Менеджер Virtus.pro: «В Сингапуре была излишняя эмоциональность. К киевскому мажору мы это пофиксили»
Менеджер состава Virtus.pro по Dota 2 Дмитрий «Moose» Лосев объяснил в интервью, почему Егор «Nightfall» Григоренко делает так много пингов по карте, рассказал о поиске тренера для игроков, прокомментировал поражения своих подопечных на мейджорах в Сингапуре и Киеве.
— Чем ты занимаешься в Virtus.pro?
— На мне лежат все типичные задачи обычного менеджера – это и работа с документами вроде оформления виз или контрактов с ТО, и решение бытовых вопросов, таких как организация буткемпа, и планирование тренировок. Грубо говоря, я создаю инфраструктуру, в которой команда существует.
Еще в нашем случае я занимаюсь «переводами» – перевожу с языка ребят на язык организации и наоборот. Чтобы все работало – каждый должен знать ответ на вопрос «зачем?» Например, нужно объяснить, как работает медийка, как строится коммуникация со спонсорами, почему в других командах что-то может работать по-другому и так далее.
Порой им просто не хватает пережитого опыта, который есть у меня, в силу того, что я старше. Можно сказать, я в режиме «батя» для них, 24/7.
— Я правильно понимаю, что опыт, про который ты говоришь, он больше житейский, а не игровой?
— И игровой тоже. Иногда им нужен взгляд со стороны; и нет, я не берусь разбирать какие-то тонкие моменты. Они сами знают, где ошибаются. Но я могу указать на какую-то статистику (например, что у нас один герой сильно удачный).
У нас внутри очень много общения, логично, что с течением времени оно стало более открытым. Сейчас мы общаемся и на внутриигровые темы, потому что я стараюсь помочь им во всем.
— В Virtus.pro ты успел поработать с двумя составами – нынешним и с Соло, Резолем и Зайцем. С кем тебе было проще находить общий язык?
— Нет такого, что мне с кем-то проще, а с кем-то сложнее. Это просто разные люди с разным опытом, ценностями и характером.
С составами работалось по-разному, потому что у них разное... практически все. Начиная с возраста, заканчивая внутриигровыми достижениями и навыками общения.
С каждым я общался индивидуально: как с Резолюшеном могли всю ночь сидеть и болтать, так и здесь с ребятами иногда получается. Я бы не сказал, что с кем-то лучше или хуже.
— Можешь рассказать, о чем с Резолем болтали по ночам?
— Не то, что мы прямо много болтали (смеется). С Ромой было прикольно, потому что у него интересный жизненный опыт. Он играл в Америке, больше варился в мультикультурной среде, он очень open-minded: готов впитывать в себя новую информацию. Мы каждый раз рассказывали друг другу что-то новое, нам было прикольно.
— Ты назвал себя «батей» для нового состава. А для старого ты кто? Друг, помощник?
— Когда я пришел, мы быстро сблизились. Если придерживаться такой терминологии, я был скорее братюней, который всегда поможет. В той команде был свой «батя», он же капитан, да и вообще все парни уже выигрывали турниры и чувствовали себя уверенно. Они сами могли бы многому научить. Для них не требовалось каких-то историй, которые нужны в текущем составе.
— Если ты – батя, твое слово самое веское в некоторых моментах?
— Когда речь заходят об эмоциях – уверен, что на 100%. А вот в игровом плане… Сначала они вообще не понимали, зачем я что-то говорю. Каждый про-игрок считает, что он лучший, и я считаю это здравой мыслью. Если ты победитель, ты не можешь думать, что кто-то есть лучше тебя. Но есть темы, в которых периодически я со стороны вижу чуть больше: шестой человек всегда замечает вещи, которые невозможно уловить во время игры.
— До того, как стать менеджером VP, ты болел за команду?
— Всегда болел за Virtus.pro прошлого состава – они показывали очень яркую игру, и как персонажи очень харизматичны. Я болел за NAVI в CS и Доте и за поляков из VP. У NAVI в последнее время с Дотой тяжело – надеюсь, они найдут нужную схему работы и покажут клевые результаты. Тем более, что там играют мои друзья.
— Насколько я понял из командных влогов, у игроков нетипичный распорядок дня. Они засыпают утром и просыпаются во второй половине дня. Это до сих пор так?
— Я бы сказал, что это типично для дотеров. В большинстве своем те менеджеры, с которыми я общаюсь, говорят, что все игроки ложатся поздно спать. Ночь – игровой прайм-тайм. Мы стараемся держаться графика: встаем в фиксированное время и проводим полный тренировочный цикл. А вот после каждый волен делать то, что хочет. Получается так, что в свободное время игроки нашего состава любят подавить паблики. Так что у нас Дота 24/7, кроме тех редких дней, когда все отдыхают, как сейчас.
— В какое время вы играете КВ?
— Чаще всего начинаем в 16:00 и играем 2-3 bo2. На моем опыте, так делают все европейские команды.
— Кстати, почему все скримятся в формате bo2 – это же редкий формат для турниров?
— Я точно не знаю – так уж повелось до меня – но мне кажется, это самый удобный формат. Ты сыграл одну карту, и бывает, что ты проиграл ее на стадии драфта за 15 минут. Возможность отыграться – всегда круто. А вот играть третью карту – уже лишнее.
— Не было ли проблем с измененным режимом дня на мейджоре, где нужно просыпаться утром?
— Нет, мы нормально адаптировались. Тем более, наши игры проходили в позднее время, так что проблем с режимом не было.
— Почти все зрители сходятся во мнении, что у игроков Virtus.pro трясутся руки во время LAN-турниров. Ты замечал, что некоторым мешают нервы?
— Нет. Я не знаю, в какой момент это пошло и от кого, но могу рассказать, как было в Сингапуре и в Киеве.
В Сингапуре действительно была излишняя эмоциональность, не с холодным умом все было. К киевскому мажору мы это пофиксили, все было абсолютно адекватно: никто не паниковал и не трясся, проигрывали не из-за этого. Но тему про трясущиеся руки продолжают мусолить. Полагаю, что отследить прогресс можно будет по результатам будущих игр на LAN-турнирах.
— Был ли среди игроков в Сингапуре тот, кто все равно сохранял холодную голову?
— Самый хладнокровный в команде – это обычно Ильяс. У нас два человека могут осадить, когда эмоции преобладают: в игровом аспекте это Ильяс, а за пределами игры это я. Обычно замечаю, когда идет диалог, не связанный с нужной темой, и пресекаю это.
— VP принято ругать за излишнюю самоуверенность. Например, до Анимейджора игроки публично высказывались о минимальной цели в виде топ-3 турнира. Внутри команды царила такая же уверенность, как и во время интервью?
— Интервью брали уже на Анимейджоре, на тот момент игроки как чувствовали, так и говорили. Это не ЧСВ, а внутренний настрой.
— Ты сам верил в топ-3?
— Я и сейчас верю. Для нас это [результат на Animajor] очевидный провал. Следующий онлайн-турнир, который мы играли, – ESL One Summer, где мы заняли топ-2. Да, там не все топовые команды участвовали, но получилась достойная реабилитация после мажора. Я могу сказать, что работы за этот год проделано невероятное количество, и любые факапы показывают, над чем работать дальше.
— Не было такого, что после Киева у кого-то сильно опустились руки?
— Обычно у всех это происходит +- одинаково. В день, когда ты проигрываешь, присутствует тильт. Но на второй день, когда эмоции утихли, мы разговаривали детально. Нам придала уверенности DPC-система: мы понимали, что уже на The International. Все хотят выиграть TI, не только ради денег (но и ради них тоже), но и для того, чтобы попасть в историю. TI – важный турнир, к которому нужно много и серьезно готовиться, времени страдать нет, просто стали обсуждать, как будем реализовывать наши идеи.
— Во время мейджора ты ретвитнул наш мем. Можешь рассказать, что происходило в тот момент на на картинке справа?
— Я не смогу вспомнить детали, только в общих чертах. Со стороны выглядит так, будто он прямо ругается. Но мы всегда обсуждаем игры эмоционально. И Егор тоже, не в том плане, что он – истеричка (а я знаю и таких игроков), а в том, что он горит игрой, любит ее и полностью вовлечен. Когда ты все свое время посвящаешь чему-то, ты не можешь быть спокоен. На скриншоте ничего критического не происходит, мне просто стало смешно, что есть абсолютно такая же картинка с предыдущим составом.
Это стандартная для нас ситуация. Не то, что мы посылаем друг друга и кричим, а то, что мы эмоционально обсуждаем Доту.
— Главное, что там обсуждали Доту, а не то, кто из игроков – козел.
— Второго у нас вообще не бывает. Я наслышан о других составах, когда игроки не могут найти общий язык, иногда такое бывает. Одно дело – переходить на личности, другое – указывать на ошибки и пытаться понять, из-за чего они возникли.
Я же кайфую от того, как игроки VP адекватно вместе общаются друг с другом. Думаю из-за того, как они довольно закрыто ведут себя в медиа каналах, у большинства складывается какое-то свое представление о них, но это мнение редко совпадает с реальностью.
— После вылета с мейджора было ли какое-то собрание прямо в Киеве, где вы пытались разобрать причины плохого выступления?
— Мы собрались всей командой – игроки, я и Сергей Гламазда – и разговаривали. Искали те моменты, которые повлияли на результат.
Из такого опыта тем более надо извлекать пользу. Поражения всегда мотивируют наш состав: как единый организм, все фокусируются. Так, здесь надо наработать пул героев, здесь надо позадротить. Уже на следующий день стали более предметно решать, что и как делать, составили дальнейший план.
— Насколько круто игроки VP коммуницируют друг с другом в игре?
— Мне сложно ответить. Я придерживаюсь того, что информация – очень важная составляющая в игре. В CS – особенно, но и в Доте тоже. Парни понимают, что должны быть полностью в игре и считывать всю возможную информацию. Но я не знаю, как это бывает в чемпионских составах. Например, опыт тех же OG было бы интересно послушать. Не то, что показывают нам в True Sight, а то, как они общаются во время проигрышей.
— Давай переформулирую. Как часто команда проигрывала и приходила к выводу: «Если бы мы тут получше дали информацию и дали колл, мы бы победили?»
— Я бы не сказал, что это происходит часто. Не так давно я начал записывать тимспики и показывать ребятам некоторые моменты в коммуникации, которые нельзя допускать. Сейчас мы сильно улучшились в плане подачи информации. Ошибки, которые чаще происходят – внутриигровые, в моментах с нажатием кнопок и так далее.
— Можешь раскрыть хоть один тип ошибки в коммуникации?
— Могу сказать в общем по двум составам. Первое: человек по каким-либо причинам просто перестает произносить то, что обычно говорил. Второе: наоборот. Дает коллы, которых никогда раньше не давал. Начинает говорить то, что вообще не нужно. Примеры простые, и они встречаются у всех.
— Наверняка ты знаешь мемы про пинги от Найтфолла. Они реально помогают команде?
— Это важная роль Егора в команде – в один момент он начинает вести команду за собой, пингами и коллами указывая что-то важное. Он не просто так кликает ради статы, это его плейстайл и часть игрового процесса.
— Третий обсуждаемый вопрос вокруг Virtus.pro – тренерство. Сергей Гламазда говорил, что прямо сейчас команда ищет тренера. Как давно было принято решение о его поиске?
— Мы с тобой уже затронули тему того, что шестой человек помогает взглянуть на некоторые аспекты игры по-другому, но на тот момент казалось, что неудача Сингапура не связана с отсутствием тренера.
Если быть честным, тренер – не панацея. Он помогает выигрывать? Безусловно. На какой процент? Зависит от команды.
Кто-то как Bulba – садится и драфтит, берет на себя ответственность. Кто-то просто помогает статистикой и советами. После Киева мы стали искать кандидатов, этот процесс не завершен.
— На данный момент есть конкретные люди на тестовом периоде или пока еще широкий список претендентов?
— Пока что мы ждем анонсов возможных турниров. Мы хотели уже начать работу с 10 июля, но перенос TI все сильно изменил. Нам стало проще: можем спокойно договориться со всеми и не торопиться. Каким бы ни был человек, очень трудно представить, что он за месяц изменит все или сильно повлияет. На дистанции мне верится больше.
— У вас до сих пор осталась система штрафов за несыгранные паблики?
— Когда ребята собрались на буткемп, они сами придумали себе мотивашку. Эти штрафы меняются, но в целом практика, когда игроки сами такое придумывают, осталась. Эти деньги мы переводим в благотворительные фонды, чаще всего это связано или с животными, или с помощью подросткам, оказавшимся в трудных ситуациях.
— Оцени дисциплинированность игроков VP вне игры. Как вовремя просыпаются, участвуют в медиактивности?
— Кто-то готов всегда и везде, и за 15 минут до старта уже на месте, кто-то хронически опаздывает. Эти штрафы как раз и придуманы для того, чтобы поддерживать порядок.
У нас есть прикольный опыт с другими составами, где прописан чуть ли не график дня. Так сильно проще всем синхронизироваться. Мы уже перенимаем этот опыт, не без косяков, но ребята стараются. А когда не стараются, в дело вступаю я.
— Можешь назвать тех, кто готов всегда и везде?
— Даня с Диманом у нас лапочки, к которым всегда 0 вопросов.
— Можешь рассказать о планах команды на прививку от COVID? Сделали ли уже, если нет, планируете ли?
— У нас вакцинированы DM, Сергей Гламазда и я. Остальные не успели перед Киевом, так как прилетели раньше на медиа-день от WePlay. Но это добровольная история для каждого из игроков. Думаю, нет смысла объяснять, почему это важно. Кто, в какой стране и в какой момент – это уже другой вопрос.
— Как часто ты сам играешь в Доту?
— Когда локдаун только начался, все заполонили онлайн-лиги. В один момент мы с Нуном не могли понять, какой турнир мы играем и против какого соперника. Я тогда вообще перестал заходить в игру: все время уходило на менеджмент. Сейчас, в DPC-системе, которую критикуют, где-то правильно, где-то нет, время появилось. С друзьями залетаю в турбо помеситься.
— Как ты относишься к DPC?
— Я считаю, что какую-то стабильность для тир-1 и тир-2 команд она дает. Нужно пересмотреть некоторые мелочи, но это сильно лучше, чем могло бы быть.
Несмотря на всю критику, DPC в том виде, в котором существует сейчас, поддерживает вторые дивизионы и тир-2 сцену – они могут существовать, это хорошо. Плохо то, что начисление очков за лигу и мажор одинаковое, хотя масштаб турниров разный. Подозреваю, что после инта система опять поменяется.
— Можешь подойти к, условно, Gpk, и сказать: «Научи меня тащить на метовой Темпларке»?
— Нет, потому что мне это не надо. В целом, по макро я игру понимаю, как мне кажется, хорошо. А вот микро… Мне нет смысла подходить к Дане и спрашивать его о чем-то. Наоборот, мне хочется быть тем, кто подходит к Дане и говорит: «А ты видел такую-то фишку?»
— В СНГ мало менеджеров Дота-составов. Ты поддерживаешь плотный контакт с кем-либо из прямых коллег?
— У меня долго не было возможности лично познакомиться с людьми из индустрии. С кем-то чуть поближе уже общаюсь: в Киеве с Машей Гуниной и Глебом из Гамбит посидели, обсудили, что в наших составах происходит. Хотелось бы, чтобы с отработанной системой проведения турниров появилось больше возможности общаться вживую.
— Какой день в Virtus.pro был самым тяжелым для тебя?
— Я бы назвал период, когда происходила смена состава. Для меня это было очень эмоциональное время. Случилось как: состав предыдущий уже был на «скамейке запасных», и я не знал, что будет дальше. Этот промежуток был сложным для меня из-за этого: неизвестность пугала.
— Сейчас я назову несколько качеств, а ты скажешь, можно ли так сказать про твою работу.
— Твоя работа легкая?
— Нет.
— Вдохновляющая?
— Да.
— Однообразная?
— Сейчас нет, была в какой-то момент. Когда все перешло в онлайн, было довольно однообразно.
— Креативная?
— Очень! Иногда решение проблем лежит не на поверхности, и нужно придумать велосипед, будь то получение виз или еще что-нибудь.
— Высокооплачиваемая?
— В VP зарплаты в рынке, но, конечно, всегда хочется стремиться к большему.
— Лучшая в твоей жизни?
— Безусловно!
— Чем ты особенно гордишься из сделанного в Virtus.pro за год?
— Первое: то, как я быстро влился в первый состав. Ребята проработали долгий промежуток времени с Димой Нюкемом, и приходить в устоявшийся коллектив со своей атмосферой не всегда легко, но у меня вроде получилось.
Второе: то, что происходит с нынешним составом. Мы проделали огромную работу в игровом плане.
И есть один очень важный для меня лично момент. В других командах работает сильно больше людей вокруг состава. То количество отработанных моментов, которые проходят через меня, однажды меня поразили. Это все иногда делают 3-4 человека, а здесь я справлялся один. Часто это мешало личной жизни, конечно. Ну назовем это моим вкладом – что-то уже работает. Посмотрим, как все будет в долгосрочном периоде.
— Чем пришлось ограничивать себя в личной жизни?
— Мог возвращаться домой только переночевать. Но это исключительно моя инициатива! Вместо того, чтобы провести время с девушкой, ты сидишь и разбираешь с командой какие-то рабочие моменты или обсуждаешь личные дела игроков.
— Чего ты стыдишься из сделанного в Virtus.pro за год?
— Ничего.
— Поменял бы что-то в работе?
— Если говорить о прошлом – ничего не поменял бы, мне нравится то, где я сейчас нахожусь, а значит, я все делал правильно.
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: cyber.sports.ru
Комментарии