Silent: «У нас в команде всех игроков воспитывает аниме»
Тренер состава Team Spirit Айрат «Silent» Газиев оценил в интервью результат выступления своих подопечных во втором сезоне Dota Pro Circuit, поделился ожиданиями от предстоящего мейджора в Киеве, высказался о перспективах Natus Vincere и многом другом.
— Вы заметно улучшили результат по сравнению с первым сезоном. Это связано в первую очередь с ростом самой команды или с проблемами у конкурентов?
— Думаю, это совокупность факторов: где-то мы получше сыграли, где-то соперники — похуже. Хотя я вообще не считаю второе место каким-то достижением. Мы недолго даже к первому присматривались, но вышло как вышло.
— Ты так говоришь, будто Team Spirit все-таки осталась недовольна результатом, даже несмотря на вторую строчку. Целью было исключительно выиграть чемпионат?
— Нет, не совсем так. Мы просто стараемся побеждать во всех матчах, которые играем. Такого, что мы поставили себе цель занять исключительно первое место, не было. Второе место тоже вполне себе удовлетворительный результат. Основная цель была пройти на мейджор.
— После первого мейджора было много разговоров о том, с какой стадии турнира лучше начинать. Конкретно для вас в данном случае какой вариант оптимальнее: получить игровой тонус по ходу группового этапа или лучше сразу слот в плей-офф?
— В принципе, если бы никаких очков DPC не было, я был бы не против поиграть в групповой стадии. Тем более что у нас было не так много практики игры с командами из других регионов, и вообще мы толком не выступали на LAN-чемпионатах. Поэтому групповой этап в таком случае был бы полезным.
Однако в сложившейся для нас ситуации куда лучше было бы занять первое место в лиге, заработать дополнительные очки, и тогда нам нужно было бы выиграть всего одну серию в плей-офф, чтобы попасть на The International. А теперь мы недобрали 200 баллов, и не совсем понятно, какое место нам позволит выйти на The International. Видимо, придется выходить в финал...
— Успел уже подготовиться и оценить конкурентов по групповому этапу мейджора?
— Пока детально я ни к кому не готовился, но в целом все равно смотрел в течение сезона матчи в других регионах, поэтому общее представление имею. В Киеве у нас будет время на более детальную подготовку.
— Насколько вообще отличаются игровые стили и мета в разных регионах?
— У всех свои популярные герои, но где-то многие тенденции пересекаются. Условный Elder Titan в Китае очень популярен на «пятерке», а у нас в СНГ я не уверен, что хоть кто-то так играл — максимум в паре матчей. И вот такие есть мелочи, от которых строятся драфты. Во всех регионах есть свои наработки и идеи.
— После провала VP на первом мейджоре многие говорили, что на результатах коллектива сказался стресс и отсутствие опыта. Для большинства игроков вашего ростера этот мейджор также станет первым LAN в карьере, как вы собираетесь справляться с этим давлением?
— Мы об этом вообще не думали. Не думаю, что с этим должны какие-то проблемы возникнуть. Будем работать и играть в штатном режиме. Я не считаю, что на этом нужно вообще фокусироваться лишний раз. Да и в случае с Virtus.pro я не думаю, что проблема была именно в волнении. Там все игроки состава уже бывали на LAN-турнирах, так что это в меньшей степени повлияло на результат.
— Несколько раз по ходу сезона приходилось слышать, что буткемпы, как ни странно, негативно сказываются на игровой форме и морали команд. Почему так?
— Устают люди от постоянного общения и нахождения друг с другом. Видеть эти лица в игре и повседневной жизни целыми сутками тяжело. К тому же не всё всегда классно получается в играх, выходит много споров и прочего. Тяжело проводить весь досуг с одними и теми же людьми.
— А как с этим в Team Spirit?
— Нормально. Отчасти это от результатов тоже зависит: тяжелее становится, когда начинаешь проигрывать. А когда ты в разумных пределах побеждаешь и результат тебя устраивает, то все довольны и готовы мириться с теми моментами, которые бы их не устроили в случае поражения.
— А кто отвечает за моральное состояние команды в Team Spirit? Это входит в твои обязанности или ты именно на игре сфокусирован?
— Я не знаю. Не хочу и не люблю оценивать свою работу. Пусть будет так: у нас в команде всех игроков воспитывает аниме, оно ответственно за мораль.
— DM после победы над Team Spirit сказал в интервью, что на первых двух картах Virtus.pro не была нужна победа и команда больше тренировала стратегии. Однако на третьей карте VP решила собраться и победить. С твоей точки зрения, это больше подколка и трешток или Virtus.pro действительно не показывала свой максимум на первых картах?
— Это смешно. Мне нужно вообще это комментировать? Ты видел игры? Разве это похоже на правду? Он может себя так подбадривать разве что.
— Там скорее мысль была в том, что на третьей игре они взяли более уверенный и привычный для себя пик на победу...
— Ну, если третья карта выглядела так, будто они решили ее выиграть, собрались и сыграли на победу, то... пусть будет так, ладно. В моем понимании, мы карту почти выиграли, просто сами ошиблись. И результат игры в меньшей степени зависел от Virtus.pro, нежели от нас. Мне кажется, это очевидно.
— Так или иначе, Virtus.pro сейчас — это команда «другого уровня», как часто говорят аналитики, рассуждая про СНГ, или вполне проходимый соперник?
— На одном ли мы уровне с Virtus.pro — не знаю. Вроде мы играли и все было нормально, мы вполне претендовали на победу. И есть ли сейчас такие команды, против которых нельзя играть, я тоже не знаю. Причем это можно сказать не только про СНГ, но и про весь мир. Мейджор показал, что непобедимых команд, которые были бы на голову сильнее остальных, нет. Такой непобедимой командой, казалось, могла стать Team Secret, но у нее тоже начался спад. Поэтому я считаю, что на мейджоре почти каждый может обыграть каждого. Это касается и региональной квалификации на The International.
— В комментарии для Cybersport.ru ты уже объяснял, что ваша команда знала про новое правило о тренерах во втором сезоне DPC, позволяющее командам общаться с наставником во время матчей. При этом Team Spirit им не пользовалась. Почему?
— В Dota 2 никогда такой практики не было, и мне кажется, что многие переоценивают эту функцию. Как это происходит: тренер заходит в канал Discord организатора турнира, один из игроков включает стрим, и ты видишь в не самом лучшем качестве только то, что показывает тебе конкретный игрок. Начнем с того, что в Dota 2 никогда такого не было — игрокам просто будет непривычно, если шестой человек вдруг начнет участвовать в обсуждениях. Мне кажется, что если в команде уже налажена коммуникация и поделены зоны ответственности, то лишний голос может только навредить. Кроме того, на LAN такой возможности бы точно не было — так зачем перестраиваться?
В первом сезоне разрешалось зайти в лобби Discord во время драфта, но по окончании этой стадии игрок уже не имел права стримить. Тренер мог остаться и слушать общение игроков, наблюдая за обычной трансляцией на Twitch — с задержкой. Это очень неудобно, так как сложно потом пофиксить какие-то моменты, разобрать ошибки в коммуникации и т. д. В этом сезоне, соответственно, появилась возможность слышать игроков и одновременно смотреть матч без задержки.
Я думал: «Какие организаторы молодцы, прислушались к командам». А в итоге они опять убрали эту возможность. И это странно, так как, если они решили отказаться от опции, позволяющей тренеру общаться с командой во время матча, можно было бы просто насильно мьютить тренеров после драфтов. Меня удивляет, что, как только OG выступила с критикой, организаторы тут же пошли у нее на поводу, ведь они заранее всех оповестили о замене правил. Менять правила по ходу сезона из-за недовольства одной команды — это как-то странно.
— Что думаешь о NAVI и перестановке в команде? В прошлом сезоне она была второй, а теперь не прошла на мейджор...
— Возможно, им нужна была замена, но со стороны GeneRaL точно не выглядел как человек, который недоигрывал. Я могу судить по кланварам — их мы очень много провели с NAVI в 2021 году. Кто-то из NAVI уже раскрывал, что они очень много тренировочных матчей проиграли. Могу сказать, что в играх с нами это было близко к правде. Наверное, у них КВ не шли, причем не только с нами, но и другими командами, и это подтолкнуло их к замене. Тем более концовка первого сезона у них смазанной получилась. Вероятно, в коллективе ухудшилась атмосфера и нужны были замены, но кого и на кого менять — это только им виднее.
— В первом сезоне у NAVI был свой стиль, свои метовые герои и так далее. С приходом RAMZES666, который стал координатором в команде, изменился ли ее стиль, получилось ли у состава обрести новое лицо?
— Да нет, наверное. Но у NAVI совсем не было времени на подготовку, они не успели себя найти, свой стиль. Они постоянно пытались сыграть от своих сильных сторон, но к чему-то конкретному так и не пришли. Поэтому форму им еще только предстоит набрать.
— Твоей последней профессиональной командой, в которой ты выступал в качестве игрока, была Winstrike в 2019 году. Почему ты больше не играл в Dota 2 и есть ли желание вернуться на профессиональную сцену именно в качестве игрока?
— Я не загадываю на будущее. Я взял перерыв после Winstrike. У меня было предложение, но не было желания. Сама Dota 2 все еще нравилась, но желания не было. Поэтому тренером решил себя попробовать, и получается пока нормально. Загадывать не буду — кто знает, как все обернется. Пока мне все нравится, можно сказать, что у нас получается и мы показываем неплохой уровень игры. Хотя глупо об этом говорить до мейджора, там будет виднее. А так я получаю удовольствие от того, что делаю.
— То есть нельзя сказать, что ты окончательно закрыл для себя возможность возвращения, в теории это возможно?
— Я об этом не думал, я не знаю. У меня может просто в голове что-то стрельнуть, и я отправлюсь играть.
— Что бы ты назвал своей главной победой и неудачей в киберспортивной карьере?
— Когда я учился в школе, то любил стрелялки, да и вообще любил компьютерные игры — есть у меня такая страсть. У нас был компьютерный клуб, в котором мы в Counter-Strike играли. И вот я как-то обыграл двух своих братьев 1v2 и поверил в свои силы. В клубе тогда оказался еще один мой знакомый, который играл за команду этого компьютерного клуба. И я не помню, то ли он предложил, то ли я ему бросил вызов, но в итоге мы решили сыграть с ним в CS на школьный обед. Я поверил в себя, сыграл с ним и проиграл. Пусть это будет моя главная киберспортивная ошибка.
— Дай угадаю, тогда твоя главная киберспортивная победа — это реванш против того парня, когда ты вернул себе школьный обед?
— Нет, ты что, я же учусь на своих ошибках — с тем парнем я больше никогда не играл.
— Тогда какая твоя главная киберспортивная победа?
— Есть такая игра — FIFA, «ногомяч». Я играл в нее каждый год, она выходила сентябре, и я покупал. Там есть режим Ultimate Team, и я залип в него. Там есть турниры Weekend League, за участие в которых можно получить крутые карточки. И я загорелся идеей дойти до звания элиты. Я много играл, психовал и проигрывал. Я практически не донатил или крайне мало донатил, и команда у меня была дерьмовая — этакий середняк АПЛ. В общем, мне очень хотелось дойти до «Элиты», чтобы получить новые карточки. И вот что-то произошло, не знаю, — я собрался и смог дойти до «Элиты», причем сразу до «Элиты 2».
Но сразу скажу: я играл с ПК. Чтобы люди не думали: «Черт, как же он хорош». В общем, после этого я ни разу больше не зашел в эту Weekend League и не сыграл ни одного матча. Это мое главное киберспортивное достижение.
— Забавно, что и главная киберспортивная победа, и неудача у тебя связаны не с Dota 2.
— Так слушай, может, все впереди, кто знает…
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: www.cybersport.ru
Комментарии