CEO Na`Vi: «Вероятность того, что Dendi останется, очень невысокая»

Генеральный директор Украина, Ukraine, UA Natus Vincere Евгений Золотарев в содержательном интервью «Чемпионату» рассказал о возможном уходе из клуба Украина, Ukraine, UA Данила «Dendi» Ишутина и размере отступных за его трансфер, поведении Украина, Ukraine, UA Ильи «Lil» Ильюка, балансе между «медийкой» и результатами, а также о многом другом. Золотарев подчеркнул, что сейчас в команде неприкасаемых нет.


— Выступление Na’Vi на квалификациях The International 8. Что это было?

— Провал. Неожиданно для всех нас. Неожиданно для самих ребят. Если говорить о первых открытых квалификациях, то проиграли пики ESPADA. Плюс они действительно очень неплохо играют. Они доказали это на закрытых квалах. А [поражение] стаку ALOHADANCE (Илье Коробкину) — это нервы. То есть ребята в условиях того, что нет права на ошибку, просто отвратительно и напикали, и сыграли. Была определенная неуверенность. Поменяли пикера. На вторых открытых квалификациях пикал Влад [Crystallize Кристанек]. Ну а когда ты что-то меняешь в процессе, это говорит о том, что ты не уверен в себе.

— Почему у команды ALOHADANCE, которую собрали за пару дней, есть вера, а у игроков Na’Vi нет? Это проблема мотивации?

— Не знаю, что может быть более мотивирующим для дотера, нежели возможность попасть на The International. Этот конкретный проигрыш я могу связать только с нервами и давлением, с которыми парни не смогли справиться

— Зачем нужно было записывать видеообращение? Судя по комментариям, далеко не все оценили. Уже шутят, что Na’Vi — секта, а Данил Dendi Ишутин — и есть тот самый один человек, который останется.

— Кто читал обращение того же Дани и умеет читать между строк, понимает, что вероятность того, что останется Dendi, очень невысокая. И не только потому, что мы можем принять такое решение. Потому что он сам может принять такое решение. Иногда нам всем нужна перезагрузка. Например, наш же опыт с Zeus (Даниил Тесленко) и его игрой за Gambit с последующим возвращением в Na’Vi это подтверждает. 
Что касается, зачем нужно было записывать видео. Чтобы дать болельщикам некую «дорожную карту» того, что мы будем делать. Объяснить, почему мы не будем спешить. Понимаю, что действительно где-то, возможно, достаточно «воды». Как кто-то в комментариях писал, что «теперь воды в Африке не хватает, потому что она вся в этом видео». Меня улыбнуло. Но, к сожалению, это все, что я могу сказать на данный момент. Молчать тоже не совсем правильно в текущей ситуации. Какие-то намеки я дал, а там уже будем принимать решения и по мере о них сообщать. 

— Какого фидбека было больше: положительного или негативного?

— Фифти-фифти. Вообще комьюнити, как всегда, разделено. Кто-то пишет, что ничего нового не узнал. Кто-то пишет спасибо, что общаетесь, спасибо, что выходите на связь даже в такие тяжелые моменты. Кто-то ждет Акбара в команду. Кто-то ждет, что останется Даня. Кто-то просит, чтобы не оставляли его. Кто-то просит оставить только Crystallize. Кто-то пишет варианты составов. Это, наверное, самый частый комментарий в принципе. «А давайте Lil, Resolut1on, SoNNeiko и т.д.». Тут, наверное, не всегда понимают, что мы не в киберспортивном менеджере. На бумаге я, может, и сам бы с радостью такой состав выстроил. Есть отношения между ребятами, есть всегда какая-то история тех или иных игроков. И это не всегда возможно.

— Сколько оскорблений прилетело после публикации видео?

— Лично? Ни одного. В комментариях понятно проскакивают. В личку скорее пишут слова поддержки. Пишут, что классно, что общаемся как организация.


— Я заметил, что у нас в целом не особо тепло относятся к руководителям и спортивным директорам. Почему?

— У каждого свои причины. Кто-то топит за конкретный состав. В конкретном составе могут быть неудачные результаты, в том числе и из-за принятых менеджерских решений. И в целом это абсолютно нормально. 
Но если учитывать тот факт, что CEO организации — человек, который отвечает, во-первых, за разные составы. Во-вторых, есть куча работы, которые люди не видят: это маркетинг, медиа, продажи, это операционная деятельность компании, это какие-то новые партнерства, управление кадрами, мотивация и адаптация того же персонала, его подбор. В общем, направлений масса.

И понятно, что собственники организаций и инвесторы оценивают работу руководителя, учитывая все эти факторы и ключевые показатели эффективности. Зритель оценивает только ту часть, которая волнует непосредственно его. Если говорить обо мне в частности, мало кто задумывается о том, что у меня нет спортивного директора, как у большинства крупных клубов. У меня нет руководителя продаж. Все продажи и подписание спонсоров осуществляю я сам.

И именно потому, что на многих участках все хорошо и во многих дисциплинах все хорошо, я все еще здесь. Хотя не скрою, достаточно критично и требовательно отношусь к себе. И то, что происходит в Dota 2 — действительно провал. И мой в том числе.

— Что должно произойти, чтобы вы сказали себе: «Пожалуй, мне следует заняться чем-то другим. Пора уступить место другому руководителю».

— Я не буду лукавить. Я об этом задумывался, потому что должность CEO публичная. В связи с этим возникает много внешнего прессинга от фанатов, болельщиков, опинион-лидеров, от людей, которые, так или иначе, относятся к этой индустрии, от бывших игроков. Приходится выслушивать много критики. И все это влияет и на нервное состояние, и на здоровье. Тем не менее, пока у меня достаточно сил и терпение чтобы продолжать свой путь с Na’Vi. 

Что должно произойти? Наверное, я должен почувствовать, что я не тяну. Опять же: больше, чем в одном направлении деятельности компании. Если говорить конкретно о себе: я люблю Na’Vi. Я болельщик Na’Vi с 2010 года. Я начал работать тут с 2014. До этого был болельщиком CS-состава, как и многие, кто топят за нас. Со многими ребятами тех времен я еще играл в CS. Я попозже очень увлекся дотой благодаря TI и победе Na’Vi. Na’Vi для меня это не просто место работы. Поэтому важно, чтобы был человек, которому можно это передать.Сейчас у нас в компании таких людей нет. Но, возможно, мы взрастим. Возможно, кто-то из наших будущих HR-находок сможет занять эту позицию.

— В этом году уже был момент, когда грань подбиралась очень близко?

— Было и в этом. Такие моменты случаются всегда. Самый жесткий момент был в прошлом году, летом, когда мы одновременно не попали на The International впервые в истории организации, и пацаны из CS-состава вылетели с мэйджора, потеряв статус легенд. Мы не попали в топ-8. И это тоже было впервые с 2013 года. Тогда, конечно, волны хейта ловил отовсюду. И сам задумывался, что делаю не так. Было очень тяжело. 

На тот момент мы были частью ESforce холдинга. Может, даже я где-то внутри ожидал, что со мной попрощаются. Тем не менее, я получил поддержку от Антона [Черепенникова] (совладельца ESforce) в частности, за что я ему до сих пор благодарен. Чуть отойдя, наметил шаги по оптимизации, по улучшению всего происходящего и начали активно работать над изменениями и в CS-составе, и в Dota-составе. Считаю, они были эффективными. В том числе и в доте. Просто потом год внес коррективы. Но сезон начинался хорошо.

— Сколько для NaVi решают результаты, а сколько медийка игроков?

— Всегда важен баланс. Если говорить о медийке, она сильно зависит от результатов. Поэтому результат все-таки первичен. Это можно отследить на примере дота-состава Virtus.pro. Ребята, кроме Solo (Алексея Березина), были не супер медийными. У них было очень мало подписчиков, да и в целом они в медиа редко мелькали. Сейчас можно сказать, что и No[o]ne (Владимир Миненко) и RAMZES (Роман Кушнарев), в меньшей степени Вова [Никогосян] и Паша [Хвастунов], — весомые игроки в медийном киберспортивном пространстве. Если в процентном соотношении: 70 на 30 в пользу результатов.

— Если кто-то захочет купить Dendi, ему много придется денег отвалить?

— Может быть много, а может быть мало. Тут все зависит от желания самого Дани. У нас слишком долгая история с ним. И если это будет, условно, бедная команда, но Даня захочет там играть, то нам придется пойти навстречу. 

— Почему так живо поверье, что из команды может уйти кто угодно, но не он?

— Наверное, люди основываются на семи годах его истории в Na’Vi. Я говорил в блоге: на данный момент у нас неприкасаемых нет. Такая же история когда-то была с Zeus. И мы приняли очень сложное для себя решение. Но мы не исходим из медийки. Мы исходим больше из истории наших отношений и ценностей, которые мы всегда пропагандируем.

— В последние несколько лет про Dendi писали и говорили в интервью много разного. Почему с ним играют?

— Пишут же не игроки. То есть тут надо разделять мнения игроков, комьюнити и селебрити. Видимо, игроки что-то знают, что-то понимают. Да даже в высказываниях многих известных личностей. Они указывали, что Даня все еще хорош, что на его позицию в СНГ если и есть игроки сильнее, то это единицы. При этом важно понимать, что есть также люди, которых браковали другие команды. Пример FTM очень хороший. Это вообще состав неприжившихся людей. Каждый из них хорош. Но когда их кикали, причины этих киков во многих случаях были не только личностные, но и игровые. Поэтому это всегда зависит от того, насколько человек раскрывается в игре, от внешних факторов, от атмосферы в команде, от веры.

— Денди — это и есть Na’Vi?

— Да.

— Было ощущение, что всем в составе по Dota 2 рулит Lil. Насколько Илья влиятельный человек?

— Да нет, не рулил. Просто какие-то события, которые случились в последнее время, в частности уход LeBron (Николы Поповича), был инициирован им. Хотя остальные игроки, кроме Дани, поддерживали его в этом. 

— Однажды, вы как-то сказали мне, что не видите в его медийности и интервью никаких проблем. Проблемы были?

— Проблем не было. Были такие вещи, где я бы лучше промолчал и не высказывался про уход LeBron. Если говорить про реальные проблемы со спонсорами, партнерами, другими игроками, такого не было. Но с точки зрения этики это было неправильно.

— Из интервью с Дмитрием Куприяновым: «Есть определенный костяк людей, у которых свои понятия и правила. И как говорил SoNNeikO в своем интервью, он ни в коем случае не будет играть в этой команде, пока этот костяк людей имеет власть». Кто в Na’Vi имеет власть?

— Все игроки, так или иначе. Вы ж не думаете, что я основываюсь при принятии решений только на своих мыслях? Я всегда говорю с каждым, плюс для меня важно мнение менеджера, с которым мы очень давно работаем и знакомы не один десяток лет, тренером и аналитиком. Часто мнения расходятся. Людей, которые рулят, нет. Есть люди, может, к которым я больше прислушиваюсь или прислушивался просто из-за того, что уверен в них. Есть люди, которые для меня новые или плохо знакомые в каждом составе, в таких случаях мне сложнее.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: www.championat.com