали просто "шуткой". Никто не понимал, как люди в СНГ без зарплаты (о чудо!) объединились и еще что-то могут выигрывать. После произошла коммуникация, в которой стало ясно, что коллектив был стабилен в плане состава, и NaVi приняли решение подписать FTM. С оговорками, испытательным сроком и прочими вещами.

В любом случае, отходя от тегов, если бы мы в тот момент не нашли организацию, скорее всего коллектив претерпел бы изменения. Новый тег заставил забыть былые распри и сфокусировал команду на новых процессах и целях. Начался период NaVi.

Отвечая на вторую часть вопроса, новый тег точно позитивно повлиял на коллектив. Причем неважно, какой бы тег на тот момент нас подписал, мы сами к этому пришли. Все стороны соглашения знали на что шли, что мы будем друг от друга требовать. Завышенных ожиданий не было с обеих сторон.

По поводу поддержки инфраструктурно, в понимании что организация должна давать команде, к NaVi нет никаких претензий. Все было более чем хорошо, если сравнивать с разными мировыми и СНГ организациями. А мне за 10 лет работы, поверьте, есть с чем сравнивать. Здесь можно сказать только "спасибо".

— Буквально через месяц после несостоявшегося для вас мейджора ростер претерпел изменения. Можешь пролить свет на то, что происходило, и пояснить причины произошедшего?

— Я уверен, что всех нюансов до конца не знает никто. Но могу поделиться тем, как это выглядело с моей стороны.

Во время DPC Season 1 у нас был длительный буткемп, более 40 дней. За этот период мы отыграли сезон в новой на тот момент системе, работали с психологом для состава, вели командную работу с тренером. В действительности был пройден длинный путь подготовки, но было несколько нюансов. Система угнетала ожиданием матчей по 6 дней, и касается это вообще всех игроков Dota 2.

Ранее во FTM мы играли онлайн и, когда в команде наступало напряжение, просто отказывались от тренировок. Команда могла неделю не играть, а после провести разогревочные матчи и без проблем выиграть официальную встречу. Здесь же команда просто была заперта в доме, вокруг пандемия, сложновато было куда-то выехать и отвлечься. Бытовуха превратилась в рутину. Игроки все разные, но оказались примерно в одной ситуации. И случилась классика жанра: каждый начал замечать друг в друге что-то негативное, на что раньше при менее тесном контакте можно было попросту забить.

Эта ситуация начала вбивать клинья в команду. Но на тот момент никто не думал разъезжаться, ведь впереди Major, а ради этого мы, по сути, и собирались. В итоге принятое коллективом решение о длительном буткемпе было ошибочным, хотя мы все понимали, на что идем. Мне кажется, команда недооценила его деструктивное воздействие, хотя у всех уже был такой опыт.

Мы поверили в то, что сможем так тренироваться, и что нам это нужно, но решение было ошибочным. Все разъехались, но каждый вынес с собой градус напряжения, определенно.

За пару недель до поездки заболели Iceberg и AWF. Мало того, что комьюнити отреагировало на все это негативно, так сказать, "нагуляли себе COVID". Все игроки понимали что поездка на Major под вопросом. И здесь была точка невозврата. Поясню почему.

Коллектив разъехался с буткемпа со множеством проблем и недосказанностями, все чувствовали, что ситуация в конце DPC S1 была накалена. А здесь появился еще один фактор, который усугубил ситуацию. Нужно было думать, что делать, и все решили играть с заменами. Ведь нужно ехать на Major, получать очки, попасть на TI, куда мы все и стремимся.

В итоге мы собрались на короткий буткемп, играли с заменами онлайн и собирались в поездку. Позже были не совсем уверенные COVID-тесты, поломка самолета Николы “Lebron” Поповича, означавшая, что стендин не прилетит на Major, учитывая проблемы с авиаперевозками на тот момент. Мы были в ситуации, где по прилету в Сингапур нас могли с некоторой долей вероятности закрыть на карантин, а про игру во втором DPC сезоне можно было и вовсе забыть.

Риски были слишком велики, поэтому мы приняли решение пропустить Major. При этом Рома “RAMZES666” Кушнарев уже был в самолете, а ситуация, скажем так, была совсем не в нашу пользу по всем параметрам.

Все было против нас. "Тильтометр" показывал 10 из 10. Мы разъехались с буткемпа с четким пониманием, что команда в ужасном состоянии. Никаких дополнительных очков заработать мы не можем, а через 20 дней стартует новый сезон. Его мы договорились играть уже только онлайн (!).

Часть коллектива увидела, что тренировки могут проходить по-другому. Даже с Витей [Виктор “GeneRaL” Нигрини] в миде и заменами мы показывали хорошую игру и были уверены в своих силах на предстоящем турнире. Все увидели, что есть альтернатива тому, что происходило в команде до этого. Это зерно, посаженное тогда, начало прорастать в умах игроков.

Единственным вариантом не допустить изменений было смириться с тем, что мы изначально можем не поехать данным ростером на Major и ждать, пока Богдан [Богдан “Iceberg” Василенко] и Андрей [Андрей “ALWAYSWANNAFLY” Бондаренко] выздоровеют. Но в тот момент никто не мог проанализировать это под таким углом. Именно после этой цепочки событий пошел сдвиг в сторону замен.

— Почему на место GeneRaL взяли именно RAMZES666. По статистике он был далеко не самым сильным офлейнером и проигрывал многим другим ребятам из СНГ. Это из-за его сильной медийки, или есть другая причина?

— У комьюнити есть "отличная" привычка, судить об игроках, исходя из какого-то личного опыта. Потому часто возникают фразы "кикнули того, кикнули этого, забрали игрока, ушел и развалил команду" и все в таком роде. Все пытаются уцепится за отношения игроков в команде или за влияние индивидуальности как таковой.

В реальности же коллектив, как ни крути, — это смесь скилла, коммуникации и личностных качеств игроков, которые только после определенного времени выдают или не выдают вожделенный результат. Поэтому команда собирается или прекращает свое существование из-за влияния всех ее участников, игроков, стафа и прочих людей, которые так или иначе непосредственно влияют на процесс жизнедеятельности команды. Я не хочу снова вдаваться в подробности и поднимать шумиху вокруг вопросов "Кто виноват? Кто кикнул? Кого кикнули?". Это все неправильные вопросы.

Касательно замен скажу следующее. Каждый член коллектива, включая меня, не предпринял достаточно усилий, для того чтобы эта команда доиграла DPC сезон в стабильном составе. Игроки морально и физически устали, и перед последним DPC сезоном все разъехались при своем мнении, ошибочно посчитав, что все в среднем "ок" и может продолжаться в том же духе. А после начались изменения.

Касательно всей этой медийной истории, которой обросли замены, могу сказать, что это эмоции игроков, умноженные на медийку NaVi. Поэтому если вы находитесь в серьезном медийном проекте и на вас идет фокус СМИ, будьте осторожны со своими высказываниями — это может вывести и вас, и ваше окружение из равновесия.

Отвечая на ваш вопрос, по сути, скажу, что General был заменен на Ramzes из-за того, что команде требовалась перестройка. С его индивидуальной игрой это никак не связано. А вообще, лучше как-нибудь спросить у него самого, что он думает по этому поводу… Если выключить эмоции.

— Перестановки перед WePlay AniMajor 2021 в итоге негативно повлияли на 2 состава: AS Monaco Gambit и NaVi. Что является причиной таких деструктивных решафлов в коллективах СНГ на постоянной основе?

— "Решафл" можно трактовать по разному. Например, незадолго до AniMajor внутри комьюнити игроков все прекрасно знали, что некоторые ребята из Gambit объявили о своем уходе задолго до того, как турниру был дан старт.

Команды просто перестают существовать как коллектив в определенный момент. Они не хотят играть друг с другом, когда не выходит преодолеть некоторые трудности, хотя все прикладывают к этому много усилий.

Мотивация членов коллектива играть дальше и справляться с проблемами — это основной параметр, от которого зависит как долго коллектив будет пребывать в стабильном составе. У FTM-NaVi этот период был примерно 10-11 месяцев с одной заменой. Это довольно длительный период для СНГ коллективов, некоторые из них существуют и того меньше.

Но жизненный цикл любого коллектива заканчивается. Не нужно воспринимать это как трагедию или деструкцию. Если игроки усвоят этот опыт, они всегда могут создать что-то лучше. В этом, как мне кажется, и есть смысл эволюции всех неигровых скиллов игрока, в его опыте и умении решать сложные ситуаций внутри команды.

— До старта главного турнира последних двух лет остается чуть меньше месяца. В этот раз честь СНГ региона будут защищать Virtus Pro и Team Spirit. Кто из этих команд, по твоему мнению, сильнее на текущий момент? (этот вопрос был задан еще до итогов OGA Dota Pit Invitational)

— Два коллектива из молодых ребят, но очень разные. Если говорить про результат на турнире, все зависит от групп и сетки. На TI нет сильных и слабых, есть фавориты, но за 10 лет мы не раз наблюдали ситуацию, где аутсайдеры удивляли на турнире.

У VP и Spirit разные стили, но обе команды имеют равный шанс добиться того или иного результата. The International — это турнир, где все ваши ожидания и наработки могут как резко обнулиться, так и усилиться в разы. Я не понимаю, что творится внутри обоих коллективов, потому оценить скилл только по играм сложно.

Одно могу сказать: тренером Spirit является игрок, с которым я попадал на три чемпионата мира и, пожалуй, здесь притоплю за Айрата. Рад, что он вернулся и в 4й раз, в другом амплуа у него все может получиться лучше, чем в предыдущих чемпионатах. В любом случае, желаю удачи обоим коллективам!

— Если говорить не только об СНГ, то, как ты считаешь, какая команда на предстоящем The International 10 сможет стать чемпионом и почему?

— Если сравнивать TI в плане значимости с чем-то из реального спорта, это все-таки ближе к Олимпиаде. Люди идут к этому долго, упорно готовятся. Данный турнир уже своим статусом влияет на собственный ход. Я думаю, что в этом году фавориты могут не дойти до мест, которые им сулят. Все может быть непредсказуемо, как и было для Dota 2 сообщества последние полтора года. Практически любой коллектив может выстрелить, потому что игра становится все более командной, зависит от каждого из игроков и от людей, которые работают с командой. Выиграет та команда, на которую стресс и внешние факторы повлияют меньше всего.

— Если отойти от реальности и представить, что FlyToMoon образца 2020 года попали на сегодняшний The International 10. Учитывая уровень всех остальных оппонентов, на какое место команда могла бы рассчитывать?

— Я не любитель отходить от реальности, поэтому такую ситуацию рассматривать, с вашего позволения, не буду. Если FTM доедет до TI в будущем, обязательно обсудим.

— Безусловно, ты как менеджер киберспортивной команды должен всегда держать руку на пульсе и следить за подрастающим поколением игроков. Сможешь назвать несколько молодых игроков, которые, по твоему мнению, могут в будущем стать суперзвездами доты?

— В сезоне сейчас появляется в среднем 10-15 новых игроков, и лишь 3-5 человек идут по социальному лифту. Новых талантов масса, но по-прежнему мало коллективов которые берутся за их развитие. В этом году у нас феерия молодых игроков. Команды на TI состоят преимущественно из молодых ребят, а это значит, что слотов для новичков в следующем сезоне будет меньше. Это сезонность дисциплины, от нее никуда уйти.

Я не буду называть имен, так как это часто играет злую шутку с игроками. Но сейчас определенно есть 3-5 игроков, которые могут достойно выступать в дальнейшем.

Если кто-то из неймов говорит вам, что вы неплохо играете, знайте, что пока у вас за спиной нет победы на Major, скорее всего, это повод утроить свои старания, нежели просто сесть в паблике и ждать тот самый "билет в топ команду". Билет может и не прийти, а драгоценное время будет потеряно.

Последний раз я скаутил в августе. Думаю, ни для кого не будет секретом, что я во всех организациях продвигаю идею работы с молодыми коллективами. В NaVi я также довольно часто и настойчиво поднимал этот вопрос. Во что это там выльется — покажет время.

— С момента запуска Dota 2 ты успел поработать с десятками разных киберспортсменов из СНГ. Как ты считаешь, среди них были те, кто должны были стать топовыми игроками, но так и не смогли раскрыть свой потенциал. Как менеджер команды должен им в этом помогать?

— Это очень объемный вопрос, ведь тут нужно рассматривать каждого как личность. Те, кто должен был стать топовым игроком, им стал. Многим не хватает выдержки, силы воли, желания развиваться, некоторым просто мешают жизненные обстоятельства. Это выбор каждого, нельзя никого винить за то, что он не стал топовым. Иногда человек упорно трудится годами, и не может найти тот рецепт, который поможет ему добраться до вершины, а иногда кто-то просто берется и через год уже едет на TI. Здесь нет универсального рецепта.

Менеджер помогает настолько, насколько он вообще ощущает себя человеком, который может на что-то повлиять в коллективе. Есть команды, которым объективно нужна помощь, и они это осознают. Бывает наоборот, люди не нуждаются в помощи извне по своим убеждениями. Они могут и ошибаться, но это будет осознано постфактум.

Менеджер при наличии ресурсов (а иногда и при их отсутствии) должен строить вокруг коллектива такую среду, где игроки могут почерпнуть для себя что-то полезное извне, не из игры. Это может быть совместное времяпрепровождение, досуг, образование, обучающие материалы, работу со специалистами и любой другой позитив.

— Расскажи, какие трудности испытывает менеджер команды при работе в киберспорте? Как с ними приходится справляться?

— На раскрытие данного вопроса может понадобиться время в разы больше, чем я потратил на данное интервью. Тема очень обширна, но я бы не называл это проблемами. Это задачи менеджмента, экспертизы и т.п. Есть разные типы менеджеров, их подходов, взаимодействий. Основная задача, если сказать в общем, — найти баланс в своих методах работы для достижения общей цели. Возможно, в дальнейшем я постараюсь раскрыть данный вопрос и поделиться опытом для подрастающего поколения менеджеров.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: ru.dltv.org