Lazar': «Кастеры в том числе несут ответственность за то, каким выросло комьюнити»

Бывший профессиональный баскетболист, а ныне комментатор студии RuHub Россия, Russia, RU Иван «Lazar'» Лазарев рассказал в интервью, сколько времени он потратил на игру в Dota 2, сравнил Доту с баскетболом, а также порассуждал об улучшении комьюнити игры.


— Первое фото в твоем инстаграме с экраном Dota 2 опубликовано аж в августе 2012-го. Как и когда ты познакомился с игрой, играл в первую «Доту»?

— Я знал о «Доте» очень давно, когда мне было еще лет 14, но тогда в нее не вник. Полноценно начал играть где-то в 2009 году. Мы приехали на сборы молодежной сборной России U18, там в нее играли ребята. Я знал, что такое World of Warcraft, кастомки всякие, а тут увидел DotA AllStars, и как в том меме: «Ничего не понял, но очень интересно». Я посмотрел, скачал себе на комп и начал играть потихонечку. Пока был на сборах — по локалке 1v1 и 2v2, потом на ICCup уже.

— А в компьютерные клубы ходили?

— Да, но там играли не в «Доту», а в CS 1.6. Еще была аркадная рубилка Rune. Естественно, тогда уже в клубах кто-то сидел за «Дотой», но я начал позже, когда уже играл в баскет — со своего ноутбука.

— Получается, ты настоящий олд. За такое время тебе не надоела игра? Ты когда-нибудь делал перерыв, удалял ее из-за тильта?

— Я ни разу не удалял «Доту», потому что понимал, что это бессмысленно. Ее можно удалить с компьютера, но не из сердца. Ты понимаешь, что это как любовь — ты и с ней не можешь, и без нее. У меня такие ассоциации. Не знаю, почему я так прикипел к игре. Наверное, в моей жизни просто не было столько много «Доты», чтобы я сел и сказал: «Ну нафиг». Было, конечно, когда по полгода-год не играл, но все равно одним глазком поглядывал на про-сцену, за мейджорами следил, подтапливал за своих.

— Как вообще удавалось совмещать баскетбол и Dota 2?

— Мне на «Доту» никогда не хватало времени, к сожалению. А может, и к счастью. У меня всегда спрашивают: «Ты же так долго играешь, почему у тебя так мало MMR?» Дело в том, что у меня в неделю было время максимум для трех каток. Я заходил, играл три матча, два из них проигрывал и выходил. А когда два-три дня не играешь, то уже начинаешь затупливать — кнопки не нажимать, крипов не добивать. Думаю, все меня понимают.

— А сейчас как часто заходишь, сколько у тебя часов и MMR?

— Птс — это табу, давай не будем совсем о грустном. На этом аккаунте у меня 2200 часов. Думаю, еще есть пара аккаунтов по тысяче, поэтому около 4 тысяч часов у меня все-таки есть. А с MMR такая история: впервые я откалибровал аккаунт на 3,5 тыс. MMR, а с того времени бесконечный дебуст происходил.

Сейчас я играю на стримах, а они больше в формате общения, поэтому «Дота» на второй план уходит. Мы с чатом постоянно сидим и разговариваем, а меня убивают, я косячу где-то. Нужно найти время помимо стримов и работы, чтобы забуститься, а это уже сложно.

— А на ком любишь играть?

— Сейчас я понимаю, что надо на кора переходить, потому что меня калят мои керри и мидеры в последнее время. А так — «четверкой» нравится играть, пойти и пороумить на какой-нибудь Mirana. Еще на Axe, Lone Druid. До того, как пофиксили Aghanim’s Scepter, на «четверке» Sniper поднял очков 600 где-то.

— Во что еще играл помимо «Доты»?

— В детстве я очень много проводил времени в играх. У меня была Dendi, а потом лет в 10 отец подарил мне ПК. Тогда начались залипаловки, когда еще все в офлайне было. У меня был 56-килобитный модем, я даже в StarCraft: Brood War играл на нем, но совсем немного, как бы по праздникам, потому что мама ругалась — интернет тогда стоил прилично.

В какой-то момент, когда я уже стал взрослее, меня стало очень тяжело заманить в какую-либо игру, чтобы я провел там много времени. За последние 10 лет я прошел до конца только GTA V и The Legend of Zelda, так и не доиграл в «Ведьмака» и Skyrim до конца. Зато я теперь в огромном предвкушении, потому что на стримах есть преимущество — проходить в первый раз великие шедевры, которые я пропустил.

— А из недавнего что понравилось?

— На стриме играл в Borderlands и Hades недавно. Помню, что в Fortnite позалипал еще какое-то время, на карантине поиграл в Valorant, но все равно все дороги ведут к «Доте». Это как в шахматах — ты заходишь в каждую катку, она начинается заново, выиграл или проиграл — получил заряд эмоций.

— Получается, сингплеерные игры не так затягивают?

— Да. Может, просто не дают столько эмоций или нет такой соревновательности.

— У тебя двое детей. С ними получается взаимодействовать в играх, они уже увлекаются этим?

— Малой Гриша у меня обожает Марио во всех его проявлениях. В Mario Kart 8 мы ему уже год разрешаем играть, ему скоро будет пять лет, а он уже офигенно играет — даже меня иногда обгоняет. В режиме с помощью он уже два-три раза прошел Super Mario Odyssey. Мы даем ему Switch на час или полтора в день после детского сада или ужина, вот он и играет. Я ему включал что-то посложнее, но пока не давалось. Младшей Полине стукнет четыре года буквально через пять дней, ей пока это не так интересно. Она за компанию с Гришей сидит, просит, пять минут поиграет и идет своими делами заниматься.

Я не против, чтобы мои дети играли в компьютерные игры. У нас есть мнение о том, что игры делают людей жестокими, но, скорее, жизнь в Орехово-Зуево до 14 лет может сделать человека жестоким (смеется). Ничего личного, я обожаю свой город и жуткий патриот.

— Да уж, или жизнь за МКАД, как у нас любят шутить. Ты согласен с тем, что игры — это связующее звено между поколениями?

— Да, я бы сказал, что это универсальный язык. Мне кажется, что раньше эту роль выполняло лото. Вы собирались с семьей, вытаскивали монетки: кто-то кладет, кричит, ставит. Сейчас с ростом доступности гаджетов игры будут вытеснять более традиционные способы взаимодействия, и я ничего плохого в этом не вижу. Я не против, чтобы мои дети условно были киберспортсменами, но все должно быть в меру.

Мне пришлось пожертвовать образованием в пользу профессионального спорта, но на той стадии я уже понимал, что могу добиться чего-то, поэтому концентрировался на этом. Если мой ребенок скажет, что хочет быть киберспортсменом, я отвечу: «Окей, но давай ты будешь заниматься своим здоровьем и образованием». Это будут мои условия. Ты можешь не быть спортсменом, но три раза в неделю можно побегать и попрыгать, позаниматься элементарными вещами, а дальше заниматься чем-то своим.

— Ты уже много лет играешь в «Доту» и в баскетбол. Как думаешь, они вообще похожи? Их можно сравнить?

— Да. И в баскетболе, и в «Доте» противодействие 5 на 5, обе игры невероятно командные. Например, в футболе, если ты где-то что-то прошляпил, больше вариантов для помощи и подстраховок, потому что игроков больше и поле по размеру шире. Чем меньше людей в команде, тем сильнее вы зависите друг от друга.

Еще в баскетболе очень высокий темп игры — то же самое и в «Доте». Плюс в обеих играх есть разные позиции. В баскетболе есть разыгрывающий, атакующий, защитники, легкие и мощные форварды, центровые. Я бы сравнил свою позицию центрового с хардлайнером, потому что ожесточенная борьба под кольцом и многие тычки ему достаются — это такой танкующий игрок. Мета и в баскетболе, и в «Доте» меняется. Например, сейчас в моде неклассические центровые: бегущие, бросающие и атакующие агрессивно.

Еще в обеих играх очень важна коммуникация и чувство понимания того, что твой товарищ в данный момент будет делать. При высоком темпе ты не всегда успеваешь договориться, здесь нет тактических пауз.

— А тебе легче коммуницировать в «Доте» или в баскетболе?

— Думаю, в баскетболе общение дается легче. Я знаю, что если меня не услышат — я подойду, дам леща и скажу: «Ну ты чего, Вась? Мы же с тобой здесь одно дело делаем, давай дружить». Ты непосредственно с человеком находишься, вы можете друг другу что-то объяснить. Тут тебя не замьютят — придется выслушать. К тому же, вы играете вместе целый сезон, а не один паблик и разбегаетесь. Тебе нужно в любом случае налаживать отношения, иначе это будет во вред команде.

— А как ты вообще взаимодействуешь с тиммейтами в «Доте»?

— В последнее время я выполняю роль кота Леопольда — пытаюсь разрешать конфликты и положительно настроить команду. Бывает, что с нулевой кто-то что-то пикнул, и начинается канитель. Я говорю: «Ребята, подождите, давайте не будем делать преждевременные выводы. Давайте поиграем. Хотите, я флекснусь на эту позицию, сделаю что-то другое?» Иногда на себя удар принимаю. Я не чувствую хейт в чате паблика. Когда ты приезжаешь в Жальгирис играть или в какую-то турецкую команду, а на стадионе сидят 10 тысяч зрителей и орут на тебя, после такого фразы в интернете вообще не ощущаются.

— С таким подходом ты не думал о профессии командного психолога?

— Ты не поверишь — пару лет назад я начал разрабатывать свою программу тимбилдинга для баскетболистов. Но если мы, опять же, сравним два вида спорта — они действительно очень похожи, поэтому этот тимбилдинг и в «Доте» поможет. Я проводил его в нескольких разных командах. Например, мой друг работает тренером в спортшколе ЦСКА — его ребята стали чемпионами России в прошлом году. Мы провели на сборах за три дня тимбилдинги. Тут даже суть не в упражнениях, а в том, как ты к этому подводишь, и с какими выводами сами ребята из него выходят. Я бы с удовольствием поехал на буткемп и провел что-то такое, но только по желанию игроков и без принуждения, иначе это не сработает. Так что да, на позиции командного ментора я бы себя с удовольствием попробовал. Все же я баскетбольный тренер, есть какая-то педагогическая жилка.

— А в какой роли ты еще себя видишь?

— Если будет возможность съездить на турниры или буткемпы, хотелось бы попробовать себя интервьюером и контент-мейкером. Делать с ребятами что-то совместное — какие-то зарядки, игры активные. Люди сидят по 15 часов в день — о каком здоровье может идти речь? Я бы агитировал всех с огромным удовольствием что-то делать, потому что в 30 лет это все аукнется.

— Можешь вспомнить, когда и почему ты решил стримить на Twitch? Как тебе этот опыт?

— Это довольно забавная история. Когда я был еще в ЦСКА, попал на московский EPICENTER 2017, а потом на афтепати. Там я познакомился со многими ребятами, которые стримят и играют. Тогда у меня случился порыв. Я вдохновился, зарегистрировался на Twitch и пошел стримить с ноутбука с ужасной вебкой и качеством звука. Меня даже люди поретвитили, человек 50 на трансляцию зашли и поняли, что тут ни качества, ничего нет. В те годы у меня еще Гриша с Полиной родились, так что было потом уже не до этого.

— Не так давно ты играл с Версутой на стриме. Вы тоже там познакомились, или как это получилось?

— Нет, это как-то случайно получилось. Мы познакомились в соцсетях — кто-то кого-то ретвитнул. Не могу сказать, что мы друзья, но на сторис друг другу отвечаем. В один день я ему просто написал из разряда: «Ну что, возьмешь на каточку?», а он ответил: «Ну пошли».

— Ты уже упоминал, что у тебя разговорный стрим даже во время игры в «Доту». Почему именно такой формат, есть ли у тебя какая-то концепция?

— Я думаю, большинство людей заходит на Twitch за общением — сбиться в кучке людей по интересам, обсудить что-то.

У меня в чате постоянно движуха какая-то. Мне чел пишет: «Я знаю чувака, он любит баскет и тоже на Twitch стримит. Давай, он тебе даст инструкцию и поможет развить канал, а ты ему пару тренировок баскетбольных проведешь». Я такой: «О, круто, вот это нетворкинг». Есть еще чувак Никита, он раньше играл в баскет, а вообще — потомственный ювелир из Самары. Недавно он написал в чат: «Я уже четвертое изделие заканчиваю под твой стрим». Это так приятно и тепло.

Самая главная фишка моего канала — это канал без негатива. У меня есть скрытое желание положительно влиять на комьюнити. Я пытаюсь подружить всех и успокоить, чему-то научить без токсичности.

— А какие-то негативные моменты были, или опыт на Twitch исключительно положительный?

— Вообще ничего негативного. Бывало, конечно, челики заходили с прошедшей катки, что-то писали. Я говорю одному: «Ну давай разберемся», — начинал раскапывать внутриигровую ситуацию, а он мне: «Ну ладно, ок, я был не прав», — и подписывался.

— Думаешь, улучшить комьюнити «Доты» — это реально?

— Да. Мне кажется, нужно стратегически решать такой вопрос.

В киберспорт приходит все больше профессионалов из медиа, обычного спорта, которые смотрят на все с другой точки зрения. Плюс начинается более серьезная стадия развития индустрии. Каких-то семь-десять лет назад на официальных трансляциях проскакивали мат, оскорбления.

Не хочу никого обвинять, потому что мы все были молодыми и совершали ошибки, но кастеры в том числе несут ответственность за то, каким выросло комьюнити. Я считаю, что в наших руках сделать так, чтобы следующее поколение было другим, но это тяжело, потому что след остался. Кто-то меня, может, поддержит, а кто-то скажет, что я занимаюсь какой-то фигней или невыполнимой миссией.

Мне кажется, что можно подготовить план и бросаться в комьюнити единорогами и сердечками, чтобы все хоть как-то пришли в себя. Старое поколение дотеров уйдет, и, надеюсь, этот порочный круг можно будет прервать — молодые подтянутся за добрым и светлым.

— А какими методами этого можно достичь?

— Я могу начать с себя — муссировать это на своем канале, развить медийку, а потом делать даже какие-то психологические ролики с разбором конфликтных ситуаций. Но не так, чтобы негативить, а просто объяснить. Я же всю жизнь играю в командах, а там у взрослых мужиков и драки бывают, когда ты на тестостероне бегаешь и орешь постоянно. Там рано или поздно конфликт в любом случае придет к разрешению — либо к разговору, либо к силовым методам. Когда ты играешь, а по ту сторону кабеля флеймит человек и понимает, что ты вряд ли вычислишь его по IP, то решить конфликт сложно. Это определенная культура.

Я очень давно говорил, что дотеры не могут ответить за свои шутки про мамок. Если бы я вышел во двор, когда интернета еще не было в помине, и сказал что-то такое, мне бы сразу объяснили, что такое говорить нельзя. С этими мыслями я и рос, а сейчас в интернете все считают, что это может остаться безнаказанным, но это не так.

Безнаказанность порождает беспорядок, но мы что-нибудь придумаем. Я могу сидеть и долго об этом говорить, но если мы скооперируемся с умными людьми, то сможем сделать лучше. Не сидеть и не взрывать на Techies, а немного другим путем пойти — улучшать комьюнити через коммуникацию и через что-то доброе.

— Планируешь дальше раскручиваться на Twitch?

— Да. Сейчас уже этим более основательно занялся — канал потихонечку растет, RuHub помогает репостами. Около 300 подписчиков пока и онлайн 20-25 человек, но я только начал. Сейчас можно за баллы канала заставить меня приседать, буду еще что-нибудь придумывать. К тому же, это какой-никакой дополнительный заработок. В этом плане тоже хочется развиваться, потому что я привык к определенному уровню достатка.

— 4 марта ты официально стал кастером RuHub. Как ты туда попал?

— В 2020 году у моей мамы были проблемы со здоровьем, поэтому я не мог уехать из Москвы куда-то играть. Когда она выздоровела, прошла половина профессионального сезона, я начал комментить баскет, а потом поступило предложение из RuHub. Я понял, что мне это очень интересно и решил попробовать.

В начале я сам смотрел «Доту» на стриме и что-то говорил, потом прислали тестовое задание — надо было скинуть вопросы для интервью и воды по играм. Получилось так, что я попал в процесс смены руководства во всем RuHub, и весь переход сильно затянулся. В один момент я вообще нервничал, что может все сорваться, но все сложилось. Я очень доволен — впереди много работы, но я ее не боюсь. Как в итоге это для обернется — зря или не зря — покажет время. Я понимаю, что мой уровень еще очень далек от совершенства, но буду очень стараться.

— Можешь вспомнить свой первый комментаторский опыт «Доты»? С какими трудностями столкнулся?

— Я комментировал нижний дивизион Северной и Южной Америки.

Если честно, иногда трудно забить паузу, а там они бывали постоянно. Про именитые команды и игроков ты всегда можешь рассказать истории, вспомнить какие-то сигнатурки, обсудить новости. Когда ты комментируешь нижний дивизион Америки — ты вообще почти ничего не знаешь. Только к 8-10 игре начинаешь понимать, кто, где и чем играет. Все это приходит с опытом. Сейчас уже в начале матча пометки в голове делаю, что можно сказать на случай заминки.

— Готовишься ли ты к матчам по «Доте»?

— Перед кастом на EPIC League S3 я открываю историю игр, смотрю, с кем команда встречалась, как выступила на DPC. Освежаю в памяти ники, на ком люди играли последние матчи. Над голосом и связками еще не приходилось работать, но думаю, что это еще впереди.

— Как оценишь свои дебютные матчи после анонса уже с камерами в студии?

— Первый опыт на студии был с Милой. В целом — неплохо, единственное — кашель меня душил невероятно, поэтому я пол-игры думал о том, чтобы не кашлянуть лишний раз, поэтому тушевался по игре. Я заболел недавно, поэтому хриплю и сиплю, а долечиться не успел. Миле пришлось вывозить за двоих.

Бывало, что проскакивали моменты — скилл забыл или предмет какой-то, но это все решается со временем и доводится до автоматизма. Нужны практика и упорная работа. Главное — не переставать учиться. Не стыдно чего-то не знать — стыдно не хотеть это понять, особенно, если это твоя профессия.

— А как ты работаешь над собой?

— Когда мы еще работали из дома на кастах Америки, я всех просил написать фидбек, на чем мне стоит сделать упор. Большинство советов сводилось к тому, что нужно просто практиковаться. И Mila, и Eiritel посоветовали просто включать квалификации DPC на своем канале и комментировать. Когда вдвоем — ты иногда рассчитываешь на сокастера, а здесь ты сидишь вроде не в напряге, но в то же время получаешь опыт.

— Скроллил чат твича в поисках реакции на комментирование? Может, читал комментарии к новостям?

— Нет, чат я особо не читаю. У меня многие знакомые играют в «Доту» и пишут мне. Товарищ Андрюша, например, недавно мне посоветовал комментировать так, чтобы человек без видео с экрана мог понимать, что происходит. Многие ведь смотрят фоном, за рулем и так далее. Я намотал на ус и принял к сведению.

— А как воспринимаешь хейт?

— Я всю жизнь играю в баскетбол, там люди постоянно такое в чатах пишут. Если мне говорят что-то коллеги, то я понимаю, что это люди с огромным опытом, у них есть экспертиза. Я с удовольствием прислушаюсь. Конструктивную критику я всегда принимаю, а хейт — это непродуктивно.

Иногда мне скидывают комментарии хейтеров. Люди пишут: «Вот, неопытный, ничего не знает». Когда я пришел в спорт, был крайне слабым и худым, мне многие говорили, что я ничего не добьюсь и не стану игроком. В итоге я заиграл, а те люди, которые так говорили, прекратили свои тренерские и игровые карьеры. Думаю, время все расставит на свои места. Да и в целом чат вроде меня неплохо принял даже и пастит все время: «Децл жив».

— Тебя забавляют такие комментарии и прозвища в чатике?

— Да, это прикольно. Люди пишут про Децла, Моргенштерна и ананас. Ассоциация с Моргенштерном не очень заходит, а вот ананасом меня даже знакомые называют. С Децлом отдельная история, я все детство его слушал и хотел сделать дреды, но не мог вытерпеть такого количества волос на своей голове — все время состригал, но потом решился. Поэтому Децл пока что мой фаворит среди прозвищ, тем более, если учитывать мои размеры. Децл вроде низкий, а у меня рост 210, поэтому это очень иронично.

— По ощущениям — стал иначе смотреть на «Доту», когда начал комментировать? Это дает какой-то буст по скиллу?

— Да, определенно, потому что ты начинаешь анализировать игру комплексно. «Доту» можно по-разному смотреть: под пивас, как мужики после работы футбол смотрят, а можно сидеть и делать какие-то выводы, что-то записывать. Когда ты комментируешь, то погружаешься полностью — от и до, мувы запоминаются лучше. Я тут зашел паблик с друзьями покатать, они такие: «Ого, вот это мув, раньше бы ты так по-любому не сделал». Плюсы определенно есть.

— Можно ли сказать, что в 2021 году для тебя «Дота» и баскетбол поменялись местами — из хобби в профессию и наоборот? Или ты пока не воспринимаешь это как полноценную работу?

— Это моя полноценная работа, она мне очень нравится, но я не жгу никакие мосты — жизнь очень непредсказуемая штука. Я могу в любое время вернуться, у меня есть возможность ближайшие пять лет играть в баскетбол, даже были предложения из Единой Лиги ВТБ. Воспользуюсь я ей или нет — это уже другое дело, но я ни о чем не жалею. Я понимаю, что те силы, которые я могу вложить в баскетбол, в киберспорте через пять лет приведут меня к большему успеху.

Помню, я ездил в свободное время комментировать матчи российской Суперлиги, и один тренер меня спросил: «Почему ты до сих пор без команды?», я ответил: «Это команда без меня».

Можно сказать, что я многим пожертвовал, потому что уровень зарплат несоизмерим. Когда я только пришел в RuHub, меня LighTofHeaveN спрашивал: «Ваня, ты можешь объяснить, зачем тебе это?» Я ему говорю: «А ты примешь ответ, что мне по кайфу?» Мне это просто интересно.

Очень тяжело после спорта найти себе занятие, которому ты будешь настолько же сильно отдаваться. Многие спортсмены теряются на пять лет при переходе от профессионального спорта к другой деятельности. А здесь я почувствовал, что хочу заняться чем-то другим. Думаю, если в киберспорте дальше так пойдет, то я могу спокойно завершить профессиональную карьеру и заниматься только этим: комментировать, какой-то контент снимать, стримы, возможно проводить тимбилдинг. Я понимаю, что мне это очень нравится, но если я через пять лет попытаюсь зайти, то нифига ничего не пойму: будет огромный разрыв с аудиторией в возрасте, понимании мемов и чего угодно. По сути, если сейчас на запрыгнуть в поезд, то потом возникнет проблема с поиском такой же интересной деятельности.

Каждые выходные я все еще езжу играть в баскетбол, тренируюсь в зале. Тело нужно постоянно чем-то нагружать — это для меня норма.

— Как тебе удается все совмещать? Баскетбол, «Доту», семью...

— С семьей определенные сложности сейчас. В Москве я живу один, снял квартиру небольшую рядом со студией и комментирую отсюда. У нас же были Северная и Южная Америка, а это все ночью, поэтому пришлось уехать.

Мы обычно живем в доме у любимой тещи семьей несколько месяцев, а потом уезжаем в город команды, которая меня подписала. А в этом году уезжать не пришлось. К тому же, оттуда кастить невозможно — интернет нестабильный, собака лает, поэтому мы сейчас не вместе.

Семья немного выпадает — видимся только на выходных. В остальном все успеваю: у меня есть расписание на EPIC League, поэтому подстраиваю зал и стриминг по времени.

— Как жена восприняла твой переход к комментаторству?

— Отнеслась вроде бы нормально, но чувствовалась неуверенность в её поведении и словах. Я думаю, ей больше не нравится то, что я уехал и мы живем не вместе. Еще, наверное, из-за недосказанности в спорте. Я пропустил два сезона из-за проблем со здоровьем, не раскрыл полностью потенциал, а ей хочется, чтобы я еще всем показал.

Я знаю, что могу, но мне и этого, в принципе, достаточно. Я могу эти силы вложить в другое дело, которым смогу заниматься еще много лет, а не только пять лет до окончания карьеры в 35-36.

— Ты упомянул максимальный возраст игрока в баскетбол. Как думаешь, в киберспорте есть эта планка?

— Думаю, ещё нет кастеров старше 35 лет, поэтому сложно сказать. Вилату вот 34 только, он уже подустал и потихоньку уходит в спорт. У нас с ним вообще свап произошел — он пошел комментировать баскетбол, а я перешел в «Доту». С ним у меня вообще забавная история знакомства как раз после того EPICENTER 2017.

У меня никогда не было особого трепета перед звездами, а на том афтепати я стоял у барной стойки, как школьник в магазине игрушек: «О, Dendi стоит, а вот ХВОСТ, круто, прикольно». Я стою, как дурачок, а тут мимо меня проходит v1lat. Он остановился, обернулся, и говорит: «Подожди! Ты же этот, сейчас, скажу фамилию... Лазарев! Вы же в том году Евролигу выиграли!». А я стою и думаю: «Круто, со мной v1lat разговаривает». Он попросил со мной сфотографироваться. Мы оба были удивлены, так и познакомились.

— По идее, ты раньше комментировал баскетбол, так что опыт у тебя есть. Отличается ли подход к комментированию в зависимости от дисциплины? Какая специфика?

— Темп игры и там, и там высокий, но в баскетболе нужно держать фокус на мяче, нападающем, кольце, защитнике, подстраховке и ротациях. Грубо говоря, на пяти вещах. Из действий — ведение, бросок и передача, еще потеря мяча. В «Доте» у тебя 10 персонажей с кучей механик, количеством кнопок, разные ситуации на карте — тысяча разных переменных. И все это надо держать в голове, вычленять из общего хаоса самое важное и вовремя озвучивать.

— V1lat как-то говорил, что для него два матча NBA приравниваются к 16 часам эфира «Доты» по энергозатратам. Получается, что у тебя обратная ситуация?

— Да, именно так. Если ты меня разбудишь ночью в любое время и скажешь прокомментировать матч российской Суперлиги или Единой Лиги ВТБ, я отработаю без проблем — никто даже не заметит, что я не готовился. С «Дотой» так не получается, тут нужно быть более сконцентрированным.

— Как думаешь, этот разрыв сравняется?

— Да. Думаю, это дело практики и опыта — с ходом времени мы оба будем преисполняться в своих новых стезях. Чем больше ты работаешь и комментируешь, тем легче тебе становится.

— Ты комментировал баскетбол с другим профессиональным баскетболистом и фанатом «Доты» Дмитрием Головиным. Он не собирается присоединиться к тебе в этой роли?

— Пока таких мыслей вроде не было. На свой канал комментировать те же квалификации на DPC я его с удовольствием позову. Мы периодически созваниваемся, он у нас главный по твиттеру и довольно колоритный парень.

— Как думаешь, у кого еще из спортсменов может получиться поработать в киберспорте?

— У нас есть друг Никита Балашов из сборной России, он этот сезон проводит за «Восток-65». Думаю, у него бы хорошо получилось сесть на роль комментатора или аналитика. Он очень умный парень и играет в «Доту» даже больше, чем я.

— Мы можем надеяться на какую-то коллаборацию между спортсменами и медийными ребятами из киберспорта в ближайшее время?

— Сейчас у нас жесткое расписание и эфиры, а с Никитой сложность, потому что он играет с Сахалина на азиатских серверах, либо с огромным пингом. Димон вроде уже полгода в «Доту» не заходил — они в CS:GO играют с Максимом Кривошеевым, Ваней Савельевым, Ваней Фещенко и другими ребятами из баскета. Даже в каких-то турнирах для спортсменов участвуют на «Москомспорте». Поэтому я периодически поднимаю за них щиты.

— А у самого было желание сделать шоу-матч или лигу?

— Да, но я не силен в организаторской деятельности. У меня была идея для шоу: взять баскетболистов и киберспортсменов, сделать смешанные составы. Сначала чтобы команды играли в «Доту», а потом пошли на баскетбольную площадку. Мы бы им помогли освоить баскетбол, а они нам — «Доту». Думаю, надо Puppey и Dendi брать по-любому, Smile зацепим тоже (смеется). Можно реализовать такое даже с какой-нибудь киберспортивной командой — пробовать что-то новое вместе это прикольно.

— Есть ли у тебя комментаторская цель, к чему ты стремишься?

— Определенно, попасть на The International. Если ты ни к чему не стремишься — это вертикальная лужа. Думаю, главная цель — это воздействие на комьюнити. Может, ты уйдешь с работы через 5-10 лет, но после себя оставишь что-то хорошее. Если ты сделал людей чуточку лучше, то это более ценно, чем какие-то хайлайты с TI.

— Как долго ты планируешь заниматься комментаторством в RuHub? Есть ли в планах попробовать кастить другие дисциплины?

— Я пытаюсь не зарекаться и не знаю, что будет через полгода-год. Буду решать по ходу. Пока что я хочу сосредоточиться только на «Доте». Если комментировать условный CS:GО, то нужно будет вникать, но у меня пока такая цель не стоит. Меня больше интересует «Дота», работа с комьюнити и контентом.

— Во время DPC тебя ставили на американскую «Доту», которую, наверное, не многие смотрели. Можешь рассказать, что тебя удивило, и стоит ли вообще ее смотреть?

— Там бывают крайне нестандартные решения и пики. Для меня в целом все в новинку, поэтому я каждый матч с кайфом проводил. На Америке всегда удивляет EternaLEnVy. Помню, он в одной игре на Alchemist раскрутил банку на полную и кинул в Lotus Orb, после чего убили его и всю команду. Это стало решающим моментом в матче. Еще удивили два русских парня, которые играли за Felt в нижнем дивизионе. По итогу они сохранили слот, а я даже взял мини-интервью у Kom4rt.

Один раз я даже комментировал с Mortalles верхний дивизион Северной Америки и подменял Smile, потому что у него какие-то проблемы с Twitch были. Это был матч NoPing против beastcoast. Там был керри Abaddon от K1. Естественно, beastcoast была фаворитом и шла без поражений, коэффициенты там были сумасшедшие. А игроки NoPing размотали их со счетом 2:0 по 30 минут. Я не хочу затрагивать темы 322, но иногда ты сам поражаешься тому, как все там происходит.

— Следил ли ты во время DPC за СНГ и другими регионами?

— Да, я пытался следить за всеми, особенно за нашими ребятами — всегда приятно посмотреть на Virtus.pro, NAVI. Я считаю, что у них хорошие перспективы на мейджоре. Европу тоже посматривал, но не всегда удавалось все зацепить.

— Видела, что ты был невероятным глором NAVI лет пять назад. С тех пор что-то изменилось?

— Фанатом NAVI я был очень давно — это была еще другая команда и состав. Я бы сказал, что сейчас мои фавориты — VP и NAVI. Это два огромных бренда, для меня это как ЦСКА и «Спартак». Не могу сказать, что я фанат и прям болею, но если мне предложат выбрать, то я лучше посмотрю матч с СНГ. В работе я стараюсь не топить за кого-то, но все равно своих хочется всегда выделить и поддержать.

— В конце марта стартует мейджор в Сингапуре. Наши уже больше года не играли с Америкой и Китаем. Как думаешь, на турнире у них могут возникнуть проблемы?

— Тяжело сказать, потому что давно регионы не встречались. Я бы хотел верить в VP и NAVI. Gambit с приходом No[o]ne тоже сильно прибавили, там в целом опытные товарищи играют. Про VP я бы сказал, что именно LAN покажет, насколько они преисполнились в «Доте», потому что в онлайне они уже всех обыгрывают. Они все молодые ребята, этим горят, поэтому я просто желаю им удачи.

Не знаю, в каком формате там все будет, но в любом случае ты уже не на буткемпе в комфортной обстановке. Secret сейчас тоже очень сильные, с Америки EG. Предикты делать не буду. Хочется просто сесть и посмотреть эту потную «Доту», по которой мы все сильно соскучились.

— Глава RuHub после твоего анонса отметил, что приход человека из традиционного спорта — показатель привлекательности сферы. Как ты считаешь, киберспорт уже можно назвать состоявшимся и приравнять к большому спорту или пока нет?

— Я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы называть киберспорт спортом. У некоторых людей нет возможности или желания заниматься спортом, так почему бы не быть крутым в компьютерных играх. Необязательно быть самым быстрым и самым сильным, можно быть самым умным и с хорошей реакцией. Это такое же соревнование. Мне вот друзья говорят: «Как ты можешь сидеть и смотреть, как кто-то играет в "Доту"?» Я отвечаю: «А зачем смотреть футбол? Иди и играй тогда».

В сферу уже приходит много профессионалов, по просмотрам она перегоняет многие традиционные виды спорта, аудитория растет. Если киберспорт продолжит так расти и дальше, то совсем скоро можно будет поставить знак равенства.

— А как ты смотришь на сотрудничество киберспортивных организаций и спортивных клубов?

— Я думаю, что это вин-вин и обмен аудиторией. Мне когда-то говорили, что пересечение аудитории баскетбола и «Доты» — 1%, а я даже на личном опыте знаю, что многие профессиональные спортсмены играют и в «Дотку», и в CS:GO. После кастов в RuHub мне очень многие писали в социальных сетях, и где-то треть говорила: «Я вот и баскет люблю, и "Доту" смотрю. Сейчас у меня оба мира объединились, круто». Но мне кажется, что сейчас все равно проще заманить людей в киберспорт, чем из игр в профессиональный спорт.

— Как думаешь, привлечь молодую аудиторию в спорт — реально? Какими способами?

— Это все делается в семье личным примером. Мой сын приходит на мои матчи, видит, как я занимаюсь дома, и в 4 года может 10 раз отжаться. Он просто за мной повторяет. Тяжело заставить детей что-то делать, самому не занимаясь спортом и не показывая положительный пример. Навязывание здесь не работает, нужно просто предлагать что-то делать вместе.

Чужим детям это можно доносить посредством пропаганды в хорошем смысле: показательные выступления, мастер-классы, раздача билетов на матчи в школах, поддержка профессиональных клубов из региона. Дети смотрят на матчи своих команд и понимают, что если они сейчас пойдут в спортивную школу заниматься, то через 10 лет станут, как эти баскетболисты, — большими, сильными, будут круто играть и получать зарплату. Сейчас из-за коронавируса многие клубы закрываются. Когда в регионе пропадает команда, у ребенка нет примера перед глазами и желания тоже. Через телевизор такое не сработает.

Необязательно быть спортсменом, чтобы прививать ребенку какие-то спортивные качества. Можно просто заниматься физкультурой, пойти всей семьей на пешую прогулку по парку, побегать. Спорт ничего общего не имеет со здоровьем — профессиональный спорт только калечит, а вот физкультура это круто. Главное, чтобы было желание.

— А как привлечь взрослых в игры и киберспорт?

— Думаю, только в игровой форме. Если дети просят тебя поиграть и ты хочешь проводить с ними больше времени, то почему бы и нет.

— У нас много примеров инвестиций от спортивных клубов, в том числе из NBA, в киберспорт. Российские клубы когда-нибудь дойдут до этого?

— Наш спорт не вкладывается даже в то, чтобы себя развивать. В России плохо относятся к расходам, которые не связаны напрямую со спортом. Баскетбольные клубы второго дивизиона даже на SMM стараются не тратить деньги — половина соцсетей команд Суперлиги выглядит плохо, трансляции не оформляются, комментаторов либо нет, либо они не очень. С этим бы разобраться, а потом уже думать, как инвестировать деньги в составы по «Доте» и так далее. Думаю, пройдет еще 5-10 лет, только потом, может, преисполнятся и решат двигаться в этом направлении. Спонсоры тоже должны пересмотреть свои опасения.

— Как ты относишься к спортивным симулятором? Есть ли у них киберспортивное будущее?

— У кибербаскетбола и футбола будет развитие, если только прикроют традиционный спорт, наверное. Многие смотрят кибербаскетбол? Думаю, что нет. В FIFA лучше просто с друзьями под кальян поиграть, а не смотреть на профессионалов. Мне кажется, будущее киберспорта за старыми киберспортивными дисциплинами. Многое приходит и уходит, а CS:GO, Dota 2 и LoL были и будут всегда.

— Что киберспорт и Dota 2 в частности могут позаимствовать у традиционных видов спорта для улучшения бродкаста и развития сцены в целом?

— Бродкаст в киберспорте уже лучше, чем в половине видов российского спорта точно. Если брать NBA, то это, конечно, небо и земля, но мы все понимаем, какие там бюджеты.

Мне кажется, киберспорту не хватает дисциплины и субординации. Если у тебя есть позиция тренера в команде, то должно быть отношение, как в обычном спорте. Тренер должен диктовать, а ты не можешь подвергать его слова сомнению и уж тем более общаться с ним через матные слова. Должен быть определенный уровень уважения.

Сейчас приходит много профессионалов, потому что индустрия растет, и по предыдущим правилам она уже не может развиваться. Да, это ставит более жесткие рамки, но если ты хочешь развивать дисциплину, то нужно принимать новые правила игры.

Я не хочу загонять киберспорт в рамки и не против неформальности, но мне кажется, что это просто необходимый путь развития. Будешь тренироваться — будут лучше результаты, будешь тренироваться и заниматься тимбилдингом с психологом, то будут еще лучше. С каждым добавленным фактором будет только плюс для команды.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: escorenews.com