Степан Шульга: «Гонорар англоязычного комментатора — $1000 в день. В СНГ даже близко нет таких денег»

Ведущий, шоумен и аналитик Степан Шульга, знакомый любителям Dota 2 по EPICENTER XL, дал содержательное интервью Алексею «OverDrive» Бирюкову, в котором оценил уровень комментирования в СНГ, рассказал о тонкостях этой профессии и гонорарах комментаторов, поделился своим мнением о недавнем скандале с Павлом Занозиным, сравнил Dota 2 с шахматами и ответил на ряд других вопросов.


— Давай поговорим про комментирование в СНГ, оно на высоком уровне?

— Я считаю, что комментирование киберспорта в СНГ на крайне высоком уровне. Единственное, что не хватает четкого понимания самой профессии комментатора. Профессия приносит тебе деньги — это то, что мотивирует тебя развиваться и становиться лучше; это то, что дает тебе уверенность в завтрашнем днем. Гонорар англоязычного комментатора тысяча долларов в день, то есть если ты работаешь на ивенте, который длится 7 дней, ты получаешь $7 тыс. Во-первых эти деньги надо очень серьезно отрабатывать, во-вторых в СНГ даже близко нет таких денег для работы. Месячной зарплаты такой нет в СНГ, я больше скажу, некоторые очень неплохие ребята получают в месяц меньше, чем коллеги из за рубежа за один день работы, за два БО3 если быть точным. Не жалуюсь, но такие сравнение, мягко говоря, угнетают.

Человек, который работает как комментатор, он должен понимать и ощущать свое будущее, он должен понимать ради чего он трудится. Того количество ивентов, куда тебя могут пригласить, где ты можешь работать, развиваться, делать свои проекты, этого дико не хватает. Я про CS:GO, потому как в «Доте 2» у комментаторов есть ясная цель — попасть на The International. То есть ты должен работать, стараться, стремиться, показывать все время свой максимум, для того, чтобы в конечном итоге получить приглашение на этот турнир. Есть хороший пример — Дима Чумаченко, который из комментирования Int’a из дома, переехал в студию в Вильнюсе, потом попал на Starladder, а потом на сам Int. То есть своей работой он получил главную награду — поездку на главный турнир года в Dota 2. Такого ивента в CS:GO нет, куда Valve могут пригласить и оплатить работу комментатора. У комментаторов нет школы, нет рабочих мест, нет ротаций и то количество комментаторов, которые есть в CS:GO — это классные люди, но если бы на них было бы больше спроса, всем бы от этого было бы только лучше. Я очень хочу, чтобы студии закончили так называемую холодную войну и думали в первую очередь о своем продукте, а потом уже о конкурентах, об отношениях между компаниями.

Пример, в январе этого года я не смог присутствовать на трансляции мейджора в студии аналитики на SLTV, как я обычно делал. Мне очень хотелось, чтобы продукт был полноценным, чтобы студия получила хорошие отклики, чтобы спонсоры были довольны качеством трансляций и количеством просмотров. Когда у тебя только 2 ведущих, то и они устают за 7 дней, и зрители устают. Нужна ротация, нужны дополнительные люди. Я очень просил, чтобы Леша Ухо Малецкий присоединился к студии. В итоге, это получилось, это было не супер сложно, но в результате продукт получился крутой. И никому от этого хуже не стало. Ухо хорошо вписался, получил свой гонорар, RuHub получил свою долю позитива, потому что они отпустили своего сотрудника, Starladder получил свою долю позитива, потому что они привлекли Алексея и улучшили свой продукт. Такая кооперация должна становится определенной практикой, это будет растить конкуренцию, это будет растить спрос на этих людей и мотивировать их работать. Но пока чаще всего человеческие амбиции и факт конкуренции между студиями не дает таким вещам состоятся. Подведем итог, комментаторы в СНГ очень хороши, но пространства для роста у них маловато.

— Где выше уровень комментирования в CSGO или Dota? Вилат сказал в CSGO.

— Эти вещи тяжело сравнивать. Есть, например, такой человек как Дмитрий Губерниев, благодаря которому вся страна начала понимать биатлон из-за его энергетики, посыла и желания работать. Талантливый человек, который хорошо работает в словесном жанре, он будет органично вписываться в любую игру. Возможно, что в Dota2 действительно сложнее комментировать, почему то мне так кажется.

Патч в CS:GO может поменять урон какого-то оружия но игра будет той же, а патч в Dota может поменять все к чертовой матери, я не знаю, как игроки с этим справляются, но и комментатор должен поменять свое понимание игрового процесса в связи с изменениями. Вообще я все-таки не стал бы сравнивать этих два направления комментирования, эти две игры. Они слишком разные, в каждой игре есть свои нюансы и сложности. Да и по количеству комментаторов в Dota2 — их физически больше. Так что нет смысла сравнивать.

— Недавно был небольшой скандал после моего интервью с Вилатом касательно его высказываний о Павле Занозине. Ты согласен, что как только в киберспорте появились деньги сюда ломанулись кучу людей, который ничего здесь не понимают?

— Я выступаю за определенную профессиональную этику. Считаю, что люди, которые создают продукт, именно они и должны нести ответственность за свой продукт. Если они делают свой выбор в пользу одного человека, а потом через какое-то время в пользу другого, значит это их решение, и основано на каких-то выводах. Все, что происходит в эфире, на ивенте, все должно быть максимально органично. Если, ты считаешь, что человек должен справиться со своей функцией и у тебя не будет никаких косяков, проблем, твой продукт останется цельным и интересным, то тогда ты можешь привлекать людей из любых областей, знакомых с игрой или нет. Риски, конечно, возможны. Если ты рискуешь, то ты рискуешь своим продуктом. За все отвечает продюсер шоу, организатор, директор. А касательно отдельных людей, это все детали, эти люди винтики в механизме.

Я согласен с Вилатом, что появился ряд людей, которые индустрии вредят, но все-таки гораздо чаще индустрии вредят люди, которые находятся внутри киберспорта, ведут себя неподобающе, критикуют других под фейк аккаунтами, на ровном месте пытаются создать скандал, живут своим негативом. Вот такое для киберспорта губительнее, чем люди, которые приходят извне и пытаются, что там сделать. Я никогда не скрывал, что плоховато разбираюсь в игре Dota, хотя сцену я понимаю хорошо — турниры, трансферы, команды и т.д., это все без проблем. Поэтому когда меня позвали на Epicenter, я был удивлен и польщен, потому что мне очень нравится работать на таких ивентах, на сцене перед камерой, я получаю от этого удовольствие.

— А конкретно в том конфликте ты на чьей стороне?

— Что касается того конфликта, я не хочу принимать чью-либо сторону, а лишь вернусь к своему высказыванию, что продюсер шоу должен был сам решать и отвечать за такие действия, если в конечном итоге продукт получится крутым и принесет максимальную прибыль, значит все было правильно. Если Занозин плохо отработал шоу, а потом его опять позовут, то это опять же будет вопрос к продюсерам, а не к Павлу. Я не знаю, что конкретно было тогда, но если бы шоу прошло без заминок, мы бы этот вопрос не обсуждали. Значит, действительно, что-то было не так.

— Расскажи о своих спортивных увлечениях.

— Во-первых, я кандидат в мастера спорта по шахматам…

— А кстати шахматы и Dota похожи, а то об этом часто говорят?

— Мое мнение, Dota 2 — это очень умная игра, это большое количество знаний, которые должен впитать в себя игрок, связки предметов, скилов, героев и т.д. Все это понимать на профессиональном уровне — это реально круто. Нельзя сравнивать эти две игры. В шахматах есть блиц, есть быстрые шахматы по 25 минут, а есть профессиональные партии, которые могут продолжаться несколько часов. Тебе нужно продумать действия соперника на очень много ходов вперед, а Dota это комбинация быстрых решений, их механического исполнения, с определенной мыслительной активностью. Так что игры разные, но играют в них определенно умные ребята.


Полную версию интервью вы найдете по ссылке.

Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!