Goblak: «Я лично не вижу, чтобы Dota 2 теряла популярность»
Аналитик и бывший профессиональный игрок Артур «Goblak» Костенко прокомментировал в интервью свое приглашение на The International 10 в Бухаресте, высказал свое мнение о распределении инвайтов на турнир среди талантов, а также рассказал, при каких условиях он бы согласился работать тренером.
— Ты освещал прошлые пять The International. Была уверенность, что позовут на этот?
— Уверенности никогда нет, скажу откровенно. Я не знаю, как проходит система отбора. Понятное дело, мне приятно, что меня приглашают и дают возможность освещать главный ивент в году, но работая на протяжении года я не думаю о том, что меня кто-то обязан пригласить. Пригласили — здорово, не пригласили — значит нужно это принять и работать упорнее в следующем году.
— Насколько для тебя важно приглашение на The International 10? Если бы не пригласили, расстроился бы? Это как-то повлияло бы на твои дальнейшие планы?
— Конечно, расстроился бы. Насколько важно — это главный ивент в году. Очевидно, что все, кто хоть как-то причастны к Доте, хотят туда попасть, это цель. Но как я уже сказал, я не считаю, что кто-то обязан меня приглашать, поэтому просто работал бы лучше в следующем году и старался бы получить инвайт.
— В этом году на The International не позвали многих старожилов. Как думаешь, дело в конфликтах/репутации, или Valve просто предпочла новых талантов из-за профессиональных качеств?
— Во-первых, абсолютно на всех The International, на которые я ездил в роли комментатора/аналитика, была новая кровь. То, что не позвали старожилов, я никак комментировать не хочу, потому что я не имею никакого отношения к выбору талантов, и в целом, мне кажется, это не совсем уместно. В этой ситуации, компания Valve выступает в роли работодателя, и они выбирают кого приглашать и, как мне кажется, их выбор обсуждению не подлежит.
— На втором The International ты играл за Darer. А где ты был во время первого TI? Было обидно, что не остался в NAVI?
— На тот момент у меня был перерыв от Dota 2 на протяжении где-то полугода, после которого я вернулся с новыми силами. Касательно «обидно» — нет. Я много раз обдумывал этот момент, и такого чтобы прям обидно, нет, такого не было. В любом случае, жизнь продолжается, и нужно просто сделать выводы и идти дальше.
— Когда ты играл с Ceb в одной команде, было ощущение, что это выдающийся игрок, который когда-то выиграет The International?
— Могу сказать, что с Ceb было очень легко играть и найти взаимопонимание в игре. Мне, как игрок, он очень нравился, и да, мне хотелось, чтобы он чего-то добился. И когда он был в роли тренера OG, и потом, когда он вернулся в роли игрока и сыграл очень здорово, я за него порадовался. В целом, он сделал очень многое для того, чтобы достичь этого успеха, поэтому да.
— Вообще продолжал общаться с французами из Quantic после распада состава?
— Дело в том, что многие ушли из Доты. Sockshka и Funzii — просто перестали играть, Ceb тогда продолжил свою карьеру в роли тренера. Да, мы общались, они у меня в друзьях есть в Steam, переписывались периодически, пересекались где-то в матчмейкинге, порой просто общались о старых временах, и в принципе хорошо к друг другу относимся. И на The International 2019 в Китае, когда Sockshka уже в роли тренера приезжал, общались.
— Команда поддержала Sockshka после стана в кабана? Можешь поделиться, что было в тимспике той игры против RattleSnake , когда стало понятно, что все идет не по плану?
— Мне кажется, тогда и тимспика особо не было, мы просто сидели в помещении. Да, Sockshka мы поддержали. У нас в принципе обид не было друг на друга, потому что мы сами понимали, где плохо сыграли, понимали, что не смогли в тот момент должным образом собраться, но конкретно Sockshka никто не обвинял в тот момент. И в целом тогда были такие взаимоотношения в команде, по такому принципу строилась команда, что даже если кто-то играл плохо, если проигрывали игру в серии, мы просто старались все вместе подбодрить этого человека, чтобы на следующую карту уже зайти максимально собранными. Это, собственно, то, что мы сейчас можем видеть в OG, то, что Ceb из той команды привнес в OG. Даже когда он был тренером, и вообще много раз было видно на публике, и в том же True Sight, как после неудачной игры от кого-то, на это тиммейты просто закрывают глаза и говорят: «Ты сыграл хорошо, ты сыграешь сейчас еще лучше», и это приносит успех на ключевых турнирах.
— После поражения в том матче тебя критиковали за то, что «не пикаешь станы». С точки зрения сегодняшнего понимания Доты, как считаешь, нужно было драфтить по-другому или проблема была совсем не в этом?
— Конкретно в решающей игре — да, нужно было задрафтить по-другому. Тогда мета была другая, и да, по сути это давно уже устоявшийся мем. Понятное дело, что потом я еще играл в Доту и набирал побольше контроля. Мне казалось, что именно в том патче и в той мете, когда не было камбек системы (это важно), можно было играть и с минимальным количеством контроля — просто захватывать карту и давить за счет более сильного лейнинга, и в принципе нам это удавалось сделать на других турнирах. На Инте перегорели, и не получилось.
— Для меня ты хороший пример того, как нужно относиться к критике. Сам смеешься с мемов про Фиссуру, с заставки из Шанхая, где ты бежишь, и так далее. Ты от природы спокойный человек, и тебя подобное не задевает, или осознанно так реагируешь? Что можешь посоветовать молодым дотерам и медийным личностям, которые часто ввязываются в конфликты?
— Если есть какая-то критика, ее нужно просто принять и переосмыслить. Иногда она оправдана, иногда — нет. Касательно тех же мемов со мной бегущим, это же никак не влияет на меня, меня попросили сделать видео, я сделал. Если говорить о том, что не драфтил станы — да, я это принимаю, я понимаю, что в каких-то играх драфты были очень плохие, и нужно было брать контроль. Касательно игр на Earthshaker, с того самого ролика — да, я сыграл плохо, чего здесь стыдится. А посоветую — анализировать свои ошибки, стараться становиться лучше и играть лучше.
— Еще в 2012 году в интервью ты говорил, что мало играешь в матчмейкинге, а предпочитаешь смотреть реплеи и разбирать игры. Как думаешь, сейчас в про-Доте может работать подобное или чтобы оставаться конкурентным нужно много тренироваться персонально?
— Сейчас точно нужно много тренироваться, Дота сильно эволюционировала, и сейчас, по сравнению с играми первого и второго TI, намного больше требуется от игроков четвертой и пятой позиции. Это полноценные игроки, которые могут перевернуть ход любой карты, тогда такого не было. На данный момент роль человека, который смотрит реплеи, готовится к драфтам оппонента, возлагается на тренера. В каждой тир-1 команде есть очень сильный тренер, который помогает в этом.
— Насколько тебе сейчас интересна Дота, как игра? Как часто сам играешь и есть ли вообще желание? Смотришь ли тир-2/3 турниры просто для себя, а не по работе?
— Играю мало, могу даже сказать очень мало, но смотреть мне нравится, и не только по работе. Если есть интересный матч, но студия этот турнир не освещает, я в любом случае для себя его посмотрю или пересмотрю реплеи. Dota 2 мне по прежнему интересна, там безграничный полет фантазии, и можно придумывать новые и новые стратегии, отыгрыши против оппонентов. За это мне игра и нравится.
— Если бы на Инте один из игроков на пятерке не смог играть по определенным причинам и тебя попросили его заменить, согласился бы?
— Во-первых, эта ситуация фантастическая, и такого в принципе не произошло бы. Во-вторых, наверное, нет. Я еду на The International с определенной целью и в определенной роли. Зачем заменять кого-то и отдавать свою роль кому-то? Мне нравится то, чем я занимаюсь сейчас, поэтому нет.
— Есть такой мем, что на The International играют не в Доту, а в Инт. Согласен? Кого считаешь фаворитом, с учетом этой оговорки?
— Я не считаю, что это мем, скажем так. На TI действительно во многом превосходят эмоции, и те команды, которые играют на протяжении года хорошо, далеко не всегда играют хорошо на TI, и наоборот. Бывает, просто приезжает команда, которая эмоционально заряжена, и она может переиграть команду, которая была топ-1, фаворитом турнира.
Кого считаю фаворитом на данный момент? Наверное, ничего нового не скажу, PSG.LGD в очень крутой форме находятся и по ходу сезона, и даже последние несколько турниров, которые они играли без мидера своего. Помимо PSG.LGD, Team Secret и Evil Geniuses.
— Представь, что роль тренера в Доте стала бы сравнимой с ролью менеджера в футбольном клубе — ты сам отвечаешь за подбор состава, тренировки, тактику, игроки тебя безоговорочно слушают. Хотел бы поработать на такой должности?
— В таких рамках хотел бы, но в СНГ реалиях это невозможно. Это уже работает в Китае, насколько я знаю. То, что видел по социальным сетям и по тому, что происходит, именно в этом регионе тренер может во время решафлов выгнать любого вообще игрока и постараться взять того, кто нужен команде по его мнению.
— Скептики уже несколько лет «хоронят» Доту. Как думаешь, сколько еще примерно Интов будет?
— Хоронить можно сколько угодно, но при этом онлайн не падает и стабильно держится. Я лично не вижу, чтобы Dota 2 теряла популярность. Есть новые игры, которые популярны на том же Twitch, но именно в киберспорте Dota 2 по прежнему на лидирующих позициях, и The International это вообще самое крутое, что есть в мире киберспорта.
— v1lat признается, что для него киберспорт — лишь ступенька в карьере по пути к большому спорту. Что киберспорт для тебя? Хотел бы в обозримом будущем оставаться в индустрии или есть другие планы?
— В обозримом будущем хотел бы оставаться в индустрии. Мне, в отличие от Виталия, не так интересен обычный спорт. Ему, на сколько я понимаю, интересна комментаторская карьера на данный момент, мне все же интересен киберспорт в целом. На данный момент меня устраивает место, на котором я нахожусь, и пока что-то менять я не собираюсь.
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: dota2.ru
Комментарии