Директор NAVI: «Мы берем человека, ответственного за Доту, и у него есть карт-бланш на построение состава»

Операционный директор Украина, Ukraine, UA Natus Vincere Украина, Ukraine, UA Алексей «xaoc» Кучеров заявил в интервью о том, что он не жалеет о подписании FlyToMoon, поведал о том, какие выводы он сделал из сотрудничества с этой командой, объяснил, почему организация в очередной раз взяла в ростер Россия, Russia, RU Акбара «SoNNeikO» Бутаева, а также рассказал, на ком лежит конечная ответственность за неудачи коллектива.


— Идея сотрудничества с
FTM была твоей. Не жалеешь сейчас об этом? 

— Нет, ничуть не жалею. У нас ситуация в Доте до подписания FTM была не такой результативной, как мы того ожидали. Мы провели ряд замен, попытались сохранить прежний состав, но этого не получилось. Дальше уже необходимо было полностью менять эту историю. 

Я ничуть не жалею по многим причинам. Ребята показали очень хороший результат: в первые полгода мы практически все время были в топ-3 ESL рейтинга, на ряде ивентов очень хорошо выступили, выиграли Dota PIT. И парни тоже были очень приятные в плане работы. И несмотря на то, что они довольно длительное время находились без организации, все ребята знают, что такое работа в киберспортивном клубе. Конкретно у NAVI это всегда довольно много различных медиа и маркетинговых активностей. 

Да и, в принципе, работа с парнями оставила только позитивные впечатления. Они прекрасно осознавали все, понимали и шли на контакт. Это очень приятно было. 

— Глядя сейчас на сложившуюся ситуацию, ты бы как-то поменял подход и изначальный разговор с командой или все бы так и оставил? 

— Какие-то выводы, конечно же, были сделаны. Но если говорить об изначальном разговоре, я бы, наверное, абсолютно ничего не менял. Потому что работа в первые полгода складывалась очень хорошо во всех моментах. 

— Какой главный вывод ты вынес из сотрудничества с этой командой?

— Выводы можно делать в разном формате. Если мы говорим о том, в чем именно была допущена ошибка, то я бы очень постарался сохранить тот состав, который у нас был перед заменами в апреле. Понятно, что мы все люди, мы все хотим избавляться от того, что нам мешает, от того, что нам приносит какие-то негативные моменты. 

Результаты на праках и в целом атмосфера в команде была такая, что команде хотелось ее как-то поменять. Наверное, это был тот момент, когда необходимо было просто постараться его пережить, возможно где-то более принудительным образом. Стоило дополнительно приложить усилия ради того, чтобы проработать его командой и продолжать играть дальше тем же коллективом. 

— Что можно было сделать?

— Это второй момент этих выводов. Я понимаю, что хотелось бы удержать состав в изначальном виде. Но с другой стороны, я не могу конкретно сказать, даже глядя на всю эту историю постфактум, что именно и как нужно было сделать, чтобы исправить те проблемы команды в тот момент времени.

Большая часть нашей работы заключается в том, чтобы как раз-таки решать подобные ситуации, когда они находятся в каких-то рабочих рамках. И мы постоянно пытаемся их как-то решать.

— Кстати об инструментах и процессе. В сообществе сложилось впечатление, что работа с FTM складывалась так: ребята захотели провести замену, пришли к вам: «Мы хотим заменить Генерала», вы сказали: «Да, конечно, идите и меняйте». «Мы хотим Рамзеса» – «Да, конечно, берите Рамзеса». Как на самом деле проходили вот эти замены? 

— Если брать эту конкретную ситуацию в FTM, у нас было к ним доверие. Мы с ними обсуждали, что ребята сами понимают, какие изменения в целом необходимо проводить в команде (не только замены игроков), чтобы оставаться командой и показывать результат. У них был этот опыт и определенная дистанция, на которую можно было опираться, на базе чего и появилось это доверие. 

Мы понимали сложности в составе. Даже если парни показывали результат, это не означает, что не было проблем с атмосферой в команде. В какой-то момент они накипели, перешли какую-то красную черту, и появилась острая необходимость что-то менять более кардинальным образом. 

— Они просто пришли и поставили вас перед фактом: «мы будем делать замену»? Или вы обсуждали это с ними вместе? 

— Ни то, ни другое. У ребят появилась возможность взять других игроков и сделать какие-то изменения. Они смотрят на проблемы внутри коллектива, и это кажется им резонным выходом из ситуации. Пообщавшись внутри, они осознали, что иначе никак, и именно это будет хорошим выходом. 

Если мы говорим о том, что состав сам решал какие-то вопросы, это где-то так и есть. Но это не означает, что они пришли и: «Вот все, меняем, поехали». В любом случае все изменения согласовываются и клуб в курсе был всех вещей. Ребята созвонились с нами, мы обсудили, услышали аргументы за и против, проговорили проблемы, которые пытаемся решить этими заменами и то, что абсолютно все верят в такой метод решения. 

И здесь появляется то, что отличает работу с этим составом. У состава был кредит доверия, была дистанция подобных решений и изменений. Здесь было абсолютно обоснованно полагать, что если команда не смогла это перебороть сама и пришла с запросом: «Не видим другого выхода», то нам было резонно довериться и двигаться в направлении, предложенном ребятами. 

Иногда в комментах читаешь: «Клуб, наверное, не в курсе, что там происходит». Конечно же, в курсе. Мы согласовываем все эти вещи, прежде чем они происходят. Но есть баланс вмешательства клуба и доверия к игрокам и коллективу. В любом случае, никто никогда не принимает решения единолично. Если и принимают, то, скорее всего, это будет ошибкой. Потому что игроки – это команда, это живой организм, для них очень важна атмосфера, она является важным аспектом результатов на турнирах. Этого нельзя не учитывать, поэтому игрокам должно быть комфортно внутри коллектива, у них должна быть рабочая обстановка. 

— Приходят игроки и говорят: «Хотим играть с SoNNeikO». Я несколько раз разговаривала с Женей Золотаревым и с Магом, и она оба говорили, что Акбар – очень сложный человек в работе, с ним всегда проблемы. Когда команда предлагает вам взять SoNNeikO, почему вы не говорите «Нет»?

— Во-первых, это решение казалось абсолютно обоснованным. Его критикуют или говорят, что SoNNeikO пятый раз в NAVI. Окей, и что? Кто-нибудь предлагал более результативное решение? Конечно, сейчас мы все можем говорить о том, что «не получилось, можно было взять того, и с тем было бы лучше». Но это все постфактум. А конкретно с игровой точки зрения это был отличный вариант.

После второго DPC-сезона перед квалами на Инт были конкретные проблемы, которые необходимо было решать. И SoNNeikO был хорошим сценарием решения этих проблем. Да, у него есть уже история в NAVI, он был уже здесь несколько раз. Но в целом я абсолютно ничего в этом не вижу. Команда хотела с ним играть, Акбар – сильный исполнитель. В NAVI были сложные рабочие моменты с ним в прошлом. Но со многими игроками довольно сложно работать – и чем сильнее игрок, тем обычно сложнее с ним работать клубу. 

Я в этом ничего такого абсолютно не вижу. Если это сильный игрок, он хорошо подходит под решение наших текущих игровых задач, то почему нет? Хоть это будет и десятый раз! Я не вижу в этом никакой проблемы, кроме ходячих мемов, что типа Акбар в пятый раз в NAVI. Если бы ребята показали хороший результат, то все бы об этом довольно быстро забыли. 

О том, должны были ли они показать результат, как это могло сработать, тоже много комментариев можно почитать. И есть очень простой ответ. Мы все со стороны очень любим рассуждать и анализировать, но многие вещи видны прежде всего игрокам внутри коллектива. Например, общение в рамках обсуждения тренировочных моментов, игра друг с другом на линии, коммуникация, микроскилл на конкретной позиции – это все игрокам виднее куда лучше. И если очень сильные исполнители на своих ролях, топовые игроки говорят, что это отличное решение и они в него верят гораздо больше, чем в любое другое, то это что-то значит. 

Да, как менеджер ты можешь сомневаться в этой истории. Но тогда спрашивается, а кто все-таки лучше разбирается в этой теме? Наверное, в игровых моментах все-таки игроки. Менеджер просто видит ситуацию более комплексно с других сторон – маркетинговой, медиа, бюджеты, дисциплина. А команда смотрит конкретно на спортивные умения игрока, как он подходит всем игрокам внутри коллектива. 

Игроки не будут сами себе по ногам стрелять и брать кого-то, если они не верят в результат игры с ним. Есть TI, и все сфокусированы на одной цели и работают именно в этом направлении. Поэтому я в этом абсолютно ничего такого не вижу. SoNNeikO – очень хороший исполнитель, он довольно много принес в качество обсуждений. И да, у нас все-таки не получилось показать результат, но тогда все в него верили.

— Какие проблемы решал SoNNeikO? 

— Во-первых, он очень сильный исполнитель, просто по микро. Второй момент – он добавляет очень много качественных обсуждений с точки зрения внутриигровых коллов, коммуникации, макровидения игры. Он  – сильный капитан. У нас он тоже привнес те же самые вещи, и качество обсуждения стало гораздо лучше.

— Мы много обсуждали, что случилось и как. Но кажется, так и не ответили на важный вопрос. Кто виноват в неудаче этого состава? Кто ответственен за эту ситуацию? 

— Я считаю, что конечная ответственность лежит в итоге все равно на мне. 

— Чувствовал ли ты, что тебе сложно работать с этой ситуацией, потому что у тебя нет менеджерского бэкграунда в Доте? Что где-то не хватает знаний или опыта?

— В киберспорте, как и во многих других активностях, есть свои моменты, которые от нас не зависят или на которые мы прямо не влияем. Их не избежать, это нормально. Конкретно моя задача – постараться увидеть эти риски заранее и спланировать возможные сценарии, если они наступят. В Доте фокус игроков и клубов на The International еще больше усложняют эту задачу по сравнению с другими с дисциплинами. Но суть все равно та же, как и в других составах. Да и я люблю Доту и уделил ей немало времени в своей жизни. И как менеджер (в HellRaisers), и даже как игрок (хотя до PRO уровня не добрался). Поэтому в этом плане все ок, можно работать.

— NAVI не нужен состав, который пропустит TI?

— Я не буду отвечать ни нет, ни да. Эта история больше про экосистему. Если рассматривать текущую экосистему, то TI – это мега-важно, это отрицать будет глупо. Но результаты на протяжении всего сезона тоже очень важны, на них тоже можно опираться. Хотя в Доте сейчас за четыре месяца ты играешь четырнадцать матчей, два мажора и пару каких-то отдельных турниров – это очень мало, чтобы опираться на них, а не на TI. 

Поэтому сейчас TI катастрофически важен. 

— Вы с Тоней обсуждали возможность собрать молодой состав. Ты говорил, что это работа на перспективу, это больше года, они могут не поехать на TI. То есть вы не беретесь за это исключительно из-за TI и потому что молодежь не сможет в первый год пройти квалификацию? Или за этим есть еще какая-то мотивация?

— TI – важный момент, то есть от него абстрагироваться нельзя. Собирая молодежь, ты должен оценивать свои шансы. Мы сейчас смотрим на ситуацию, например, со Spirit и говорим: «Вот ребята собрались, прошли на Инт, почему NAVI так не могли?». Потому что все забывают о том, какой это риск и какая была вероятность такого успеха. 

Ребята однозначно молодцы, показали большой прогресс за этот сезон. Но ведь собирается много таких же команд, новых молодых составов. Но история успеха – это единицы. Поэтому мы вынуждены все-таки учитывать эти шансы. Если мы сейчас соберем молодежный состав с расчетом на то, что через год они поедут на TI, то каков шанс что это сработает? Мы должны сами себе честно ответить на этот вопрос. И не всегда ответ на этот вопрос станет достаточной мотивацией, потому что шансы будут не очень большие. 

С молодежным составом тоже необходимо работать, и там тоже есть свои нюансы. Сложно однозначно сказать, куда эта работа приведет через полгода. С ними легче работать, это точно. С ними легче прорабатывать сложные моменты, когда их берешь молодыми и сразу пытаешься внедрять профессиональный подход. Но это не означает, что это роботы, которые будут просто сидеть год на буткемпе и тренироваться без личных проблем друг с другом. 

— Например, у вас есть два варианта: собирать состав с Рамзесом и Роджером и состав с паберами. По вашему мнению, у Рамзеса и Роджера в перспективе больше шансов попасть на TI, поэтому вы работаете с ними? 

— Да. Здесь и сейчас у нас оставался костяк нашего основного состава. Мы попрощались пока только с SoNNeikO, остальные в инактиве, мы думаем о нашем будущем. В ближайшее время ситуация прояснится. 

Мы рассматриваем молодежное направление тоже, и у нас уже есть предварительные договоренности с другим молодым составом.

Но мы должны оценивать шансы на успех каждого сценария. Потому что это все-таки спорт, это личные отношения и об этом нужно помнить.

— Есть что-то, чего в Доте NAVI еще не попробовали? И что может сработать. 

— Это то, что мы сейчас делаем. Хотим построить работу по примеру нашего состава в CS:GO. Там B1ad3 ответственен за все направление. Конечно же, он не единолично принимает решения, но гораздо больше вес его видения, и мы на него опираемся. В Доте у нас такого человека не было, а хотелось бы. Найти человека, который будет будет будет с единым видением, будет консолидировать мнения всех ребят и приводить их в единое русло.

Сейчас может показаться (а иногда так оно и есть), что в составе нет консолидированного мнения и позиции. Поэтому менеджменту приходится вникать в это все гораздо больше. Я вот иногда читаю комментарии о том, что менеджменту Дота неинтересна, поэтому они забили на нее. Но нет, мы довольно много времени уделяем этой дисциплине, потому что она самая проблемная из всех 11 составов. Мы пытаемся в эти проблемы вникать, решать и искать выход. Дота для нас важна и мы хотим чтобы все наши составы побеждали.

— Ты говорил, что вы скоро представите человека, который будет заниматься Дотой. Как выбирали этого человека, по каким критериям?

— Этот человек должен жить Дотой и он должен быть довольно опытным. Опытный не только с точки зрения игры, но и с точки зрения формирования, удержания коллективов под своим руководством. Еще этот человек должен иметь ценный бэкграунд с точки зрения результатов. Потому что много кто может рассказывать про глобальные вещи. Но здесь очень важна практика, умение работать с игроками, удерживать их, каждый день общаясь с ними в Доте. И мотивировать их продолжать работать вместе как команда. Мы искали именно такого человека. 

— Что он будет делать?

— В двух словах, у него будет карт бланш на управление Дота-направлением в NAVI. 

Я повторюсь, как ни крути, даже если ты отдаешь полный карт-бланш человеку, он не принимает решения единолично. Ты не можешь не вовлекать игроков, потому что это дает тебе более широкий взгляд на конкретную ситуацию. Но мы будем опираться на его мнение и доверять в формировании нашего состава и развития Дота будущего в NAVI.

— У вас останутся какие-то полномочия в работе с составом? Или все это будет на его плечах? 

— Конечно же, мы будем на что-то влиять, но это влияние постараемся сделать минимальным. И делиться более комплексным взглядом на конкретную ситуацию, учитывая не только спортивную часть но и другие активности в клубе. Но в целом мы будем этому человеку доверять. 

— А что будет с Магом? Потому что из твоего ответа в видео было не совсем понятно, будет ли новый человек и тренером в том числе? 

— Mag – игровой тренер, ребятам нравится работать с ним. Они видят его импакт для качества командной игры. Но более точное будущее Мага уже будет зависеть от итогового состава, который нам удастся построить. 

— То есть если покажется, что необходим Mag, то он остается. 

— Сейчас мы берем человека, ответственного за Доту, и у него есть карт-бланш на то, как он видит построение состава. Мы должны подобрать пятерку. Пятерка тоже будет иметь довольно большое влияние на капитанские особенности. Из этого мы уже посмотрим, как можно построить рабочий процесс. Если в него будет вписываться Mag, то почему бы это не попробовать. Если видение команды будет другим, то мы ему доверимся. 

— Когда у игроков не получается пройти на TI и показывать результат, происходят замены. Mag несколько лет в организации и с результатами были проблемы. Почему Mag оставался, несмотря на проблемы в результатах?

— Почему с некоторыми игроками продолжают работать, если, например, вы не выходите на TI? Абсолютно по той же причине. Потому что он хорошо делает свою работу, но конкретно в этом коллективе, именно с таким составом это не работает. 

Мы долго сотрудничаем с Магом, потому что он действительно делает много работы, которая нравится игрокам. Нельзя сказать, что это никогда не приносит результата. FTM, например, пришли и стали играть еще лучше, чем играли до этого. И Mag был с ними, просто на этом никто не акцентирует внимания. Брались новые ребята с пабов – и Mag тоже работал с ними, развивал их как игроков, передавал им опыт. И с таким составом NAVI выходили на TI. Просто все акцентируют внимание только на каких-то недостатках. 

— В том числе сложилось такое впечатление, что меняется все, кроме Мага. И если не получается, то значит проблема в нем. Такая логическая цепочка. 

— Да, но напомню, что мы распустили прошлую команду вместе с тренерским составом, в том числе и Магом. Когда мы подписали FTM, у них не было тренера, и они были свободны выбирать, с кем хотелось бы поработать. Они в испытательном формате поиграли с Магом, им очень понравилось, они увидели результат. И этот результат был четко виден и на официальных матчах и турнирах, поэтому почему нет? 

— Ты также упомянул, что NAVI в чем-то инвестируют в CS:GO больше, чем в Доту. В чем именно и почему? 

— В том, что у нас есть академия, в которой девять игроков. Мы создали проект Road to NAVI, где каждый человек, которому позволяет уровень игры, может заполнить заявку и попробовать попасть в академию. У нас есть Амиран – тренер второго состава. Также мы анонсировали помощника Амирана, еще одного человека, который будет заниматься академией, вторым и третьим составом в CS. 

Почему это происходит? Потому что в CS гораздо более здоровая экосистема турниров, мотивации, подхода как игроков, так и клубов к дисциплине. И это все приводит к точке, в которой есть смысл инвестировать во второй и третий состав и работать стратегически на такую длинную перспективу. В Доте этой перспективы особо нет. 

Например, в CS мы можем рассчитывать, что игрок, который придет к нам в академию, будет работать с нами 4-5 лет. И мы понимаем, что из этих 4-5 лет мы 2 года будем его развивать, через 2 года он вполне может раскрыть свой талант полноценно, прийти к нам в основу и там играть 3 года. А в Доте ты берешь молодых ребят, поработаешь с ними год, а что через год? Как у нас часто бывает, кто-то с кем-то не хочет играть – и все, тут хоть убейся. Есть кейсы, где топовые игроки в топовых клубах сидят на банке по полгода, а то и больше, просто потому что они не хотят играть с составом, потому что хотят перейти куда-то, куда их позвали. В CS отношение игроков другое. 

Поэтому в Доте строить планы на 4-5 лет – это утопия. А если этого не делать, то тогда зачем тебе вся эта академия? Год-два инвестиций, чтобы потом что? Чтобы потом игрок сказал, что не хочет с кем-то играть, когда ты хочешь его внедрить в основу? Или что с ним не хотят играть? Это все экономически сложно обосновать и сделать рабочим. 

Люди немного иначе воспринимают эту ситуацию. Когда мы говорим, что экосистема Доты убыточна, мы говорим о том, что здесь нет никаких вариантов монетизации. Бандлы в текущем виде не приносят ничего особо. Команда играет 7 матчей 2 месяца в каждом сезоне, а ты эту команду должен привезти на буткемп, должен заплатить обустройство этого буткемпа, два месяца зарплат – и это на один сезон. Это космические деньги за то, чтобы команда сыграла 7 матчей! Но зато у Доты есть зрительская база, и это важно для партнеров. Но из-за того, что матчей реально мало, то даже через партнеров Доту сложно монетизировать. 

— Где находится тот предел, когда вам будет невыгодно совсем содержать Доту? Или такое не наступит?

— Не могу тебе сказать. Я читаю все комментарии, хоть это относительно и не всегда приятно. Мне интересны мысли в комьюнити, чтобы постараться ему дать недостающую информацию и чтобы они взглянули на ситуацию под другим углом. Например, мы как клуб продаем все составы единым пакетом. У нас нет того, что этот партнер на Доту, этот на CS, а этот – на все остальные дисциплины. И вычленить конкретный импакт Доты в партнерских пакетах нельзя. Это все наши личные ощущения, личный опыт, который мы можем конвертировать в единый субъективный взгляд: выгодно это или нет.

Но ответить тебе на вопрос, какой уровень должен быть, чтобы мы вообще ушли из Доты, я не могу. Должно быть еще меньше матчей за год, тогда точно пришлось бы что-то сделать. У нас длинная история и огромное наследие в дисциплине, потому пока что мы будем стараться и дальше, чтобы порадовать наших болельщиков хорошей Дотой.

— А ты видишь вариант, когда NAVI уходит из Доты? Или NAVI в Доте навсегда, потому что есть наследие, и мы будем бороться до последнего?

— Про навсегда, наверное, сложно сказать. Мы видим, как все меняется, и не всегда в лучшую сторону, к сожалению. Мы расширяемся довольно активно, подписываем другие дисциплины, и если окажется, что очень много наших ресурсов уходят на другие дисциплины, они важнее для клуба, чем Дота, и нам придется выбирать между ними – тогда это может закончится уходом.  

— Грустно звучит.

— Это все равно не в ближайший год.

— Есть ли какая-то возможность в Доте вырастить своего Бита

— Я уверен, есть довольно много талантов, которые еще ни в каких клубах даже не играют. И было бы круто дать им такую возможность. Но основная проблема в этой экосистеме: клуб не может брать игрока, инвестировать в него год-два, чтобы потом оказалось, что это не работает. Это нужно пофиксить в корне. Тогда у молодых талантов явно будет больше возможностей проявить себя. 

— Сейчас звучит так, будто проблема в головах игроков. Что они могут прийти с позицией «я не хочу играть с ними». Или откуда исходит корень этой проблемы? 

— Конечно, было бы красиво переложить всю ответственность на игроков. Но я так не считаю. Уверен, что это проблема как в целом экосистемы, так и конкретно нашего региона в частности. И под нашим регионом я подразумеваю не только игроков, но и клубы, взаимодействие киберспортсменов и организаций между собой. 

Клубы здесь определенно тоже виноваты. У нас была возможность совместными усилиями выстроить это иным образом. А сейчас The International имеет слишком большое влияние. У нас в регионе исторически не сформировалось большого количества сильных игроков и коллективов, что сейчас еще сильнее усложняет процесс развития СНГ. 

— Мы недавно с Чеширом как раз обсуждали, что в CS ребята видят лестницу, какой тебе путь нужно пройти до топа. А в Доте они видят историю Топсона, когда ты попал за 2 месяца в команду, выиграл TI – молодец!

— Кстати да, это очень важная штука! Когда ты меня спрашиваешь, как нужно было поступить с командой по Доте или в чем была допущена ошибка, нужно понимать, что некоторые вещи не фиксятся, они вот просто так случились именно таким образом и все. Он попал в OG за два месяца до TI и команда выиграла его. Как ты на это повлияешь? Никак. Но вследствие этого игроки считают, что это окей. Да, и клубы, в принципе, тоже считают, что так можно побеждать. Мы тоже делали замены за 2 месяца. И что, это не могло сработать? У других сработало, а у нас не может?

Это конкретные случаи, которые мы видим в истории Доты. Моменты, на которые мы не влияем, но они потом имеют большие последствия на все дальнейшее развитие дисциплины, потому что меняет мышление всех. Это реалии Доты.

— Что-то можно сделать в CS еще лучше? Куда можно расти?

— Очень глобальный вопрос. Навскидку можно вспомнить то, что мы уже начали делать с WePlay – развивать нашу молодежь, таланты. Я имею в виду не только у нас в регионе, но и в целом по миру.

Скандалы с читерами, с подставными матчами, с левыми турнирами, которые не выплачивают призовые или приглашают только читеров и их потом не банят – это все сильно усложняет процесс развития талантов и их становление на рынке. Поэтому хочется, чтобы подключились клубы и ТО – и WePlay вместе с этими большими клубами эту историю уже запустили. Я думаю, это даст толчок для молодых юных талантов в том, чтобы они развивались в CS, видели свое будущее, понимали, как этого будущего добиться.

— Давай перейдем к другим реалиям, которые, видимо, поменялись. Полгода назад ты приходил на подкаст к Игорю Ларионову, и ты очень много говорил о том, какие проблемы у VALORANT в СНГ и почему NAVI не приходят в эту дисциплину. Что изменилось? 

— В дисциплине все немного изменилось с точки зрения зрительской базы. Мы понаблюдали за тем, насколько интересно это аудитории на Masters в Рейкьявике. Мы увидели очень хорошие показатели просмотров – это означает, что зрителям интересно. Также заметно, что очень много игроков переходят в VALORANT. Где-то вынуждено (например, в NA), где-то по собственному желанию, но уже образовалась какая-то критическая масса, которая будет двигать дальше эту дисциплину. 

И виден интерес от других клубов к этой дисциплине. Это не то чтобы серьезный показатель, мол, если все прыгают, то мы тоже так должны. Но мы как клуб, который ориентируется на конкуренцию на мировой арене и соревнуется с самыми популярными клубами мира, должны учитывать этот фактор. Приходится обращать внимание, какие дисциплины у других топовых клубов, и думать, как и за счет чего мы можем быть лучше. Поэтому если они уже в Валоранте, то нам нельзя это игнорировать. Это глобальная конкурентная среда.

— Как прошли первые недели в дисциплине? 

— Во-первых, наши ребята вообще молодцы. У нас с ними были предварительные договоренности еще до квалификаций, но они показали очень хороший результат и было очень приятно следить за их успехом. 

Второй момент – все-таки пока что это не приводит к чему-то конкретному. Нужно посмотреть, как сформируется эта экосистема. Сейчас в VALORANT огорчают тем, что забанены некоторые категории спонсоров, их убрали, но при этом абсолютно ничего не дали взамен. Нужно понять, как ты собираешься монетизировать эту историю. Если ты не можешь показывать партнеров, они не будут тебе платить – это очевидно. А беттинг, который в СНГ является бюджетообразующим, у VALORANT запрещен. 

Нет монетизации и через какие-то франшизы с лигами или турнирами. Третий метод – это какие-то брендированные ингейм-айтемы, с продажи которых клуб может что-то зарабатывать. Опять же, в VALORANT этого нет. 

Соответственно, спрашивается, как долго это все еще будет продолжаться и во что преобразуется? Вот за этим будем следить.

— То есть для вас VALORANT – это такая инвестиция в стартап?

— Да, абсолютно так. Это диверсификация наших рисков, страховка по отношению к другим клубам. 

— Последнее крупное изменение в NAVI – это рестайлинг. Зачем нужно было менять слоган, когда все уже привыкли к NAVI как к «рожденным побеждать»? 

— Первое: мы не меняли слоган, на этом стоит акцентировать внимание. Мы скорее просто осваиваем новые территории и добавляем что-то новое. Это своеобразная эволюция. 

Как он появился? Мы пообщались с нашими болельщиками, попытались узнать почему им нравится NAVI, за что и когда они полюбили NAVI. Победы – они моментные, случились – и все. А подготовка – это очень длительный процесс. И очень часто важны не только конкретный результат в чемпионате, а путь, с которым ты приходишь туда. Нас наши болельщики очень любят и ценят за этот путь. 

Мы очень много работаем, мы одержимы победой, мы делаем все, чтобы побеждать. Поэтому это такая своеобразная эволюция, которая является эссенцией общения с нашими болельщиками и понимания, почему им нравится NAVI. Это не замена нашего прошлого слогана. Мы всегда останемся «Рожденными побеждать». 

— Для некоторых хардкорных фанатов NAVI это выглядело немного грустно. Как будто теперь дело не в победе, а в участии. 

— Нет, мы не отказываемся от «рожденных побеждать». И результат по-прежнему для нас важен. Просто сейчас вокруг очень конкурентная среда, где путь не менее важен. Что важнее: путь или результат? Курица или яйцо. У каждого свое. Но и то, и другое очень важно, поэтому мы сохраняем оба аспекта. 

— А для тебя важен путь или результат? 

— Вот такого я не ожидал! Для меня, наверное, более важен путь. Потому что фокусироваться на результате слишком сложно в плане человеческой психологии. Ты в какой-то момент либо сильно расстроишься, либо перегоришь, либо достигнешь своей цели – и все. Поэтому я больше за путь, он позволяет нам выдерживать дистанцию и никогда не сдаваться. 


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: cyber.sports.ru