Интервью с EternaLEnVy

Сайт fragbite.se взял интеврью у капитана команды Cloud9 - Jacky "EternaLEnVy" Mao

Для начала, мне удалось узнать, что изначально ты играл в Starcraft: Brood War и пристально следил за корейской сценой.

Да, для меня главным стимулом полностью отдать свое время про-Доте стала именно про-сцена Brood War. Меня очень вдохновляло, когда я наблюдал за игроком наподобие Jaedong, за тем, как в каждом матче он стремится к победе, за его концентрацией.

Ты часто повторяешь, что одной победы тебе недостаточно, не перенял ли ты подобный образ мышления от Jaedong'а?

Я бы не говорил такого. Не важно, насколько сильно ты вдохновлен кем-то, я не думаю, что это может зайти так далеко, что изменит основу твоей личности, не так ли? Я это я, и даже если люди наподобие Jaedong'а иногда зажигают во мне искру, в конце концов я по-прежнему остаюсь собой.

Твое первое семи-про появление в киберспорте было в HoN, где ты играл в команде Deal With It. Не было ощущения, что ты мог достичь большего в этой дисциплине?

На пике моей карьеры я был на первом месте ладдера где-то в течение 2 месяцев, а потом еще полгода был на втором, а так как Северная Америка считалась неплохим регионом в HoN, то меня считали лучшим мидером региона. Но не стоит воспринимать подобное серьезно, поскольку я был совсем неопытным, и участвовал всего лишь в двух турнирах, один из которых проиграл.
И на про-сцене я был всего лишь два месяца, поэтому от меня не стоило ждать большего.

В момент врыва на про-сцену Доты с командой NTH думал ли ты, что ваш состав перед тем, как в него вошли Loda и Akke, был действительно способен одержать победу на турнире наподобие DreamHack?

Определенно я вырос как личность, но как игрок... я не очень уверен, но, говоря о личности, мне кажется, что я был гораздо сильнее тогда, поскольку я не сомневался, что на какой турнир я не попаду, займу на нем первое место, да, весьма странный образ мышления, но он у меня был. Сейчас же я, да и вся моя команда, честно говоря, после всех наших вторых мест не думает, что мы можем победить.

Мы рассматриваем это как возможность, но в действительности никогда не уверены, что сможем совершить подобное, и, сравнивая с NTH, там каждый был невероятно уверен в нашей победе на любом турнире... К примеру, где-то недели за две до DreamHack я разговаривал с командой, и сказал "когда мы выиграем DreamHack", никаких "если", и это придавало уверенности команде, поскольку каждый знал, насколько мы хороши.

Например, если у нас была возможность сыграть с Na'Vi в каком-нибудь игровом дне StarLadder, мы всегда играли с ними как можно раньше. Не было никаких других вариантов, и побеждать их было так весело. Однако я бы не назвал нас дерзкими, ведь мы очень серьезно относились к своим словам, поскольку от этого зависело то, как на нас смотрит сообщество.


Была ли подобная страсть движущей силой из-за малого количества турниров в то время?

Я не знаю, наверное. Сейчас так много турниров, что тебе все чаще попросту пофигу на проигрыш в каком-то из них, поскольку через час у вас будет другой. Это пустословие, да, я нытик. Но мне кажется, что админам и организаторам турниров стоит активизировать игру, админ не должен идти на поводу у игроков и создавать собственные правила.

Если начистоту, то никто из них не выглядит разбирающимся в их работе, да, конечно, я ценю возможности, которые они дают нам, но люди всегда говорят, что они все прекрасно делают и их нельзя винить в некомпетентности. Но взгляните на меня, игрока. Я не имею права на ошибку, и меня попросту зафлеймят до состояния полного дерьма за любую совершенную мной ошибку, при этом я не уверен, что время, вложенное мною в игру, совпадает со вложенным админами и организаторами временем и целенаправленностью.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, что подтолкнуло тебя к развитию, мысль об игре на международном уровне?

Наверное. Думаю, еще повлияло наше преимущество в той мете, когда каждый в команде просто выфармливал всю карту. Говоря об эффективности, мы и игроки наподобие Aui_2000 привнесли так много во взгляд на игру и изменили саму игру во всех отношениях, и последствия этого были видны уже на DreamHack.

Думаю mTw и syndereN показывали подобное первыми и полностью старались реализовывать график преимущества в золоте. Введение графика по золоту радикально поменяло взгляд каждого на фарм, способы использовать всю карту и насколько хорошо ты давишь врага. У нас не было подобного в WC3 Dota, поэтому возможность самому увидеть, как распределяется золото по сути самая важная вещь, добавленная в Dota 2.

В итоге я смотрел, как mTw реализовывали такой стиль игры, когда фарм распределялся между всей командой, но крайне плохо, и я подумал над тем, как его можно улучшить, и на DreamHack'е, со всеми стаками и эффективным фармом, мы смотрели на график и наблюдали, как он стремится вверх. Даже если мы проигрывали, мы вскоре возвращались в игру благодаря фарму всей карты, и Alliance были так хороши в этом даже после моего ухода. Никто на ТИ не знал, как законтрить это. Думаю это и придало мне уверенность.

Оглядываясь назад, можешь ли ты сказать, благодаря чему Alliance настолько хорошо использовали такую стратегию и превзошли ли они в этом твои ожидания?

S4 сильно развил этот стиль игры за 2013 год. Наблюдая за китайскими командами, он осознал важность вышек в то время, думаю, что некоторые фишки они подсмотрели у Fnatic. Поскольку мы старались зафармить всю карту, то одним из наших частых героев стал Nature's Prophet Furion, который легко может сплит-пушить и сносить базу противнику.

Fnatic нашли идеальный набор героев, подходящий для такого стиля игры, они первыми использовали
Phantom Lancer Phantom Lancer'а с высоким потенциалом его старого ультимейта и идеального для сплит-пуша. Однако они не выиграли ни одного турнира, да, они были отличными исполнителями и подняли уровень игры на новую планку, но s4 смог уловить, насколько много значения китайские команды придают вышкам и защите хайграунда.

Обычно в то время считали, что рано или поздно вышки упадут, поэтому ими можно размениваться, но s4 последовал взгляду китайцев на вышки, и Alliance строили свою стратегию на сносе вражеских вышек при защите своих любой ценой, и продолжали забирать ресурсы у противника, сохраняя при этом свои.

Перед тем, как взять Loda, ты играл вместе с Black^, который сейчас считается лучшим керри из западных игроков. Была ли разница между ними?

Я уверен, что Loda и Akke не были прекрасными игроками в момент присоединения. Знаю, это звучит довольно глупо, так как они легенды, и Loda вместе с Zenith занял 8 место на TI. Но в моем представлении они должны были быть лучшими, и когда я начинал с ними играть, они не знали о многих вещах, о которых, на мой взгляд, должен знать любой про-игрок. Они даже не знали, что первая катапульта появляется на 3 минуте и если запулить эту волну на одинарный респ, то ты можешь спокойно забрать Т1 вышку с двойной пачкой крипов, поэтому когда я им говорил "запульте волну с катапультой", они спрашивали, о чем я это говорю.

Даже такое несложное дело, как добивание крипов под вышкой, они выполняли не слишком эффективно. Возможно это звучит, как будто бы я наговариваю на них, но они довольно быстро набрались опыта, и знаете, не могу сказать, что я тогда был лучше их, но я чувствовал, что способен провести их на новый уровень, и темп их роста был невероятен, что привело нас к победе на DreamHack, хотя перед ним мы не выиграли ни одной квшки.

Затем через некоторое время последовало всем известное исключение тебя из команды, несмотря на топ2 на 2 крупных турнирах ты написал блог, в котором изложил свое мнение, но, если оглянуться назад, как ты смог справиться со всем этим?

Этот блог... я по-прежнему верю во все написанное там, но сейчас я думаю, что тогда мало следил за собственным здоровьем, и недостаток витамина D сказался на том, что я стал плохо играть. Очевидно, что просто небольшой прогулки под солнцем будет достаточно для получения дневной нормы, но я тогда еще не привык к образу жизни про-игрока, сидел все время в своей комнате, перестал пить молоко, начал набирать лишний вес, по сути не делал ничего, что входит в здоровый образ жизни, и, как следствие, впадал иногда в депрессию без особой на то причины. В итоге возвращение к здоровому образу жизни вернуло все на круги своя.

Не было ли у тебя чувства зависти или того, что ты словно ограблен, когда Alliance победили на TI3, ведь их стиль игры по сути создал ты?

Нет, никогда. Если ты плохо играешь, то тебя кикают, такой принцип действует в про-доте.

После TI твоя новая команда Kaipi стала играть гораздо лучше после того, как к вам присоединился бывший керри команды Dignitas Aui_2000. Были ли у тебя варианты, при которых он бы продолжил играть на керри, а ты на саппорте, поскольку именно на этой роли ты был успешен?

В то время мы пробовали играть с Aui, Fata и Qojqva перед тем, как он присоединился. Перед TI для меня лучшими вариантами были Fata и Qojqva, поскольку наши стили игры были схожи, в то время как с Aui не очень. Но после встречи с ним после TI3 и разговора с ним мне понравилась его личность, и я понял, что он может хорошо влиться в команду. После мы заметили, что он по-прежнему играет на керри, а я на саппорте, в то время как стиль игры был отличен, и поскольку я очень хотел играть на керри, то мы решили, что пусть с этих пор будет так.

У Aui также были куча идей насчет того, как можно играть на саппорте, например, как эффективно фармить на нем. В действительности мы проигрывали поначалу именно поэтому, так как он слишком много фармил и не создавал никакого пространства для Singsing'а и остальных членов команды.

Когда ты собрал Kaipi, многие были удивлены тому, что ты взял Singsing'а. Не было такого, что вы не сошлись характерами?

Не понимаю, откуда мог сформироваться подобный вопрос. Я всегда уважал Синга как игрока, даже перед тем, как мы начали играть вместе. Да, можно сказать, что он ведет себя по-шутовски на своих стримах или как-то похоже, но я всегда признавал его личный скилл и понимал, что он старается гораздо сильнее, чем многие думают. Наш стиль игры был также довольно похож, но в некоторых моментах наши мнения различались, поэтому мне пришлось пересмотреть свои взгляды на игру.

Я считаю себя игроком, способным создать давление на врага с помощью фармящих героев, делающим большую часть сплит-пуша и подобных вещей, попросту создаю пространство для команды. С Сингом же мне пришлось оставить часть подобных действий на него, поскольку он сильно фармящий мидер, что несомненно является весомой стратегией, но это ограничило число доступных стратегии, которыми мы играли, особенно учитывая, что мидеры, зависящие от фарма, не были особо эффективны в то время.

Потом были Speed Gaming, поездка на MLG Columbus в конце года, но Bone7 не смог на нем участвовать, поэтому вы взяли Arteezy. Какое влияние он оказал на ваш стиль игры?

Без Bone7 нам пришлось полностью изменить стиль игры - поставить Синга на сложную на менее фармозависимых героях, что для него было очень не привычно. Поэтому задача Bone7 тогда была просто помочь ему понять, как стоять на сложной, но когда мы пикнули ему героев наподобие Clockwerk. Этот часовщик... не знаю, что за хрень он на нем творил, но это явно было не к лучшему. В итоге все старания Bone7 прошли впустую, поэтому мы начали брать Сингу Kunkka и Mirana, на которых он чувствовал себя увереннее всего.

На первом дне MLG у вас не было не одной победы, и многие считали, что вы не пройдете в плей-офф, однако во второй день вы совершили невероятное и победили во всех картах. Как думаешь, сделали бы подобное с Bone7?

Не знаю, честно, наверное нет, поскольку прямо на турнире мы с Артизи придумали эту мету с мидом. Например, мы вдруг начали пикать Outworld Devourer, и никто не знал, как против него играть..... Так тупо. Наши пики были идиотскими, поскольку мы первым пиком брали Outworld Devourer. Как можно выигрывать? Ты не можешь взять этого героя и победить, это глупо. Его контрят дофига героев, но их никто не брал сразу, также мы придумали эту фишку с Force Staff, чтобы иметь возможность быстрого отступления. Поэтому не думаю, что мы бы смогли сделать подобное с Bone7. Вовсе не из-за скилла, просто потому, что тогда за нас была мета. Хотя очень печально, нам просто так повезло. Непонятный Clinkz с блинком .....

Так говоришь, будто это счастливая случайность, что вы победили.

Да не. Огромное количество разных вещей сработало для нас, и все сошлось, ну ты понимаешь? Мы попросту были очень спокойны, играли на максимум, не расстроились из-за поражений, и буквально на месте создали новую мету. Нам пришлось справляться со многим, но мы смогли.
Было ли с Arteezy лучше, чем с Bone7?
Определенно нет. Или, наверное, если бы был и Bone7, и Arteezy, подобное могло и сработать. Проблема с Артизи на данный момент в том, что он играет на героях, которым ОЧЕНЬ нужен фарм, но ему не обязательно так играть, он всегда отлично умел создавать пространство. Даже когда он фармит на миде, он создает пространство для команды, просто он иногда...... ну допустим фидит 10 раз подряд как идиот. Им довольно легко манипулировать, но я весьма скептичен к вопросу о том, получилось бы у нас или нет, если бы Артизи играл с нами.
После MLG Columbus ваш образ "темной лошадки" сменился на образ одной из топовых команд, однако вы участвовали только в 2 турнирах, где заняли 2 место. Как ты способен играть на таком уровне, но при этом не можешь победить?
Я виню себя за непонимание того, что я страдал от недостатка витамина D зимой 2013-2014. Я ужасно играл, и до сих пор полностью не понимаю, почему. Также часть вины лежит на PieLieDie. Во время MLG он действительно был лучшим игроком в мире, и это не пустые слова - Puppey и KuroKy серьезно рассматривали уход из Na'Vi и создание новой команды с ним, но я убедил его остаться. Он реально был на настолько большом уровне. Также он был пикером в то время, и поскольку его уважали, то он весьма грубо выражался во время игры, поскольку для него это было как паб, настолько он был хорош.
Также он был ооооочень ленивым, поэтому если мы проходили довольно далеко в турнире, у него не было никаких заготовок против финалиста, и нас убивали в салат. Из-за этого также каждый, кроме PieLieDie, был жутко не уверен в себе.
В итоге мы убеждали себя, что нужно придумать что-то для победы, я начал играть на
Naga Siren, хотя Meracle и Arteezy первыми начали играть на ней в миде, я же пошел немного в другом направлении, и я бы продолжал тренироваться, но мне не хватало уверенности играть на ней официальные матчи из-за состояния команды. То же самое и с Tinker, у меня было столько идей, как фармить, пропускать крипов, столько теории, но у меня не было уверенности играть на нем официалки и PieLieDie тем более не верил в меня.
Например, наша первая карта против Alliance на D2CL, после того, как мы вернулись с Китая. Они взяли Naga Siren первым пиком и заовнили нас, но когда у нас был первый пик\бан, мы банили ее, вместо того, чтобы играть ей, поскольку PieLieDie мало верил в мои силы.
Мы никогда не готовились, как другие команды, и вспоминаю, как на финале 2 сезона D2CL мы зашли слишком далеко и пикнули саппорт
Tinker и Gyrocopter для Синга, что это за хрень? Полнейший ужас, после этого я стал пикать, не знаю, делаю ли я пик лучше, но теперь все члены команды уверены в моих способностях, и начинают помогать мне. Хотя PieLieDie изменился, он более воспитанный, и мне кажется, что мы достигли той точки, когда уровень у всех равен, поэтому и он начал учиться у нас.
Смотря на EG, которые "украли" ваш титул главных в Северной Америке в начале 2014, можешь ли рассказать, что сделало такой прыжок для них возможным?
Скажу сразу, это самая раковая команда в мире, не понимаю, как они еще не распались, но когда приходит время, они отбрасывают всю свою фигню и доверяют друг друг полностью. Но они просто такая удивительная команда, в которой просто собрались игроки с невероятным личным скиллом, Артизи создал мету вокруг себя, когда начал играть на керри в миде. Гениально, ведь очень сложно что-то сделать против керри в миде; он может подфармливать лес, то есть если он возьмет героя, который может быстро убить волну крипов, на подобие Shadow Fiend, они могут просто постакать ему лес и у него все будет прекрасно, его легко засейвить с ТП, так как он стоит не очень далеко от вышки. PPD постоянно вытворяет такие штучки с героями типа Dazzle и Abbadon. Также если ты играешь на керри в миде, то избегаешь ситуаций, когда против тебя агрессивная трипла, ну когда ты вообще не можешь фармить.
Также PPD с Arteezy отлично пикают, в итоге у вас есть PPD, который верит в Arteezy, и Arteezy, постоянно думающий об игре, как он может расширить свою роль и о способах адаптировать под себя текущую мету.
Если рассмотреть PPD как на капитана, то он всегда выглядел лидером внутри команды. Его решения - закон, и команда уважает это. Не этого ли тебе не хватало в PieLieDie?
Не, это другое. PPD особый случай в Доте, хотя я не уверен насчет Пуппея. У меня было некое предположение о Пуппее, и оно верно для PPD - если что-то пошло не так, то он не фокусирует свое внимание на этом. Он всегда продолжает разговор. Спрашивает команду, почему какие-то конкретные вещи произошли, что они могут сделать лучше в следующей битве, и просто фокусируется на цели, что бы ни произошло, и сохраняет этот фокус. У нас не было такого, поэтому мы "плыли", когда что-то вдруг шло не так.
И так для любой команды, вы же видели, как Secret проиграли EG на ланах StarLadder, их игра была ужасна. Однако не стоит переоценивать вклад PPD, Arteezy также довольно много говорит, у него всегда самый лучший фарм в команде в любой игре, поэтому он понимает всю необходимость такого.
Если ты играешь на керри и молчишь, то ты ужасен, и я сильно удивлен, что многие керри-игроки обычно молчаливы в матчах. Ведь когда игра доходит до момента, где у тебя самый большой фарм, по сути все крутится вокруг тебя, поэтому я считаю, что обязанность керри - точно знать, в каком состоянии находится команда, когда игра доходит до этой точки, а не саппортов, которые в это время и не близки к подобной важности, поскольку не они задают игру. Arteezy выполняет большую часть из этого, если PPD говорит отступать из драки, когда Arteezy расфармлен, а Артур говорит нападать, PPD полностью доверяет этому решению, и думаю, успех EG - заслуга этих двоих.
Зрители считают, что вы слишком часто рискуете в выборе вещей\пиках\игровых моментах. Что скажешь?
Я всегда стараюсь играть на пределе, и иногда это выглядит со стороны как риск, просто потому что ты не совсем уверен, что можешь сделать. Аналогично с Aui, который иногда слишком ударяется в фарм, и Bone. Мы всего лишь команда, пытающаяся играть на своем пределе, думаю, именно поэтому кажется, что мы часто рискуем.
То есть, если бы ты посмотрел на свои игры в прошлом с холодной головой, то не сказал бы, что много рисковал?
После ТИ нет. Сейчас я оочень редко фижу. Не сказал бы, что рискую, скорее играю дерзко - стою на линии немного дольше нужного, зная, что меня могут убить, также я меняю свой стиль игры в зависимости от противника. Например, против Vici Gaming я наглел по полной, поскольку знал, что они почти всегда бегают впятером, в итоге у меня было больше возможностей в 1х1 ситуации или подобной.
Однако нельзя играть таким образом против N0tail, ты просто нафидишь. Мой стиль игры также базируется на том, против кого я играю, со стороны может казаться, что я сильно рискую, но я то знаю, что противник не будет делать какие-то вещи, так как я знаком с его стилем игры. Но перед ТИ я почти всегда рисковал, так как никто не создавал пространство для команды, и я чувствовал, что эту роль придется взять мне, весьма нелепо, в итоге фармили только я и Синг, который, несмотря на топовый фарм, не принимал никаких рисков, в итоге рисковал я для того, чтобы он продолжал фармить.
Не считаешь ли ты, что в этом плане FATA больше вам подошел?
Несомненно, достаточно посмотреть на нашу стабильность сейчас, да, мы раньше на многих турнирах занимали 2 место, но потом могли спокойно слиться в каком-то другом турнире и вообще проваливаться в онлайне. Также раньше мы поднимали себе уверенность с помощью побед в онлайне, поэтому в случае проигрыша все было плохо. Сейчас мы гораздо стабильнее, но мы по-прежнему недовольны своими результатами. Да да, второе место довольно круто, но черт, кто-нибудь вообще запоминает команду, занявшую второе место? Хотя то, что мы финишируем вторыми во многих турнирах, думаю подтверждает, что мы одна из топовых команд.
Какая команда, по-твоему, сильнее вас, а каких вам стоит опасаться?
Лично я боюсь NewBee в любой момент, когда они собираются вместе и начинают СТАРАТЬСЯ, чего, по-видимому, больше никогда не произойдет. Эти типы настоящие монстры.
EG, конечно же, VG и Secret также выглядят довольно сильными и будут сражаться за звание сильнейшего в ближайшем будущем. Посмотрим, ТИ еще далеко, вполне может появиться какая-то рандомная команда, которая станет серьезной угрозой, а какая-то из вышеперечисленных убавит в скилле, такое каждый год происходило.
После всего вышесказанного, твой взгляд на будущее команды?
Честно говоря, у меня нет особой уверенности, что мы займем первое место или что-то в этом роде. Это может случиться, но сомнительно, с таким то моральным настроем команды, мы по-прежнему играем хорошо и все у нас нормально. Но когда дело доходит до серьезного давления.... Да, у некоторых не хватает сил справиться с этим, и мы проваливаемся. Так расстраивает, особенно учитывая наш хороший старт на всех ЛАНах, когда вдруг на последнем моменте все идет не так.
Есть что сказать напоследок?
Благодарю моих спонсоров: Logitech, Alienware, HyperX, NeedforSeat, мою команду, а также каждого, кто дочитал до этого момента, если вы прочитали все это, вы заслуживаете благодарности

Источник: fragbite.se