Santa: «Думаю, сейчас Айсфрога не существует. Был в первой Доте»
Как участникам самого первого The International приходили ключи для Dota 2, и почему к турниру подготовились не все? Каким игроки тогда представляли себе будущее Доты? Существует ли на самом деле IceFrog? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в интервью с Александром «Santa» Колтаном, который занял 5-6 место на TI1 в составе Moscow Five.
— Когда к вам пришел ключ на игру?
— За три недели до турнира.
— Получается, одновременно с NaVi?
— Получается так. Не знаю, когда именно им пришел ключ, но ходили слухи, что раньше, чем другим. На самом деле, думаю, они просто больше времени потратили на ознакомление с игрой и лучше подготовились.
— А что с другими командами? Ключ так же приходил на почту?
— Верно, не в руки же его давать. Были коллективы, которые приехали на турнир не сыграв в Dota 2 ни разу. Как именно это произошло – загадка, вероятно, их компьютеры просто не тянули Dota 2. У меня у самого дома комп лагал, FPS проседал. Играть было невозможно – только на буткемпе получалось. В Азии же многие команды тренируются из клубов – а в 2011-м в клубах почти не было нормальной техники. Я был в Китае и видел те компьютеры.
В общем, технические проблемы более вероятны, чем то, что Valve отправили ключи командам в разное время. Это более чем странно и нелогично.
— То есть наверняка никто не может утверждать, что ключи пришли в разное время?
— Все это догадки. Сами Valve ничего не говорили на этот счет. Ну, возможно, они долго искали участников и добивали слоты в последний момент. На тот момент Дота переживала, мягко говоря, не самые лучшие времена. Игра умирала, и команды, а тем более организации можно было по пальцам пересчитать. Мы сами на тот момент были на грани дизбанда.
— В чем была причина?
— Их много. Возраст игры, отсутствие поддержки разработчиков, отсутствие турниров с призовыми, отток игроков в другие игры – HoN, LoL. Близзам было плевать, а мне было очень жалко смотреть, как загибается игра, которой ты посвятил свою жизнь.
Ни графики, ни денег, ни игроков, ни будущего у первой Доты не было. С каждым годом становилось все хуже, и думаю, она дотянула бы до 2013 максимум. Но олды и истинные дотеры оставались в игре до самого конца. Я бы пошел на дно вместе с кораблем :)
— Почему тогда многие игроки вспоминали, что ко второй Доте отнеслись скептически и вообще хотели после TI1 вернуться к первой?
— Я, например, моногамен – одна игра на всю жизнь. Когда вторая Дота только вышла, это была даже не бета, а альфа. Нельзя было альт-табаться, игра зависала, были постоянные баги со звуком и механикой. Если первая Дота в 2011-2012 годах еще умирала, то вторая еще не родилась.
— Но разве игроки не понимали, что это Valve, большая компания, будет доработка и за этим будущее?
— По первой Доте были турниры, по второй – нет. Друзья играли. А ключи по второй были лишь у избранных. Представь, ты играешь в игру 7 лет, ко всему привык. А тут выходит новая, сырая, и тебе говорят – играй. Это не так работает. Люди с первой на вторую переходили несколько лет.
— Даже после турнира на миллион?
— Даже после турнира на миллион. Ну, следующий турнир по второй Доте после первого инта был не скоро, и все понимали, что смысла играть во вторую нет. Я до сих пор помню разговор ребят в последний день, когда мы завершили наше выступление на турнире. Все поголовно говорили, что будут играть в первую – просто потому, что на тот момент во второй было делать нечего.
— Несколько лет – то есть переход завершился ближе к третьему Инту в СНГ?
— Ну да. прежде всего – слабые компьютеры у большинства пользователей. А также – зона комфорта. Зачем играть во вторую Доту, когда у тебя все друзья играют в первую? Сразу после Инта ключи были дай бог у 100 человек. Раздавали их медленно.
— А те же NaVi? Их же звали на ESWC, например. Тоже совмещали с первой?
— Конечно. Все понимали, что уровень команд во вторую Доту – крайне низок. Это показал и первый Инт. И трениться в нее особо не было смысла, как минимум из-за ограниченного пула героев.
— Вы сами серьезно отнеслись к подготовке, когда узнали что будет турнир на миллион и вас пригласили?
— Если честно, это звучало как пранк какой-то. Реанимировать умирающую игру и проводить турнир с самыми большими призовыми в мире. Серьезно? У Valve очень большие яйца.
— По документалкам сложилось впечатление, как будто все понимали, что нужно подготовиться как никогда. Но при этом трудно было себя заставить, потому что не верилось в реальность происходящего.
— Похоже на правду. Скажем так – мы могли подготовиться получше, но, увы, человеческий фактор на тот момент был сильнее профессионализма. Не было пока осознания происходящего и не все были готовы идти на жертвы.
Лично мне надо было военник получать в дни буткемпа, и ничего – приехал, а кто-то не смог день рождение пропустить свое.
— Каждый был готов по-разному?
— Типа того. God был готов лучше всех, он и играл больше всех, как сумасшедший на буткемпе катал пабы. Помню – иду спать – он играет, просыпаюсь – он играет. Такой псих этот Серега Брагин ❤
— Если бы сегодняшний стак 4к игроков отправили на TI1, какое место по-твоему они бы там заняли?
— 8-12-е. Они бы обыграли команды, которые видели игру в первый раз, обыграли бы миксы – но не более, а возможно, заняли бы место и ниже, не сумев подстроиться. Ключевое слово – стак. Стак никогда не выиграет команду на турнире при прочих равных, и дело не в рейтинге, а в химии.
— Мне кажется, что в самой первой Доте играли гораздо лучше, чем на первом TI.
— Все верно. Люди играли в игру 2-3 недели максимум – ясен красен, что красивую игру тут не покажешь. К тому же это был первый турнир с такими деньгами, это сказывалось на волнении. Когда играешь за призовые, которые в разы больше всех, которые ты когда-либо зарабатывал на всей первой Доте, нет-нет, а коленки начинают трястись.
— Давай тогда представим микс 5к игроков, которые регулярно катают вместе (хотят в киберспорт) против тех же DTS или M5 в первой Доте.
— В bo1 были бы шансы, но в бо3 на сцене – никаких, слишком высокая разница в опыте турниров. Если дома в тапках и с маминым какао – то вполне возможно. Но онлайн – это шляпа, LAN сложнее онлайна в десятки раз во всех смыслах.
— Ты говоришь о волнении. Но на записях видно, как люди дурачатся и кривляются.
— Это маска. Все по-разному скрывают волнение, но волнуется каждый. Если ты волнуешься – тебе не все равно, это нормально. Вообще игроки по-разному раскрываются, но LAN – это опыт, через который должен пройти каждый игрок.
— Расскажи, как вас приняли в Кельне.
— Условия были не сахар. Это была игровая выставка со всеми вытекающими: море народу, душно, кормили нас только в отеле завтраком, между играми давали перекус только, остальное – сами.
— Что за перекус?
— Ну водичку давали, шоколадки, но не более. Так, чтобы голова работала.
— А завтрак-то хоть плотный?
— Завтрак – плотнейший, в Германии знают, чем брюхо набить. Шведский стол в рестике крутого отеля: кофе, яичница, омлет, сосиски. Сыры, сливки, нарезки, все было – как в Греции. И бекон. До сих пор помню бекон с тех завтраков. Если мне не изменяет память – там были даже блинные мастера. Подходишь к такому, а он тебе «айн момент» – и блин с пылу, с жару.
— Что за легендарное пати у вас было с Артстайлом? Он потом хвастался, что вас споил.
— Это было препати. После первого игрового дня Valve нас в ресторан повели – не только нас, вообще все команды. Офигенная идея, конечно. Ну и так, винцо было, белое и красное.
То, что рассказывал Артстайл – это похоже на анекдот, как хитрый украинец споил глупых русских.
— Кабинки со стеклом друг напротив друга удивили?
— Да не особо. Сам турнир был в новинку, поэтому чему-то одному удивляться было странно. Кабинки были такие себе, конечно. Мы играли против EHOME – они стучали по столу и стеклу, мы чувствовали вибрации, довольно ощутимо, было не круто. Стучали они в переломных моментах, чтобы мораль нам снизить.
Вообще, не все ведь играли из кабинок. Там проводили только самые сочные сочные матчи в группах. Большинство играли в зале.
— Шум мешал в зале?
— Конечно. Игровая выставка все-таки.
— Звукоизоляционные наушники хоть давали?
— ...
— Ха-ха.
— Да норм все было. Нам, детям первой Доты, не привыкать: это сейчас что-то подобное проведи – люди свернутся калачиком и начнут плакать.
Если человек имел проходку на игровую выставку – мог ходить где угодно. Вокруг кабинок – везде люди. Разумеется, стоят ограждения, но за ними народу просто тьма. Смотреть игры было проблематично – или на экранах вдалеке, или в чилл- комнате, которая была одна и была крайне не велика. Помню, в ней финал смотрел, а рядом Зерогравити сидит, переживает за своих, у меня спрашивает – затащат, как думаешь? А там уже последняя карта, и все уже, в общем-то, понятно, но он все равно волнуется. Его детище ведь.
— Это вот как раз чилл-комната? Просто диванчики?
— Да. Диванчики, напротив экран.
— Одна на все команды? ?
— Ага. Чем богаты!
— Этот скрин – с сохранившейся записи, где NaVi объясняют про неработающий гем. Вам никто не объяснял?
— Мы – узнали после игры, забавная (нет) ситуация. Комментаторы видели этот баг в группах, но не сообщили, ну и по ходу игры никто ничего не предпринимал, как будто так и должно быть.
Но какая сейчас-то разница. Я пересматривал ту игру – гем бы нас не спас. Ставлю 80%, что мы и так бы ту игру проиграли. Китайцы умеют терпеть.
— Valve вообще как-то контактировали с вами?
— Я никак не общался, и не слышал, чтобы с ребятами кто-то по поводу игры на турнире разговаривал. Помню, зашел как-то не в ту кабинку, а там Гейб сидит. Я подошел, трясущейся лапкой пожал его и убежал. Вот и все мое общение с Valve.
Были правила о неразглашении в основном. Про баги, что надо о них сообщать. Айсфрогу тогда писали, норм тип кстати.
— Лично виделся?
— Я его хотел найти на инте, ко всем подходил и спрашивал – ты Айсфрог? Но никто не признавался.
Думаю, сейчас его не существует. Был в первой Доте, а во второй оставили его имя ради хайпа, и заплатили, чтобы тайну не разглашали. Медийка слишком сильно решает, а Айсфрог – культовая персона, так что, думаю, Valve и он лично воспользовались бы популярностью.
— Как вы проводили время между играми? Реплеи, тактику обсуждали?
— Смотрели как другие играют, кушали, обсуждали, что будем делать против следующих противников немного. Но в целом не особо, не было прямо такого обсуждения, все понимали, что это не поможет – надо просто сыграть хорошо.
Не знаю, слышал ли ты, но помимо гема была еще одна ситуация. В группе играли EG с азиатским коллективом, не помню название [Sports.ru: MUFC], и от исхода той игры зависело наше место. EG должны были проиграть или выиграть больше чем за 42 минут, и тогда бы мы вышли на Scythe, а не на NaVi.
— Почему именно за 42?
— Тайминг. Там не было переигровок, но были тайминги – считалось, сколько команда потратила времени на победы. И чем меньше эта цифра – тем выше коллектив был в спорных ситуациях в группе.
Так вот, MYM пушили с Ченом и Фурионом, пуш откровенно не шел, ничего не предвещало беды, но SilverCross (его ник я никогда не забуду, в отличии от названия команды) собрал на антимаге Сашу-Яшу, а затем, когда MYM убивали Рошана спрятался в лесу неподалеку, просидел там 2 минуты, а потом попытался украсть аегис вместо сплитпуша. В итоге MYM его убили прямо в рошпите и закончили на 40.
Обидно было, гораздо обиднее, чем какой то гем. MYM заняли на том турнире топ-4, хотя мы их в группе без шансов обыграли ._.
— Ты сказал про сплитпуш, а люди считают, что он только на TI3 появился.
— Антимаг – это квинтэссенция сплитпуша. Он всегда был, просто на TI3 люди довели его до совершенства, сделав сплитпуш венцом стратегий.
— Странно: на TI1 даже Нага и Антимаг не имели таких крипстатов как годом-двумя позже.
— Игры были короче.Тогда все пушили или отбивались от пуша. Ну и играли немного по-другому, да. Тогда даже Антимаг помогал команде, а стратегия 4+1 была не в ходу
— А это была необходимость или понимание игры было другое?
— Тогда самая сильная стратегия была – набрать толстых героев и пойти ломать строения толпой. Если ты дерешься в 4 против пуша, пока твой 1 герой фармит, ты проигрываешь драку и теряешь пару вышек. игра на этом как правило заканчивалась. Плюс, пул героев был мал, и все подстраивались под то, чем играли топы.
Чтобы одолеть пуш сплитпушем, надо филигранно сыграть, это самая тяжелая тактика.
— То, что на TI3 так сыграли – это потому что лучше научились играть или экономика/механика поменялась благотворно?
— 50 на 50, хотя скорее – 70 на 30. Люди отработали до идеала самую сильную стратегию. Что пуш, что 4+1 контрится сплитом, потому что ты растягиваешь героев врага по карте и фармишь больше, плюс давишь их мораль, постоянно эвейдя файты и затягивая игру.
Но фишка в том, что играть целый турнир через отжор одного керри – это просто, но играть целый турнир сплитом – нет. Это выматывает, морально и физически. Долгие игры, постоянное ощущение, что ты слабее, игра в кошки-мышки, которую ты сам навязываешь.
— Если бы вас, тех же М5, с сегодняшними знаниями собрать и вернуть в то время, что бы вы изменили в стратегиях на TI1?
— Мы бы натренили Чена и делали бы упор не на сильные линии, а на тимфайт и пуш, как это делали NaVi. Самая рабочая стратегия на тот момент и простая. Мы же хотели убивать врагов с 0, на кураже бегать, вернуться к истокам, к 5.84b из первой Доты – золотой версии, когда все решалось на линии. но не пошло :(
Помню на буткемпе это обсуждали – каким архетипом будем играть. Выбрали ганг.
— Ты так помнишь все патчи?
— 5.84b – это исторический патч. Один из самых долгих, на нем ооочень много турниров провели. Тогда была мета скилла, решало личное мастерство каждого игрока. И были Virtus.pro, те самые – Vigoss на Миране и так далее. Побеждала не та команда, которая лучше драфтит, лучше дерется, лучше передвигается по карте, или у которой лучшая мораль – побеждал скилл.
Да, в целом люди играли плохо. Не знали про другие переменные, могли умереть на линии 10 раз, все стратегии тогда были в зародыше. Если сейчас – люди стреляют друг в друга из лазеров и используют роботов, то тогда все били друг друга деревянными дубинами. Но в этом был свой шарм.
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: cyber.sports.ru
Комментарии