CEO HellRaisers: «Самое необычное — это когда к нам пришел концерн "Калашников"»

Генеральный директор Россия, Russia, RU HellRaisers Россия, Russia, RU Алексей «Magician» Слабухин в большом интервью рассказал о своем стиле управления, оценил работу организации с точки зрения бизнеса, а также поведал о том, как игроки клуба относятся к медийке.


— Предлагаю сразу начать с приятной темы. Ты говорил, что только что вернулся из отпуска. Как отдохнул?

— Честно говоря, для меня отпуск — это суббота и воскресенье. Если в эти дни нет никаких дел, то отдыхаю.

— Часто работаешь в выходные дни?

— У меня не бывает такого, чтобы я не работал в какой-то день. Если появляется какая-то задача, я ее решаю — будь то вечер субботы или воскресенья. Я постоянно на связи.

— Никогда не перегорал из-за этого?

— Честно — нет. Я трудоголик и привык к такому темпу.

— Я нигде не нашел этой информации. Сколько тебе лет?

— 27.

— Я правильно понимаю, что ты родился в Киеве?

— Если точнее, то под Киевом. Потом, где-то в пять лет, я переехал в Киев и жил там. Затем переехал в Европу, пожил в Америке, и потом вернулся в Украину.

— Опиши этот путь.

— На самом деле путь был простой. На 2-3 курсе я понял, что наше образование не имеет смысла. Мне был интересен маркетинг, был вариант поехать учиться на HR, но потом отказался от этого. В итоге поехал потому, что в Украине я просто не получу то образование, какое хочу. Отправился в Австрию, в сумме пробыл там где-то 3,5 года. Постоянно то ездил, то возвращался. Потом подвернулся вариант поучаствовать в программе обмена и грантах от университета. Я подал заявку на грант MBA в штатах, мне одобрили ее. Так проучился там восемь месяцев.

— Как ты поехал в Австрию?

— Просто поехал. Я сначала думал, что это что-то страшное и неподъемное, но потом увидел возможности и затраты. Учеба в Вене стоила мне 300 евро в семестр. Я начал разбираться в том, сколько стоит обучение и проживание, и выяснил, что получается примерно то же самое, сколько я трачу на все это в Украине. Может, даже дешевле. Поэтому поехал.

— Где ты взял деньги на первое время?

— На тот момент у меня уже была работа в HellRaisers, то есть я уже зарабатывал. Плюс до того момента я откладывал и немного родители помогли. Вот и сложилось. Общага стоила 250 евро, обучение 300 евро, на продукты около 300-400 евро. Получались подъемные цифры.

— А ты тусил как-то или целиком углубился в учебу?

— Больше учился и работал. Там я познакомился с другом, он владелец одной кальянной. Мы с ним быстро сдружились, и я без шуток считаю его своей второй семьей, потому что его семья приняла меня. И я почти каждый день проводил в его кальянной и работал.

— То есть ты любишь курить кальяны?

— Да. Я даже сейчас сижу в кальянной, пока общаюсь с тобой.

— Получается, что ты учился в Киеве, несколько раз ездил в Австрию, а потом появился вариант уехать в Америку?

— Я ездил на какие-то полугодичные программы, потом уже уехал на два года в Австрию, и потом оттуда уехал в Америку.

— Как происходил переезд в Америку?

— Честно — легко. У меня на тот момент был оффер в австрийский «Райффайзенбанк» с довольно хорошей зарплатой и возможностями, но я понимал, что не хочу упускать шанс учиться в Америке. Я очень сильно бредил этой идеей. До получения гранта я думал, что Америка — это что-то неприступное, что смогу учиться там только лет в 35. А тут мне было 24 или около того, я получил грант на обучение и даже не думал — просто поехал. И никак не пожалел.

— Инвестиция удалась?

— Ну конечно. Мне как-то раз сказали, что самый лучший способ инвестировать на первых этапах — вложиться в себя. У меня был момент, когда мне нужно было написать проект на определенный уровень инвестиций. Я просто сел, листик и ручка, за 15 минут написал, потом оформил презу, как потратить эти деньги и как их отбить. Если человек не понимает, куда вкладываться на первых этапах, то инвестировать в себя — самое лучшее. Потому что эти деньги потом никуда не уйдут. Многие боятся из-за того, что ты не можешь пощупать эти деньги, но ты сделаешь это потом. Я пощупал их спустя 10 лет, прикинь. Мне в 17 лет дали советы, и только в 27 я смог досконально это ощутить.

— Кто дал тебе эти советы?

— Это был старый знакомый моей мамы. Я как-то раз пришел к нему с тысячей долларов и спросил, куда вложить их. Он сказал: «Я дам тебе совет, которому ты никогда не последуешь — вложи в себя».

— И как ты потратил их?

— Накупил себе каких-то курсов и книг, уже точно не помню. Потихоньку вкладывал в себя. Часть этих курсов я прошел, часть нет, но уже тогда понял, что это хорошо. В этом есть смысл и перспектива.

— После обучения в Америке ты вернулся в Киев?

— Да, вернулся и продолжил работать. По факту я также работал на позиции маркетингового директора, потом Хаос ушел в Heroic и предложил мне стать СЕО HR. Я согласился.

— Мы еще вернемся к этому. Самое яркое воспоминание из детства?

— Наверное, когда я был в Лондоне. Учился там три недели, когда был школьником. Я увидел на улице человека с веревками, который показывал фокусы, и после этого загорелся этой идеей. Я вернулся домой с картами и веревками и стал фокусником.

— То есть ты умеешь показывать фокусы?

— Конечно, я зарабатывал этим на жизнь. Я пять лет занимался фокусами и год работал на корпоративах. Поэтому у меня никнейм Magician, что в переводе «Фокусник».

— Как ты учился этому?

— По факту — в интернете. Это был как раз тот этап, когда мне посоветовали вкладывать в себя, и я в какой-то момент понял, что нет людей, которые научат меня этому. Поэтому начал смотреть какие-то уроки и как-то развивать в себе это мастерство. Фокусы мне дали даже больше, чем было нужно.

Они научили меня коммуницировать с людьми и правильно владеть их вниманием. Многие учатся этим навыкам годами, а я этому научился благодаря фокусам. Если я провожу презентацию, то я четко знаю, как управлять вниманием аудитории, у меня никогда нет страха работать на камеру.

— И ты показывал их на улице?

— На улице, на корпоративах, да. Показывал фокусы с исчезновением и появлением машин, с левитацией. Потом в какой-то момент перестал этим заниматься.

— Самое большое количество денег, которое ты поднял за один вечер с фокусами?

— На одном новогоднем корпоративе заплатили 200 баксов за 10 минут выступления.

— А на улице?

— На улице ты никогда не просишь деньги за это. Ты идешь туда, чтобы протестировать свои фокусы.

— Вот это подробность. Я знал, что твой никнейм переводится как «Фокусник», но не подозревал, что в него заложен такой смысл.

— Была еще веселая история на мейджоре в Атланте [речь идет о чемпионате ELEAGUE, — прим.ред.]. Я познакомился с Симплом, показал ему пару фокусов, показал карты, он тогда тоже загорелся этой идеей и начал их делать. В самолете всем фокусы показывал, мне еще ребята сказали: «Зачем ты вообще колоду ему дал?» Были даже моменты, когда он делал себе в нике приписку «Фокусник», показывал карту когда делал эйс. Может быть, это тоже связано.

— Получается, из звезды CS:GO он мог переквалифицироваться в фокусника?

— Да не. Я помню, что ему это очень понравилось. Он просил научить его чему-то новому. Это было прям интересно — Саша открылся мне тогда совершенно с другой стороны. Я понял, что он простой и приятный парень в общении. С ним круто просто посидеть пообщаться.

— Можешь вспомнить какой-то самый знаменательный момент за свою карьеру фокусника?

— Наверное, этот самый момент с Сашей Симплом. Вероятно, в тот момент ребенок в моей душе аплодировал мне. Я был рад, что кому-то интересно то, что я делаю. Не было такого, что я стоял в толпе и все смотрели на меня, просто это стало хорошим коннектором, чтобы пообщаться с ним.

— Окей, давай поговорим про игры. Ты вообще любишь играть?

— Да.

— Любимая компьютерная игра?

— «Дота», конечно. Я начинал с нее, играл в нее всю жизнь. Тут история простая: в какой-то момент думал, что сумею стать про-игроком, но потом понял, что не стану им, поэтому решил учиться и работать в индустрии, которая мне нравится.

— В какой момент ты это понял?

— Курсе на втором-третьем, когда понял, что надо просто получить образование. Просто в один момент осознал, ну не стану и не стану, зато смогу зарабатывать деньги по-другому и все равно играть в игры.

— То есть ты просто проснулся и понял, что надо завязывать?

— Да, типа того. Но я не отказывался от любимого хобби — игр. Я до сих пор иногда играю в «Доту», просто научился монетизировать ее по-другому.

— Самый авантюрный поступок молодости?

— Слушай, я тебе прям не скажу, потому что и в детстве, и в юности был довольно стеснительным парнем. Я никогда не любил рисковать, делать что-то такое. Я всегда любил спокойствие. У меня нет историй типа пошел и разбил что-то, куда-то уехал. Такого просто нет.

— Самая большая ошибка из детства или молодости?

— Вообще я не люблю говорить, что о чем-то жалею. Наверное, единственное из такого — я жалею, что не уехал учиться за границу раньше. Я понимаю, что мог бы сделать это, получить больше знаний и какого-то опыта. Если бы это произошло хотя бы на год раньше, то все могло бы быть по-другому.

— Во сколько лет молодому парню или девушке нужно уезжать за границу?

— Я думаю с первого курса. Образование за границей — это не знания и не навыки, которые ты получаешь. Ты попадаешь в тусовку людей, которые также хотят развиваться и что-то делать. Когда я учился в штатах, мы занимались по кейсам Гарварда и всяким книгам. Я где-то 300 баксов потратил на все это.

Каждый может пойти и купить их, я могу скинуть ссылки. Но сам момент обсуждения этих кейсов с другими людьми — это самое важное. То, что ты находишься с преподавателем, который хочет вкладываться в тебя, с людьми из разных культур. Это сильно раскрывает твои границы.

— В какой стране лучше всего получать образование?

— Я бы сказал, самое оптимальное — Испания, Германия и Австрия. Для базиса я бы выбрал три эти страны, потому что там не кусаются цены, есть большая поддержка от государства и в принципе это все реально. Польшу я не особо котирую, там выборка не особо большая. А в Австрии дофига крутых университетов и за невысокую цену.

— Как ты относишься к людям, которые сразу предпочитают строить карьеру или открывать бизнес без образования?

— Есть люди, у которых есть сильная предпринимательская жилка. И если они сразу тянутся к этому и хотят строить бизнес, то они даже в моем возрасте могут зарабатывать в разы больше меня, почему нет? Это выбор каждого. В какой-то момент, когда я учился на MBA, мне сказали: «Нафиг ты туда едешь, тебе не нужны эти знания. Туда едут топ-менеджеры». Но все эти знания впоследствии помогли мне управлять HellRaisers.

— Например?

— Банальное управление людьми, финансами, проджект менеджмент, построение процессов внутри компании. Маркетинг очень сильно забустил меня. Это вообще полезно, потому что маркетолог всегда думает наперед. Он не смотрит на что-то здесь и сейчас, а просчитывает на полгода или год вперед. Важно понимать, что MBA — это набор предметов вроде финансов, маркетинга, менеджмента, юридической части. То есть это для того, чтобы понимать везде по чуть-чуть.

— Ты уже рассказывал о своем начале в HellRaisers, но давай для полноты картины — как ты попал в этот клуб?

— Ситуация довольно забавная. На тот момент родители предложили мне пойти в одну компанию около МИД Украины, там были крутые перспективы. И одновременно с этим моя лучшая подруга предложила вариант стать SMM-щиком в дочернем проекте HellRaisers. В этот момент мой юношеский максимализм сказал «Нет» работе в этой компании, после чего я ушел в HR.

В итоге я быстро согласился, пришел туда вообще без знания SMM. Знал только, что есть какие-то лайки и подписки. Я просто тогда закончил школу маркетинга и знал, что SMM это круто. Начал работать, изучать это дело. Потом Макс Беднарский [бывший CEO HR] перевел меня уже в HellRaisers на SMM. Ну и начал потихоньку расти, так и дошел до СЕО.

— Ты считаешь себя жестким руководителем или мягким?

— Я больше мягкий, но чуть-чуть жесткий. Мой стиль управления больше про лидерство, про людей. Раскрыть человека, увидеть его сильные стороны, помочь ему как-то. Это не микроменеджмент, а работа на перспективу. Что такое мягкий? У меня нет штрафов, нет обязательного посещения офиса. То есть моя команда работает удаленно, встречи проводятся в каких-то заведениях, коворкингах, что угодно может быть. Это больше про результат, чем про исполнение каких-то обязанностей или должностных инструкций.

— Когда нужно включать жесткость?

— Когда уже что-то не выходит, когда чувствую, что ситуация отклоняется от того вектора, который я задавал. К примеру, договорились что-то сделать, и вроде что-то не получается. Я стараюсь реагировать на первых звоночках, но жесткость это не значит наорать на кого-то или что-то такое. Это значит вмешаться, разобраться и понять, что происходит. Мои ребята знают, что я редко бываю настолько жестким, чтобы устраивать какие-то разносы.

Может, были одна-две ситуации, и то после подобного я обычно стараюсь понять, что люди чувствуют в этот момент, почему они так поступили. В любом случае, в таких ситуациях я стараюсь прежде всего смотреть на себя. Я мог, например, не так поставить задачу или плохо проконтролировать. То есть я сначала прокопаю это в себе, а затем уже начну делать это в людях.

— Какие три главные урока ты усвоил на посту руководителя?

— Первый — люди это самый ценный ресурс организации, потому что они делают бизнес. Второй — мне страшнее не попробовать, чем попробовать. Если я что-то не испытаю, то я никогда не буду знать, как бы было иначе. Третье, наверное, что у любого человека должна быть адекватность в голове. Правильные люди должны делать правильные вещи. Всегда должна быть система, которая строится из микропроцессов, и они все должны работать.

— Но люди же не всегда бывают правильными.

— Что я имею в виду под этим? Правильные люди обладают определенными навыками или пониманием, майндсетом, темпом. Поэтому они делают правильные вещи в соответствии с какими-то задачами. Если это сходится, то получается хорошо. Нет такого понятия, что незаменимых людей нет, я такого не придерживаюсь.

— СЕО многих организаций часто контактируют с игроками и проводят с ними время. Как с этим у тебя?

— Тоже стараюсь это делать. Могу на буткемп заехать, только что вот с Резолем общались о жизни, о составе. Мне это нравится. Это создает понимание, что СЕО не пофиг на происходящее в клубе. Просто сложно делать это постоянно и уделять внимание каждому из них. Поэтому чаще всего я общаюсь с тренером и капитаном и по возможности стараюсь уделять время остальным.

— Какие в HR сейчас есть отделы и как ты с ними взаимодействуешь?

— Все, которые нужны обычной компании. Финансовый, юридический, HR, медиа, маркетинг и прочее. Основные, с кем я взаимодействую — спортивный, партнеры и маркетинг. По большей части делаю это с ключевыми сотрудниками. Я не лезу в работу SMM, например, но если встает какой-то вопрос, то могу написать в их чат типа: «Ребята, у меня есть вот такая задача», — или что-то посоветовать им.

В основном я контактирую с 5-6 людьми. Как уже объяснял, моя философия такая — я только задаю курс. Иногда могу сказать типа: «Ребят, у меня есть вот такое мнение. Хотите — примите его, но можете забить на него, если считаете нужным». Я стараюсь сделать так, чтобы люди сами принимали решения, и не лезть в операционку, которая происходит каждый день.

— Какие задачи ты поставил для себя на 2021 год и какие задачи стоят перед HellRaisers?

— На самом деле, у меня есть определенная цель сделать одну историю в киберспорте. То есть развить одну идею по части маркетинга и спортивной составляющей. Сделать какой-то кейс в СНГ. Не беру в расчет финансовые показатели, они само собой есть, — выйти на определенный доход, получить какие-то титулы.

За последние месяц-полтора у меня появилось желание сделать что-то, чего не делали другие, что-то уникальное и значимое. Потому что каждый месяц мы делаем практически одно и то же, лишь иногда внедряя какие-то идеи.

Хочется сделать какой-то геймчейнджер — то, что изменит рынок. Не быть человеком, который просто плывет по течению, а стать тем, кто создает новые тренды, какие-то ценности, устои в культуре и прочее. Сейчас, частично, это получилось. Но на данный момент у меня есть много мыслей, будем собирать отдельную команду и переделывать нашу стратегию, двигаться по-новому.

— И ты вряд ли расскажешь мне об этом сейчас?

— Все то, что я сейчас вижу, это идеи. Знаешь, есть такое выражение: «Кто придумал идею — заработал доллар, кто реализовал ее — пять долларов, а кто продал — тысячу долларов». Точно так же и здесь. Я могу тебе сейчас рассказать 100500 идей, но они все равно не имеют смысла, пока они не реализованы.

— Может, хотя бы намекнешь? Это маркетинг, это новые дисциплины?

— Это и дисциплины, и маркетинг. Запланирован очень интересный проект с одним из футбольных клубов, у меня на этой неделе должна быть повторная встреча. Хотим придумать интересную штуку, посмотрим, как это пойдет. Сейчас я оцениваю все проекты с точки зрения масштаба, насколько это повлияет на рынок. Чтобы не потратить время и сделать что-то среднее, что мало повлияет на организацию или на рост рынка.

— Это крупный клуб?

— Да.

— Он из СНГ?

— Да, из СНГ. Я думаю, что скоро сделаем анонс и все узнают.

— Какие модели работы спортивных клубов ты бы взял в HR?

— Самое важное в этом вопросе — обмен опытом. Допустим, приходят спортивные тренеры, смотрят на наших. Мы обменялись идеями, показали, как мы работаем, они показали, как работают они. Попробовали что-то у себя, они попробовали что-то у себя.

— Можно ли сейчас назвать HellRaisers успешным клубом с точки зрения бизнеса?

— Если говорить прямо — скорее да. Не могу сказать со 100% уверенностью, потому что сейчас хромает спортивная составляющая. С точки зрения определенных частей бизнеса — да. Мы сейчас подписали несколько спонсорских контрактов и подпишем еще больше в ближайшее время.

— Я не беру сейчас конкуренцию с NAVI или VP, потому что это клубы другого уровня. Но если взять организации рангом пониже, у нас есть конкурентное преимущество. Даже если как-то хромают результаты, у нас все равно есть партнеры. Все четыре компании, с которыми мы сейчас работаем — это денежные истории, не бартер. Это конкретно партнерские условия работы, чтобы выгодно нам и выгодно им.

У меня были ситуации, когда предлагали какие-то деньги, но я отказывался ввиду каких-то моральных ценностей или несоответствия бизнесу. Давай сразу опережу тебя — были, например, люди из фармы, которые предлагали какие-то свои продукты.

— Ты не веришь в это?

— Есть адекватная фарма, а есть неадекватная. Если там какие-то обычные витаминки, то это одно дело. А если идут какие-то конкретные препараты, то возникают вопросы. От некоторых таких сделок я отказался.

— Какой самый необычный партнер приходил к HellRaisers, но ты отказал ему?

— Была одна история с той же фармой, но это было еще при Хаос. Не знаю, чем там все закончилось. Самое необычное, наверное, это когда к нам пришел концерн «Калашников». Это когда у них появились медиа, турниры. И, если не ошибаюсь, вроде бы стоял вопрос о спонсорстве. Я тогда с опаской отнесся к этой истории и думал, есть ли смысл ввязываться в это.

— А почему?

— Потому что концерн «Калашников» производит автоматы. И ставить это на форму… это выглядит странно.

— Почему Apple еще не пришла в киберспорт?

— А зачем ей это? Они крупный бренд, итак продают свои айфоны.

— Какой самый крупный партнер мог стать спонсором HellRaisers, но не стал?

— К крупным партнерам мы обычно приходим сами, и порой они отказывают нам. Самый крупный, которого удалось подписать — это Mazda. По-моему, это очень крутая история в целом.

— Я слышал историю, что у тебя можно попросить скидку на их автомобиль, это так?

— Вообще да. На самом деле, к нам иногда обращаются ребята, мои близкие друзья или наши игроки, и мы можем обсуждать с Mazda какие-то скидки на машины, если они согласны на это.

— Насколько хорошо уходит ваш мерч?

— Продажи по мерчу средние, скажу так. Я думал, что будет лучше. Мы не подошли к этому системно в плане создания каких-то коопераций, стратегий, маркетинга. Какой-то план реализовался, но могли лучше. Только спустя месяц со старта продаж мы поняли, что именно нужно сделать, чтобы увеличить доход от мерча. У меня скоро будет встреча как раз по этому вопросу, чтобы обсудить всю стратегию и подумать, как реализовать это.

— В последнее время многие клубы стараются отвязать спортивные успехи составов от медийки. Это рабочий подход?

— Да, и это то, к чему мы стремимся. Мы хотим отвязать медиа от спорта. Ты можешь даже сейчас посмотреть, что составы пока не показывают больших достижений, но у нас хорошие показатели по Ютубу, по просмотрам трансляций. Это одна из глобальных задач многих клубов. Даже с мерчем мы стараемся сделать так же — чтобы люди покупали его и носили без привязки к спортивной части, а чтобы быть причастными к самому бренду или его ценностям. Довольно сложно постоянно надеяться на игроков, потому что партнеры всегда приходят под конкретные цифры трансляций. Представь, что у твоего клуба есть определенная статистика, количество просмотров, цифры. Это круто, если спортивные успехи будут лучше, но в любом случае партнер получит какой-то минимум, который ему нужен.

— В одном из интервью ты говорил, что HellRaisers сотрудничают с ТикТок домом в Украине. Расскажи, как это получилось?

— Ситуация была банальная. Мы как-то сидели и думали, что надо качать ТикТок. Поняли, что собственными ресурсами это будет долго. Ну и мы, допустим, что-то не понимаем в этом, есть свои моменты. Я начал искать, и оказалось, что один из моих старых друзей владеет одним из ТикТок домов. Мы быстро сошлись и поняли, что можем помогать друг другу и при этом не конкурировать между собой. Ребята помогают нам генерировать контент, продвигать его, а мы помогаем им заходить в киберспорт.

Это та штука, к которой я пришел со временем, — создание альянсов. Когда ты находишь компанию или бренд, с которыми ты не конкурируешь, но при этом вы работаете на одну и ту же аудиторию, при синергии ресурсов вы играете вин-вин.

— Как проходит это сотрудничество?

— Первое, о чем мы сейчас договорились, — это съемки контента. То есть мы приезжаем друг к другу и снимаем контент. Дом называется Top Team House, у них миллион в ТикТоке. Мы же подгоняем им свое оборудование, компы, медиа-команду, чтобы они могли стримить или снимать ролики. Мы постим их в соцсетях, обмениваемся опытом. Дальше это все будет переходить в создание каких-то общих историй. Будем помогать друг другу качать медиапространство.

— ТикТок — это крутая штука?

— Да, я считаю его реально крутым. Цифры там набираются, многие бренды уже заходят туда. Это знаешь, как с киберспортом, — многие бренды не понимают его, а другие уже зашли.

— ТикТок дома — это вообще прибыльная история?

— По факту да. Я знаю несколько российских проектов, которые прибыльные. Воспринимайте их как агентства.

— На каких площадках должен фокусироваться клуб, чтобы растить аудиторию?

— Точно Ютуб, без него никак. Я думаю, что две главные качающие социальные сети сейчас — Ютуб и Инстаграм. Это те социальные сети, которые показывают жизнь клуба. То есть это видео, посты с объяснением того, что происходит. Может, отчасти, Твиттер. И ТикТок тоже, да, поскольку через него ты можешь получить молодую аудиторию геймеров.

— Как тебе Клабхаус?

— Пока он мне заходит, там можно реально интересно посидеть и пообщаться. Я иногда залетаю в комнаты, смотрю что и как. Мне интересно, к чему это все придет. Пока что я воспринимают его как площадку, где можно проводить конференции. Если раньше нужно было регистрироваться, готовить доклад, то сейчас можно просто залететь туда и поговорить.

— Давай перейдем к твоей любимой теме — медийка. Насколько серьезно нынешние игроки HellRaisers относятся к ней?

— Ну смотри, у нас медийка — одна из основных частей. Раньше я думал, что нужно собирать спортивную составляющую. Потом я понял, что медийка — это немаловажно, и без нее это всё долго не проживет. Спортивных результатов всегда можно достичь, собрать состав, но медийка — это то, что всегда будет, это гарантия. Важно понимать, как с ней работать.

Простой пример: пришла Яна [b2ru] и говорит: «Давайте вообще всё делать по-другому, мы не будем записывать видео только о нас, а привлечем к этому лидеров мнений, ХВОСТ и прочих». Мы привлекли, и аудитории начало это нравиться. Мы получаем просмотры за счет этого. То есть все в ситуации вин-вин, почему бы нет? Мы начали делать то, что ни один другой клуб не делает. У меня прям был инсайт, когда Яна предложила это. Сам по себе маркетинг для клуба очень важен. Можно качать спортивные результаты, но все равно нужна медийка. Вот например, был AVANGAR. Они круто выступали, взяли второе место на мейджоре.

— Но не было медийки.

— Да, у них не было команды, которая могла бы взять весь этот буст и как следует его проработать. Обратный, хороший пример — это NAVI. Когда они выиграли The International, то очень сильно забустились в плане спортивных результатов, а Женя Золотарев и его команда смогли развить эту историю до национального уровня. Это хороший пример маркетинга. У NAVI есть четкое понимание, как работать с медийкой и с игроками — это то, к чему мы стремимся. Создаем отдел внутри маркетинга, который будет работать конкретно с игроками.

— Давай лайфхак — как молодому игроку в каком-то клубе привлечь в свои социальные сети, например, пять тысяч человек?

— Самое банальное — как-то попросить организацию помочь в бусте медийки. Снять интервью, упоминать запуск стрима и делать какой-то другой контент. Второе — чаще высказывать свое мнение: о победах, о ком-то другом, что нравится, что не нравится. Постоянно находиться в инфополе, писать блоги, делать посты в Инстаграме. Если ты генерируешь контент и он заходит аудитории, рано или поздно тебя начнет цитировать какое-нибудь СМИ, например. Тут нет космической науки, все очень просто.

— Самый медийный игрок на сегодняшний день?

— S1mple.

— А не из СНГ?

— Faker из T1.

— Если стоит выбор между двумя игроками: сильным, но без медийки, и слабым, но с медийкой — кого ты возьмешь?

— Если говорить о каком-то одном игроке, то я бы скорее взял сильного. Банально из-за того, что он может забустить результаты команды, и он будет потенциально привлекателен для трансфера. Мы сейчас берем максимально сухие цифры, но с таким игроком организация заработает в разы больше на результатах и на продаже, чем на маркетинге. Если команда хорошо играет, выходит на чемпионаты, то у нее появляются цифры просмотров, приходят новые партнеры и тому подобное.

В составе в любом случае должен быть микс. Должны быть и медийные, и сильные игроки, если делать так называемый пирог успеха. Если у вас пять сильных игроков, то вы вряд ли сможете генерировать с ними контент, его некому будет продавать. Если же взять чисто пять стримеров, то в какой-то момент такая команда рано или поздно проиграет и захочет разойтись.

— Сейчас у HellRaisers есть составы только в двух дисциплинах. Давай так: я называю игру, а ты указываешь число от 1 до 10, с какой вероятностью HR зайдут в нее.

— Rainbow Six Siege?

— 8 из 10. Дисциплина интересна в плане развития, и один из ключевых моментов — в ней есть пилотная программа, которая дает клубам поддержку. Сама игра не превращается в благотворительность — если мы приходим и участвуем в ее развитии, то разработчик тоже поддерживает нас в этом плане.

— Valorant?

— Я думаю 4 из 10, если ничего не поменяется. Сейчас это выглядит как венчурная тема, куда заходят европейские и американские клубы с целью найти дополнительный канал взаимодействия с аудиторией. И, возможно, получить сильные составы. В СНГ это пока что не имеет смысла, как мне кажется.

— League of Legends?

— «Лига Легенд» крутая, туда стоит заходить. Я бы сказал 6-7 из 10. Сейчас ситуация такая, что из СНГ выходит только одна команда — Unicorns of Love. Она монополист, что бы ты ни делал. Дисциплина интересная и прикольная, но сейчас она мало кому интересна из партнеров. Но мне кажется, что это изменится через годик-два, потому что LoL сильно набирает обороты, я слежу за ней. У нас недавно был вариант купить слот, но в какой-то момент мы отказались. Могу сказать, что активно я мониторю две дисциплины — LoL и «Радугу».

— PUBG?

— Пока не вижу смысла, если честно. Может, я что-то в ней не понимаю, но я не вижу какой-то конкретной модели работы для нас. Я думаю, что 3 из 10.

Вообще на днях я активно начал смотреть на файтинги, общался в Клабхаусе с Максимом из WePlay. Он рассказал, что они сейчас будут делать под них крупные проекты. Я заинтересовался этой темой, последнюю пару дней изучаю, что там и как.

— Твое мнение?

— Это перспективно. Файтингам я бы поставил что-то около 6 из 10. Надо разобраться. Точнее смогу сказать через неделю-две.

—А мобильный PUBG?

— Знаешь, вот ты напомнил о нем, и я, скорее, поставлю 3 из 10 ему, а не старшей версии. А обычный PUBG прям вообще не интересен, потому что там нет цифр, которые можно продать. Мобильный рынок будет развиваться, нужно просто понять, когда произойдет бум и настанет пора заходить туда. Если по-простому — мы все равно работаем с точки зрения бизнеса. Мы не заходим в дисциплины, в которых не видим возможности для монетизации. Нет никакого интереса собрать состав и просто смотреть, как он играет. Если они скажут, что в 2022 году у нас запускается вот такая программа, с такими-то инвестициями, призовыми, экосистемой, то смысл есть. Но пока таких планов в публичном доступе нет — остается смотреть.

— Fortnite?

— Будем возвращаться в ближайшее время. Это интересная тема, но только с точки зрения медиа. Нужно понимать, что Fortnite использует киберспорт только как инструмент для популяризации самой себя. Не более и не менее.

— Apex Legends?

— Я знаю, что в этой игре есть какие-то перспективы, есть рынок. Там есть NAVI, например. Но у нас нет особо людей, которые ее не понимают. А если мы будем заходить в дисциплину, которую мы не понимаем, то не сможем извлечь из нее максимум. LoL, Rainbow Six и Valorant я плюс-минус понимаю, а Apex Legends это для меня неизведанный лес.

— Раз уж мы затронули эту тему — как тебе идея с DPC, которую Valve реализовала в этом сезоне Dota 2?

— Многие ее хейтят, но мне нравится. Она дает очень много поддержки тир-2 и тир-3 командам. Нет такого, что все деньги уходят только топовым коллективам. Даже играя во втором дивизионе, команда может получить $10-15 тысяч. Это хорошие деньги для ростера, который только-только собрался, особенно с учетом того, что многие там выступают без организаций. Найдутся ребята, которые захотят банально компы себе обновить, например.

Это все равно нужно усовершенствовать. Например, переход команд из первого дивизиона во второй. Может, нужно добавлять стыковочные матчи. Но в целом распределение призового фонда мне нравится.

— The International на 50 миллионов долларов — это хорошо или плохо?

— Многие говорят, что таким образом Valve убивает сцену, есть только один чемпионат, ради которого все играют. Но с другой стороны это отличная мотивация, у тебя есть какая-то цель на конец сезона. Двойственное мнение. Проходил бы он два раза в год — может быть, было бы лучше. Но у Valve наверняка есть свои причины и своя логика проводить его один раз в год.

— Почему его нет в CS:GO, например?

— Во-первых, есть разные подходы. CS отпустили в свободное плаванье. Любой может провести чемпионат по CS, их там намного больше. В Dota 2…

— Valve потихоньку берет контроль на себя.

— Да, частично да. Я так понимаю, они тестируют разные модели дохода, отношение аудитории. Нам в любом случае не догадаться, почему они делают именно так. Может быть, на Dota 2 они зарабатывают больше, чем на CS:GO. Мне это всегда было интересно, кстати. Мы знаем примерный доход Valve от Dota 2 из-за Инта. А сколько она зарабатывает с CS:GO? С продажи стикеров? Вот это интересно. Может, Valve зарабатывает с CS:GO даже больше, чем с «Доты». А может, наоборот, меньше.

— Давай немного пофантазируем. Если завтра HellRaisers получат инвестицию в 100 миллионов долларов — на что пойдут эти деньги?

— Ну… если 100 лямов. Самое простое — это максимально разогнать клуб. С точки зрения составов, каких-то инфраструктур. Скажу так, я бы не зацикливался только на киберспорте. Я бы инвестировал это вокруг киберспорта. Создал бы серию компаний, которые бы сфокусировались на других сферах области. Какие-то агентства, да что угодно. Я бы создавал какой-то большой холдинг, в котором есть несколько стратегически важных юнитов, работающих внутри рынка. Это и доход, и влияние. Ты удовлетворяешь основные запросы рынка и при этом обладаешь контролем над ним.

— То есть Слабухин станет Сауроном, если получит много денег?

— Я бы не сказал прямо Сауроном. Скорее, это будет ESforce на максималках. Разогнать клуб так, чтобы в каждой сфере бизнеса было мощное влияние.

— Киберспорт — это на всю жизнь?

— Я не люблю загадывать так надолго. Сейчас отвечу, что да, но я не знаю, как повернется моя жизнь.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: escorenews.com