God: «Я слишком много повидал — это большой минус и проблема высоковозрастных игроков»

Участник команды Россия, Russia, RU EXTREMUM Россия, Russia, RU Сергей «God» Брагин объяснил в интервью причины своего перехода на пятую позицию, высказался о текущем формате Dota Pro Circuit и расстановке сил в СНГ, а также рассказал, какой состав в карьере он считает самым успешным.

О смене позиции — God на «пятерке» 

— Ты играешь на пятой позиции уже больше полугода. Как ты вообще решил изменить роль после более десяти лет на миде? 

— Мысль об этом витала в воздухе уже длительное время. Сначала я не мог найти достаточно аргументов в пользу этого перехода, чтобы они перевесили все «нет». Однако летом 2020 года представилась такая возможность. Я и мой хороший друг Boo1k, который был у нас тренером, решили создать команду с нуля. Мы собирались работать на перспективу, было очевидно, что у меня будет достаточно времени, чтобы освоиться в новой роли, а если не получится, вернуться на вторую позицию или, возможно, перейти на какую-то другую. В общем, беспроигрышный вариант, The International отменили — полгода у тебя впереди, можешь заниматься чем угодно, даже не «Дотой». Многие так и делали. 

Однако страхов было много — все-таки больше десяти лет на миде. Как говорится, старую собаку новым трюкам не обучить. Были люди, которые хотели, чтобы я попробовал себя на пятой позиции, и даже больше верили в меня, играющего на «пятерке», нежели в центре. В общем, я не особо рисковал чем-то — это был не такой уж смелый шаг.

— А почему ты сам решил сменить позицию? К примеру, Ghostik, говоря о тебе, предположил, что пятая позиция позволит тебе эффективнее делиться опытом со своими тиммейтами. Дело в этом или в чем-то еще?  

— Мне кажется, у меня всегда присутствовали качества, которые необходимы «пятерке». Возможно, эта роль подходила мне даже больше, чем позиция кора. Мне всегда нравилось управлять игрой, когда это было возможно делать с мида — если позволяла мета или командная стратегия. Вышло в итоге так, что на пятой позиции у тебя собственных пиков силы меньше и ты должен немного заставлять других пользоваться их пиками силы. В процессе перехода оказалось, что всё это совсем не так радужно, как я ожидал. Информация, которую я давал с позиции кора, очень сильно отличается от той, которую я даю сейчас. 

По истечении полугода, наверное, самое приятное и драйвовое — это то, что ты постоянно чему-то учишься. Такое чувство, что за эти полгода я узнал столько же, сколько за все время выступлений на позиции кора, потому что теперь я сталкиваюсь с совершенно иными аспектами игры. Я ведь играл на миде большую часть своей карьеры, а там даже лейнинг отличается от того, что происходит на сайд-линиях. Там очень много интересных механик и взаимодействий, с которыми я ранее просто особо не сталкивался. Прямо наслаждаешься, что можешь чему-то учиться на регулярной основе, потому что тут все для тебя новое. 

К тому же я скопил достаточно опыта. Понятно, что кроме позитивного и полезного опыта есть и много ненужного. К примеру, кому интересно, какая мета была в таком-то доисторическом патче, если сейчас все иначе? Какая разница, какие раньше были скиллы, если сейчас они изменились? Безусловно, у меня много подобных бесполезных знаний, которые сейчас неприменимы. Но есть и много знаний, которые могут улучшить командую игру. К тому же я действительно могу сильно помогать тиммейтам во внеигровых аспектах, просто основываясь на своем соревновательном опыте, даже с точки зрения решения каких-то конфликтов, постановки задач перед командой, установки общего майндсета. Я работал с людьми, которые это делали, и сам в свое время этим занимался. 

Возвращаясь к словам Ghostik, что передавать опыт проще с пятой позиции, — я с этим согласен, несмотря на то что каждая позиция невероятно важна. Прошли те времена, когда на пятой позиции тебе можно было не попадать по клавишам, потому что у тебя были другие задачи. Сейчас уровень «Доты» вырос, и каждая позиция механически должна быть хороша. Однако все же у пятой позиции есть больше времени помочь тиммейтам, чем у других. Все-таки планка игры на корах невероятно высока. 

Мое решение пересесть на пятую позицию также связано с моими регулярными проблемами со здоровьем. Это сказывается на моей индивидуальной подготовке — иногда не хватает времени, а порой я и вовсе не способен тренироваться. Безусловно, это было бы гораздо заметнее, играй я на другой позиции. На корах банально больше механических задач: ты просто чаще жмешь кнопки, у тебя больше артефактов, больше возможностей нажать спеллы, а следовательно, больше возможностей и ошибиться в этом. Одним словом, мне кажется, решение перейти на пятую позицию было правильным. Плюс этот состав EXTREMUM может стать очень крутым — у нас есть талантливые и перспективные игроки. Но на это понадобится много времени и сил, такую работу гораздо легче делать на пятой позиции.

Новый сезон: формат лиги, перспективы EXTREMUM

— Новый формат сезона DPC часто критиковали, что ты о нем скажешь? 

Для всех команд система хуже — призовые в СНГ стали меньше. Наверное, новый формат выгоден только для команд, которые плетутся в конце второго дивизиона, — они получат хорошие деньги, которые без DPC им бы не светили. Однако для всех остальных это смехотворная сумма, учитывая длительный формат, который растянут на несколько месяцев. Для каких-то дисциплин, возможно, это был бы хороший уровень, но «Дота» уже давно избалована The International, мейджорами по $3 млн и другими крупными турнирами. Люди помнят, как было хорошо раньше. Что касается других моментов, то большим плюсом стало четкое расписание всех матчей, когда ты, игрок или зритель можешь заранее все спланировать. При этом игры идут непрерывно, просто меняются регионы. Неплохо, что в условиях коронавируса, когда LAN-турниров не может быть априори, есть постоянная занятость.

— В первом дивизионе в СНГ два основных фаворита — NAVI и Virtus.pro. Какой из коллективов для тебя выглядит предпочтительнее и есть ли у вашего состава шанс потягаться с NAVI или VP на равных?

— Лично мое мнение, что Virtus.pro сильнее NAVI. У NAVI хорошая команда с собственными стратегиями, относительно неповторимым пулом героев и высоким уровнем личного скилла. Но мне кажется, что Virtus.pro все же сильнее. Я большой фанат Virtus.pro — и концепции самой команды, и её игроков, они все очень высокого уровня. Я считаю, что это отличный пример для подражания и восхищения: молодые ребята с горящими глазами, которые уже являются одними из лучших исполнителей в мире на своих позициях. Их подход к тренировочному процессу и индивидуальной подготовке — это прям «вау», низкий им поклон. Поэтому я не могу их поставить ниже NAVI. 

Нам же надо тренироваться, впитывать информацию и исправлять имеющиеся ошибки, чтобы стать лучше и сильнее. Тогда у нас будет больше шансов в играх против VP или NAVI. Сейчас же в матчах с ними мы выступаем в качестве андердогов – как бы быстро мы ни учились.

— Предположим, мы авансом отдаем два слота Virtus.pro и NAVI, у нас остается еще один. У кого больше всего шансов его получить?

— В СНГ три слота, поэтому наша цель — заработать один из них. Но даже если бы был всего один слот, мы бы все равно старались за него зацепиться. В моем представлении, на профессиональном уровне ты должен ставить перед собой такие цели, которые позволяет достичь формат турнира. При этом необходимо ставить и микроцели, чтобы достигать и промежуточных результатов. У всех есть программа-минимум и программа-максимум, однако установка «хотя бы не вылететь» — это позиция слабости. 

Почти что все команды могут претендовать на третий слот. Я не могу выявить явного фаворита среди тех же Live to Win, Team Spirit… Даже ту же NoTechies нельзя сбрасывать со счетов, даже после старта 0:2. Всякое может произойти. Условно, сегодня вы проиграли из-за ошибок в драфте, какой-то несобранности или микромоментов в самой игре, но это не значит, что вы повторите их в следующей игре.

— С Team Spirit вы уже встречались и, несмотря на неплохую игру, уступили со счетом 0:2. Что пошло не так?  

— Мы не очень хорошо играли эту серию. Я даже не думаю, что игра со стендином как-то сказалась, просто у нас был довольно медленный темп. Выступление TS нельзя назвать безупречным. Возможно, другая команда, которая играла бы с похожими драфтами быстрее, чем мы, стала бы победителем.

Я не принижаю их и не флеймлю, просто в моем представлении их потенциал гораздо выше, чем то, что они показали в матче против нас. Это меня расстроило: будь мы собраннее, мы бы победили без больших проблем. Но это не значит, что мы бы тут же стали сильнее Team Spirit, просто конкретно в тот день их коллектив был на одном уровне с нами. 

O составе Virtus.pro 2015 года

— Какой состав в своей карьере ты считаешь самым успешным? 

— В финансовом плане и в плане достижений это состав Virtus.pro с Fng, Illidan, lil me alone и DkPhobos. У нас было довольно удачное выступление на The International по меркам СНГ того времени, когда успехи состава NAVI уже сошли на нет. В общем, были темные времена для «Доты» в СНГ, и так вышло, что наш состав был очень силен по меркам региона и не так плох по меркам всего мира. 

— Спустя определенное время после успеха на TI5 ваш состав распался. И я думаю, все помнят тот самый ролик от Fng и фразу «Мы с Сережей решили». Что тогда произошло в команде?

— После The International прошло месяца три, и команда приняла решение, что мы меняем Illidan на Silent. После Нового года мы поехали на какой-то турнир и заняли там второе место, проиграв EG. Потом у нас был не очень удачный заход в новую мету на шанхайском мейджоре. Мы вошли там в топ-8 — пусть это и был лучший результат для СНГ, он не соответствовал нашим ожиданиям. После этого Айрат сообщил, что не может играть по состоянию здоровья. Мы съездили на какой-то LAN с XBOCT, проиграли там, после этого у нас был общий командный разговор, в котором мы выбирали керри. 

Был также еще один общий сбор, но уже в онлайне, на котором мы обсуждали проблемы коллектива. И там произошел очень неудачный разговор, в котором обе стороны — я с Fng и другие ребята — совсем не поняли друг друга. К тому же в тот момент как раз произошли решафлы у EG и Team Secret. На нас это в определенном смысле повлияло. Мы думали: «Мы не можем победить EG уже полтора года, а они считают, что их результаты недостаточны, и даже меняют состав. Что тогда терять нам?». 

Было много микроконфликтов, недопониманий, накопившейся усталости и проблем, которые вовремя не были решены. У нас не было сил разбираться с этими трудностями, было легче просто что-то поменять. Скорее всего, мы на тот момент сорвались. «Мы с Сережей так решили» — действительно, это было наше общее решение. При этом мы поставили организацию в известность. И то, что произошло потом с lil me alone и DkPhobos, когда они остались без команды за два дня до конца регистрации на сезон DPC, — это не наша вина, а ошибка менеджмента, который не соизволил с этим что-то вовремя сделать и уведомить игроков. Ребята, безусловно, имеют право винить нас с Fng, так как мы были катализаторами этой проблемы, но со своей стороны мы сделали то, что должны были по контракту. С чисто человеческой точки зрения мы могли сказать им напрямую: «Ребята, тот разговор поставил точку, мы не будем дальше вместе выступать». Но, думаю, если бы мы не лишились Айрата из-за его ситуации со здоровьем, то он был бы необходимым крепежом для нашей команды и мы бы продолжили играть вместе. Однако неизвестно, как долго и как успешно бы мы выступали вместе, – кто знает, смогли бы мы решить внутренние проблемы.

Потеря Айрата была действительно ключевой. К тому же у меня не было опыта работы с молодыми талантами, а там был один… все его потом узнали как RAMZES666. Для нас тогда не было проблемой забрать его к себе, но я с гордо задранным носом сидел на вымышленном троне и ни на кого не смотрел. Я бы точно не смог принять такое решение. Банально не был готов к той сложившейся ситуации, чтобы заменить Айрата на кого-то — мне казалось, это вообще невозможно. 

— Если сейчас оглядываться на ту ситуацию, то правильно ли вы сделали, что не стали пытаться исправить проблемы в составе, а приняли кардинальное решение начать все с чистого листа? 

— Если судить по результатам, то это было ошибочное решение. То, как это все произошло, тоже ошибка. Тут есть моя вина, и Fng, и DkPhobos, и lil me alone. Понятно, что кто-то виноват больше; мы с Артемом в этой ситуации выглядим злодеями. Надо понимать, что мы тоже дети, просто великовозрастные, которые просто в «Доту» играют. Может быть, мы не сделали все, что могли, но так бывает. Если представить альтернативное измерение, в котором не случился тот конфликт, то, вероятно, в дальнейшем произошли бы другие, потому что внутри коллектив уже был надломлен. У всего есть свой конец — это, безусловно, печально. А вдруг, не развались наш состав, мы бы потом не увидели тот состав VP с Solo, RAMZES666, No[o]ne, 9pasha и lil me alone? Скорее всего, его бы не было. Так что во всем можно найти положительные моменты. Я не к тому, что «смотрите, я ушел из VP, и клуб создал крутой состав». Их успех никак со мной не связан. Надо просто понимать, что у всего есть конец — и когда что-то завершается, начинается что-то новое. То же самое произошло и с этим золотым составом Virtus.pro, которому на смену также пришел очень перспективный ростер. 

У меня только позитивные эмоции, связанные с тем временем, и бесконечная благодарность людям, с которыми я тогда играл. Это было весело, мы были суперразные, но мы повидали мир, играли на множестве турниров и заработали отличные деньги. И в тот момент чувствовалось, что ты занимаешься чем-то полезным, можно было рассказать бабушке или маме: «Смотрите, я побывал в Сингапуре». Ощущал, что действительно живешь...

— После Virtus.pro у тебя еще возникало это ощущение, что ты «занимаешься чем-то полезным и действительно живешь»?

— Я начал относиться к этому проще — возраст берет свое. Сейчас нет таких хотелок кому-то что-то доказывать. Если какие-то жизненные аспекты меня устраивают, я о них не беспокоюсь, если не устраивают, то пытаюсь исправлять. В «Доте» хотелось бы результатов, и я стараюсь их достичь. Но бросить игру из-за того, что твои результаты недостаточно соответствуют ожиданиям, тоже не вариант. Кому-то что-то достается сразу, а кто-то должен долго работать. Возможно, если я буду много и усердно работать, все окупится. Жаловаться не нужно точно.

— Ты сказал, что lil me alone и DkPhobos имеют право на вас обижаться. Обсуждали ли вы эту тему уже после ухода из VP, удалось ли как-то помириться? 

— Я не думаю, что между нами осталась какая-то вражда. Но вряд ли когда-то lil me alone и DkPhobos будут вспоминать их уход из VP в положительном или нейтральном ключе, сколько ты ни объясняй свою позицию и ни извиняйся. Я перед Сашей извинился за те моменты, когда вел себя некорректно. И я потом с ним в команде играл, так что не думаю, что у нас сильно плохие отношения. С lil me alone я об этом не общался, но не думаю, что его сильно заботит та история, так как после его ждал еще более успешный период в Virtus.pro. 

Об Old But Gold 

— Когда состав Old But Gold только собрался, вы показывали хорошие результаты и даже заняли третье место на майноре, но потом резко стали выступать заметно хуже. В чем была проблема?

— Мы собрались вместе относительно случайно, нам просто хотелось играть. Мы были в ситуации, когда особо не из чего было выбирать, — толковых предложений от составов, которые нравились, не поступало. В такой ситуации лучше собрать свой ростер, поэтому из оставшихся свободных агентов мы создали коллектив. Поначалу мы играли с определенной идеей, и у нас даже получалось, но со временем все пошло по наклонной. Возможно, приелась сама идея или соперники стали лучше понимать, как мы играем, но так или иначе мы стали хуже выступать. Появлялись какие-то конфликты и недоверие к тиммейтам, поэтому разошлись, пусть и не сразу. Мы решили, что устали друг от друга — обычная история для микса: был какой-то удачный период, а сил, чтобы становиться полноценной командой, у нас не было. Потому что когда ты хочешь создать команду, то рассчитываешь, что вы достаточно долго будете играть вместе. А мы этого просто не хотели.

— Old But Gold была, как ты сказал, случайно собранным стаком, но в твоей карьере хватало и профессиональных клубов: VP, Vega, Team Empire, Team Spirit. Если рассматривать влияние организации на результаты состава, есть ли разница, какой клуб ты представляешь? 

— Разница есть, это точно, даже если вынести за скобки финансовый вопрос и уровень зарплат. Есть клубы, которые более лояльно относятся к действиям игроков: киберспортсмены сами принимают решения по поводу смены состава, по тренировочному процессу и т. д. Другие клубы, наоборот, активно вмешиваются в эти вопросы. Предвосхищая вопрос «Что лучше?»: понятия не имею. У каждого своя философия, например, вмешиваться можно как с пользой, так и деструктивно. По своему опыту скажу, что я чаще встречал деструктивное вмешательство со стороны клуба. На мой взгляд, деструктив происходит, возможно, из-за неопытности и незнания со стороны руководства. При этом бывали и положительные примеры. Я считаю, что все управление составом отдавать на откуп игрокам нельзя. Особенно если твой коллектив довольно длительное время проводит вместе, нужно искать способы улучшить его эффективность внеигровыми способами — с помощью психолога, тимбилдинга и т. д. Тут все индивидуально, это непаханое поле, где тебя ждут как успехи, так и ошибки.

О карьере 

— Ты и Dendi, пожалуй, главные ветераны нашего региона, которые продолжают выступать на профессиональной сцене. Какого тебе в статусе ветерана и не устал ли ты от «Доты» за эти годы? 

— Не могу сказать, что я невероятно крутой пример для подражания. Высоких результатов, которыми можно гордиться, у меня крайне мало. Когда мне было 18, меня завораживал сам игровой процесс. Со временем соревновательный опыт стал для меня важнее, я очень любил поездки на LAN. Безусловно, «Дота» очень нравится, но вряд ли я зайду в матчмейкинг ради удовольствия — я буду всегда ставить для себя какие-то задачи, пусть и минимальные. Конечно, было бы круче, если бы я был способен играть по 20 часов в день на всем подряд в свое удовольствие. Я слишком много повидал — это большой минус и проблема высоковозрастных игроков. Скорее всего, мы здесь просто потому, что эмоции от соревновательной «Доты» все еще не угасли, да и финансовая составляющая все еще важна. 

— Бывали ли в твоей карьере моменты, когда ты хотел бросить все и уйти из киберспорта? 

— Я еще в 21 год, когда в Virtus.pro играл, постоянно думал: «Все, в следующем году не смогу играть, слишком старым буду». Я правда насчет этого сильно переживал. Однако годы шли, и я убеждался, что вроде как и в этом году не бросил, и вроде как нет предпосылок, чтобы бросить в следующем году. Теперь это все ушло, я уже не думаю об этом. Но если что-то совсем пойдет не так или жизнь как-то кардинально изменится, то буду рассматривать другие варианты, которые, пожалуй, тоже будут связаны с киберспортом, ведь, если быть честным, что я еще в жизни умею? Но сейчас не очень хочется об этом задумываться, когда есть конкретные цели и задачи. И они явно не связаны с тем, что я ухожу из «Доты». 


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: www.cybersport.ru