Спортдиректор Team Empire: «Молодежь думает, что им должны платить деньги только за то, что они играют»
Спортивный директор организации Team Empire Александр «StrangeR» Соломонов рассказал о пользе командных бандлов в Dota 2, охарактеризовал новое поколение игроков в Доту, назвав в том числе и их недостатки, а также высказался об авторитете Владимира «Chappie» Кузьменко в коллективе.
— Empire – одна из первых команд в СНГ, чей набор появился в магазине Доты. Насколько выручка с него оправдала ваши ожидания?
— У нас не было особых ожиданий, когда мы это выпускали. Мы сделали это очень быстро: загрузили бандл еще в январе-феврале по запросу Valve. Потом нас попросили перезагрузить, и в первой волне наш набор опубликовали.
Скажу так: выручка небольшая. Честно? Я думаю, что так у всех команд в СНГ, кроме NoTeсhies, где реально харизматичные и применимые в пабликах фразы, сказанные голосом Алексея Березина... Вот у него все хорошо. У остальных – затраты окупились, но погоды никому не сделало.
— На эти деньги можно платить месяц зарплату дотерам Empire?
— Нет.
— А как дела с бандлами в Rainbow Six: Siege, где у Empire тоже есть командный набор?
— Там другие дела. Все очень зависело от LAN-турниров и от периода. У нас были очень крутые продажи в пилотной программе 2019 года, когда у нас были хорошие результаты. 2020 год, конечно, стал крайне тяжелым не только для нашей, но и для всех команд. Даже у топов, у G2 огромные просадки по выручке. Я не могу назвать точные суммы, но там очень много. [Sports.ru: как и в Доте, в Rainbow Six: Siege были отменены все LAN-турниры, включая мейджор и Six Invitational – главный турнир года]. Даже у топов, у G2 огромные просадки по выручке. Я не могу назвать точные суммы, но там очень много.
Безусловно, они гораздо лучше, чем в Доте. Выручкой можно заплатить зарплату, но хотелось бы, чтобы было лучше. Но для того, чтобы у команды из СНГ были хорошие продажи в R6, нужно хорошо выступать на международной арене, потому что большинство покупателей бандлов там – не из СНГ.
— Как вы относитесь к содержимому бандлов в Доте в целом? Нравится ли вам набор, предлагаемый игрой, или вы что-нибудь добавили бы?
— Мне определенно нравится загрузочный экран и фразы для колеса чата. Спреи – на любителя, я ими не пользуюсь, но как показала практика мейджора, некоторые из них тоже хорошо заходят. В целом, мне нравится.
Теперь мы понимаем, какие концепты нужны для колеса чата. Мне кроме NoTechies нравится еще у EG. Остальные, честно, не помню.
— Вы сказали, что не пользуетесь спреями. А вы много играете в Доту?
— Игры четыре в неделю. Бывают периоды, когда у команды есть успехи, когда идут турниры, тогда хочется поиграть больше. Собираемся стаком, раньше еще и Battle Cup играли. Сейчас, конечно, времени меньше на игру – все работают.
— Раньше команды могли делать с художниками совместые сеты – у Empire я помню как минимум комплекты на Разора и Сларка. Насколько этот инструмент помогал организации с экономической точки зрения?
— Это был хороший инструмент. Точные цифры я уже не помню, конечно, Valve это прикрыли. У нас был крутой сет на Tiny помимо Разора и Сларка:
Помогало [организации], причем лучше, чем сейчас.
— Лучше бандлов?
— Да, да.
— Раньше Empire славилась воспитанием молодых звезд – тот же depressed kid вписывается в систему Имерии. Можно ли сейчас в Доте поставить этот процесс на поток для получения прибыли?
— Если поставить такую цель, то можно. У нас и Smiling Knight не был особо известен. Я скажу, что новое поколение дотеров оно другое, не такое, как поколение с которым я работал несколько лет назад. Новые дотеры другие: более воспитанные, что ли. По ощущениям, по поведению, по темпераменту они другие. Когда я собирал состав Hope, я с многими игроками знакомился и слушал их, тогда и увидел эту разницу.
Проблем у молодежи сейчас две:
1. Они думают, что им должны платить деньги только за то, что они играют. Они не знают ценности деньгам. Им не с чем сравнивать, они не знают, как тяжело зарабатывать деньги. Есть организации, которые все равно предложат денежку выше рыночной – зачем тогда напрягаться, если все равно будешь что-то получать? Отсюда весь уровень СНГ-Доты... Когда всегда есть предложение, нет смысла стараться.
2. Очень плохая коммуникация. Всем нужно время, чтобы адаптироваться к соревновательной Доте, а они пытаются играть так, как в пабах – бьют крипов и все. Дота далеко не про то, чтобы бить крипов. Мы с тренером обучаем наших молодых игроков, развиваем их макро, их понимание, их коммуникацию. Вообще, коммуникация – один из ключевых навыков в любой команде.
— Я сейчас правильно понял из вашего ответа, что есть команды, откровенно завышающие зарплату игрокам?
— Безусловно.
— Их много?
— Это мое видение зарплат, но я считаю, что практически все. Правда, если ты находишься в NAVI, Spirit или VP, то ты в принципе в рынке со своими зарплатами. А остальные... Надо понимать, за что ты платишь и что ты получаешь. Это к вопросу о том, является ли клуб бизнес-моделью или чьей-то игрушкой.
По сути дела, у нас в СНГ только два клуба живут на заработанные средства, я так думаю. Это Natus Vincere и Team Empire. Мы живем за собственные средства, начиная с 2015 года, после того, как в первый раз побывали на The International.
— Team Empire – команда про воспитание и продажу игроков или про попытку стать лучшей командой региона?
— У меня никогда не было мысли про воспитание и продажу. Все, что происходило с Team Empire – действия конкурентов. Мы просто выращивали очень хороших игроков. Любая команда Team Empire – это всегда про результат на турнирах.
— Depressed kid – молодой пабер практически без соревновательного опыта до Empire. Как вы вышли на него?
— Я смотрю много пабликов. Как правило, это пабы своих игроков, но параллельно отмечаю игроков, с которыми они попадаются. Дело было еще в прошлом году, я тогда заметил depressed kid, добавил его в друзья. С тех пор просто были на связи: я посматривал за его играми, но он не был один в моем списке. Когда стало понятно, что с gwynbleidd у нас не получится, мы стали думать о том, кого бы нам попробовать. У нас были разные варианты, но во время тестовых игр сразу стало нормально. Игроку на момент подписания 16 лет, а он уже имеет 150-ый ранг на пике. Это говорит о том, что он как минимум умеет нажимать кнопки, и с ним можно работать.
К тому же, depressed kid играл в стаке с lightless во втором дивизионе, где я тоже наблюдал за его играми. Они были не очень удачными, но тем не менее, в команде было принято единогласное решение попробовать с Глебом.
— А каков Глеб как член команды? Координирует ли игру или пока что только прислушивается к советам тиммейтов?
— Как человек он достаточно скромный. Проблема паберов молодых у всех одна – когда они приходят в команду, они очень мало общаются. Так было со всеми, кого мы тестировали в свое время. Так что в первую очередь мы сейчас работаем над коммуникацией, чтобы он больше проговаривал действий, чтобы он коллил. Пока что он ведомый, а не ведущий, но прогресс за сезон уже есть. И по мнению тренера, и по мнению игроков, он стал лучше понимать Доту и больше общаться.
Мне его прогресс нравится.
— Petushara вновь вернулся в состав команды после того, как Shachlo сломал руку. Это уже второй камбэк Владислава в ростер за последние 4 месяца. Как так получалось, что его дважды отправляли в инактив, но он снова и снова возвращался?
— Это судьба, походу! Вернусь к первой замене. Тогда это было мое индивидуальное решение – нужны были перемены, и я попробовал начать с оффлейна. Игроки тогда сказали: «Ок», но по факту, они не были готовы к таким переменам. Попробовали других кандидатов, лучше не стало. Тогда Chappie стал инициатором того, чтобы вернуть Влада назад. Влад в принципе согласился, потому что с игроками были отличные у него отношения. Со мной были, конечно, недопонимания: я ему объяснил, почему так произошло.
А вот второй раз – совсем другая ситуация. Изначально было принято решение ехать на буткемп с Петушарой, мы начали тренировки. Не все пошло гладко: случилась ситуация, которая стала «последней каплей», как для тренера, так и для игроков. Shachlo как раз был свободным агентом и Chappie предложил дальше играть с ним. По сути дела, вопрос с заменой решился за полтора часа. Опять же, с Владом расстались нормально, он все понял.
Когда Шач сломал руку, мы начали искать другого оффлейнера. Естественно, в комментариях о ком говорили? Pasha, General и другие. Паша, насколько я знаю, у него другие планы, Генерал вообще в Доту не играет. В первую очередь, хотелось бы брать человека, который сам хочет играть с нами.
Chappie сам написал Петушаре и предложил сделать камбэк. Когда я уже общался с Владом и спрашивал, остался ли негатив, он ответил прямо: второй кик он получил по заслугам: повел себя некорректно. Так что возвращение абсолютно логичное. Никаких проблем сейчас в составе нет.
Я подчеркну: мы всегда со всеми расстаемся в хороших отношениях и всегда объясняем причину кика.
— Полгода назад я разговаривал с Chappie. Тогда он согласился с тем, что считается главным авторитетом в команде. С тех пор в команду пришел опытнейший Vanskor.
— Ничего не изменилось. Chappie – авторитет, его уважают все игроки, его понимание Доты и его драфт. Конечно, все знают, что Chappie не самый простой человек в коммуникации, и мы много над этим работаем. Vanskor заменил Экнарта, и стало больше коммуникации внутри игры, но на внеигровые моменты это не повлияло.
— Впервые за два года Дота-состав приехал на Имперский буткемп. Почему не организовывались буткемпы для дотеров до этого? Например, на время первой DPC League, где команда выступала в первом дивизионе?
— Во время первой DPC League у нас были два игрока из Украины и два белоруса. Тогда ситуация с ковидом была гораздо хуже – из Украины вообще было очень сложно игроков привезти. Это нам и не позволило тогда организовать буткемп. Сейчас игроков из Украины у нас нет, а из Минска можно добраться и на самолете, и поездом.
А на второй сезон необходимости в буткемпе не было, как я уже писал в блоге. Уровень команд второго дивизиона был не очень высокий, скажем честно. Те очки, которые мы отдали – это наша недоработка, и это могло бы случиться и на буткемпе.
— Так получилось, что в верхней сетке квалификации не нашлось места только для Team Empire, хотя вас наградили проходом через первый раунд нижней сетки. Считаете ли вы это решение справедливым?
— Правила квалификации нам были разосланы заранее. Мы понимали, что будет именно так, если Spirit напрямую не пройдет на мейджор. Особой разницы [где начинать] для нас нет, единственное: в финальный день нужно играть bo3+bo5. Теоретически, это 8 карт, и это тяжело, потому что два последних соперника в любом случае будут сильными.
Нам нужно было лучше выступать, чтобы гарантировать место в верхней сетке. Все справедливо.
— Есть ли результат кроме прохода на TI, который устроил бы вас?
— Нет, такого результата нет.
— Твиттер-аккаунт Empire до сих пор ведет Кирилл Хайрулин?
— Он сейчас у нас медиа-директор, так что Кирилл не ведет Твиттер на 100% - что-то постит он, что-то постят коллеги.
— Кирилл иногда пишет с командного аккаунта в Твиттере личные мысли по фильмам, высказывается по острым вопросам в киберспорте, а недавно вступил в перепалку с Маелштормом. Когда сотрудник с аккаунта команды пишет личное мнение, это приемлемо?
— Я считаю, что Кирилл в медиа-части разбирается лучше меня. Честно сказать, я не очень люблю эту тему. Не помню те твиты, о которых ты говоришь, но я думаю, что Кирилл всегда высказывается максимально корректно, пускай и остро. Если бы он так не делал, он был не стал тем, кем мы его знаем.
— Ни у одного клуба в СНГ-Доте нет явления, похожего на Имперскую Гвардию [преданный фан-клуб Team Empire с отдельной группой ВКонтакте. В одно время даже вели подкасты о команде]. Зародилось ли это движение само собой или вы как-то помогли становлению Гвардии?
— Была группа людей, которая постоянно приходила на LAN-турниры в Москве – Moscow Excellent Cup и другие. Они там познакомились с нашими людьми, и с тех пор мы в контакте с ними. На те же турниры по R6:Siege, на RML, они приезжают и становятся нашими самыми активными болельщиками. Получают мерч, атрибутику...
— Получают мерч от команды в качестве поощрения?
— Конечно! Мы им и флаги делали, чтобы помочь им.
— Со стороны кажется, что все руководители тир-3 команд по Доте занимаются чуть ли не альтруизмом. Что движет вами? Почему вы просыпаетесь и радуетесь тому, кто вы сейчас?
— Мне нравится процесс общения, мне нравится обучать людей. Если бы я не был тем, кем являюсь сейчас, я был бы преподавателем. Мне нравится передавать свои навыки и знания. Если по итогам моей работы в Team Empire человек станет лучше как игрок или как человек, это уже значит, что мое время потрачено не зря.
Так же мне нравится создавать все с нуля – создавать состав, подбирать людей. Считаю, что любая работа должна быть интересна тебе. Не нравится? Меняй работу.
У многих есть обманчивое впечатление, что работа в киберспорте – работа мечты. Здесь очень много стрессов. Конечно, когда твоя команды выигрывает все подряд, ты на коне. Но когда твоя команда проигрывает, и ты вживую видишь эмоции игроков, это очень тяжело. А тебе надо держать себя в руках, приободрить в этот момент, чтобы они смогли работать и выигрывать.
Не всегда ты просыпаешься с мыслью: «Вау, я в киберспорте, все круто». Иногда ты просыпаешься с конкретной мыслью: «Какой сегодня день? Что нужно сделать?» и так далее.
Вот как-то так.
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: cyber.sports.ru
Комментарии