NS: «Русскоязычные трансляции не должны ущемляться»

Ярослав «NS» Кузнецов рассказал в интервью о проблемах киевского мейджора, о том, почему в России Dota 2 популярнее всех остальных дисциплин, и о многом другом.

Аналитики RuHub Россия, Russia, RU Ярослав «NS» Кузнецов на презентации Yota Arena, где сейчас проходит финальный этап Кубка России, дал интервью, в котором поведал о проблемах с организацией мейджоров, реакции Valve на скандальное анонимное письмо, популярности киберспорта в целом и Dota 2 в частности. Ярослав заявил, что не является большим любителем компьютерных игр, и рассказал о многом другом. Все самое интересное – ниже; полную версию интервью можно прочесть по ссылке.

Начнем с наболевшего. История с открытым письмом кого-то из талантов о проблемах Kiev Major по Dota 2 и отношении PGL все никак не утихает — ты не в курсе, ситуация к чему-то пришла?

К чему пришло? Да пока ни к чему. Никаких подвижек в сторону улучшения или ухудшения, ни бонусов, ни санкций никто не получил, насколько я знаю. Я, конечно, могу всего не знать, но надеюсь, что раз эта история вызвала резонанс, и на нее как-то отреагируют. Проблемы, описанные в письме, реальны, хоть это и не все проблемы. И я не со всем согласен. Я был во всех этих местах, могу все подтвердить, но некоторые вещи мне сами по себе проблемами не кажутся. Например, бизнес-класс в самолете или эконом — сам я летаю экономом, потому что хочу сэкономить деньги, и понимаю, что организаторам тоже хочется немного сэкономить. Зарплаты тоже, деньги — вещь полезная, нужная и важная, но для меня это не главное. Да и, в конце концов, у нас тут пока никто не Филипп Киркоров, не такие звезды. У меня другая проблема была, с питанием. Это провал, абсолютнейший, полный провал — так организовать питание. И я могу сам пойти себе купить еды, но если работникам даются гарантии, они должны быть исполнены.

Valve как-то отреагировала?

Valve всегда все интересно, они читают фидбек, отвечают, но там работает не так уж много человек, и они устранились от проведения «мейджоров», отдали организацию PGL. И чтобы обратиться к Valve напрямую надо перешагнуть PGL, а это, я считаю, не совсем правильно. Все равно что тебя в школе директор обидел, а ты сразу Путину жаловаться идешь. PGL идут на контакт, там не все так плохо, как могло показаться из письма. Но дают далеко не все, что хочется. Может быть и не должны, но все же. Если сравнивать англоязычные и русскоязычные трансляции, то сразу видна огромная разница в качестве продакшена. У англоязычных студий куда больше технических возможностей, начиная от дополненной реальности вплоть до камер и так далее. Major проводился в СНГ и как будто бы это было наше мероприятие, но на самом деле — нет. Вся техника, аппаратура, все принадлежит PGL, и что они тебе дали — тем ты и пользуешься. Ты хочешь сделать лучше, но тебе просто не дают ни лишней камеры, ни лишнего обсервера, ни 3D, потому что PGL куда больше интересует англоязычная трансляция. Я считаю, что русскоязычные трансляции не должны ущемляться. Тем более, что англоязычную трансляцию в пике смотрели 250 тысяч, до 300 так и не дошло, а на русском только на Twitch было 400 с лишним тысяч, а еще были YouTube, VK и «Одноклассники», в сумме, по моим прикидкам, тысяч 600-700 точно смотрели финал. Может быть, у нас и не такая платежеспособная аудитория, но если речь идет об уважении каждого зрителя, я думаю, что все должны быть в равных условиях.

По твоему мнению, почему киберспорт популярен, и как привлечь новых зрителей?

Не нужно никому навязывать, все само к этому идет. Люди живут в интернете, это часть жизни — а киберспорт родился в интернете, он весь там. Если молодой человек захочет поиграть во что-то, он предпочтет поиграть с кем-то в интернете, нежели одному. Одному играть скучно. То есть в сингл во что-то можно играть, но быстро надоедает, и когда понимаешь, что можно играть с кем-то, ты уже выберешь мультиплеер. Это социализация, это общение, это весело. А любой мультиплеер рано или поздно приходит к киберспортивным дисциплинам. А там уже немного поиграешь и волей — неволей услышишь, что там турнир, там миллион долларов разыграли, а там вообще 15-летний парень с никнеймом SumaiL миллион выиграл. И так люди узнают, вливаются. Сейчас так узнают о киберспорте огромные массы людей, и старшее поколение тоже подтягивается. Кто-то интересуется, чем занимается их чадо, кто-то просто слышит, это ведь уже в тренде, про это пишут, показывают. И не нужно к каждому идти и стучаться в дверь. Я думаю, пройдет еще три-пять лет и киберспорт никого не будет удивлять, будет абсолютно нормальное явление, сравнимое с любым спортом. Все будут выбирать себе команду и болеть за нее, ходить на турниры, следить за кумирами.

Почему в России Dota 2 до сих пор популярнее всего остального?

Так просто повелось, у меня есть несколько предположений. Особенно хорошо работает сарафанное радио, куда лучше, чем многие думают. Да и профессиональные команды по Dota, которые выигрывали турниры, в России появились раньше, чем во всем мире. В 2005 году у нас ведь проводили первый в мире турнир не в онлайне, кажется, до него таких не было. Это был ASUS Summer 2005, я на нем даже играл, занял третье место. Это, повторюсь, было очень и очень давно. И это был только первый турнир, а после этого они проводились постоянно. У нас появились первые сильные команды, их было много разных, которые года до 2010-го в первой Dota выигрывали все и везде. И когда у тебя в стране, скорее в регионе, там были ребята и из Украины, и из Белоруссии, есть столько сильных команд, это привлекает внимание. Иногда, изредка, даже в те бородатые годы про нас писали и на менее профильных ресурсах, и так узнавали новые люди, одно цеплялось за другое, но все основное было именно в Dota. И за 12 лет этот снежный ком создал невероятную, огромную аудиторию.

Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: kanobu.ru