CEO HellRaisers: «На игрока, которым мы и NAVI одновременно интересовались, нам озвучили совершенно разные цены»

Генеральный директор организации Россия, Russia, RU HellRaisers Россия, Russia, RU Алексей «Magician» Слабухин рассказал в большом блоге о том, почему именно сейчас начался активный решафл в СНГ, почему в киберспорте не озвучивают цифры трансферов, и почему клубы боятся этих трансферов.

Почему сейчас начался активный решафл

Сейчас идеальный момент, чтобы собирать состав по Dota 2. Valve выпустила компендиум в этом году, но The International не было. В следующем году разработчики опять добавят в игру Battle Pass и будут так же собирать призовые. Эти деньги они могут направить в два русла. Первое — сделать двойной пул The International, а второе — раскидать призовые за первый компендиум на турниры DPC. Поэтому сейчас есть смысл собрать состав, который сыграется и дальше будет уверенно себя чувствовать по ходу сезона. Вероятно, многие организации попробуют подписать даже два равноценных и боеспособных ростера, потому что, когда Valve окончательно объявит о своих планах, могут возникнуть проблемы с тем, что на сцене просто не останется достаточного количества свободных агентов, и придется или за серьезные деньги покупать игроков у других коллективов, или рисковать и брать новичков. Сейчас наши клубы понимают, что в текущих составах они не смогли бы претендовать на высокие места на The International или мейджорах, поэтому глобальный решафл выглядит логичным решением.

Собрать конкурентоспособный состав сложно даже сейчас. Выбор игроков довольно маленький. Некоторые игроки из СНГ ушли в европейские или американские команды, как тот же Fng. Некоторые киберспортсмены стали стримерами. А вот европейские игроки к нам не спешат уходить, и дело не столько в зарплатах и условиях, которые могут предложить клубы из СНГ, сколько в конкуренции. В Европе уровень игры выше, и топовые игроки уходят туда. Сидеть на зарплате сейчас никто не собирается, все хотят выступать за коллектив, который претендует на трофеи.

Мешают ли инсайдеры трансферам?

У меня неоднозначное отношение к преждевременным сливам информации о трансферах. С одной стороны, инсайдеры могут сыграть даже на руку организации. К примеру, если кто-то узнает, что наш игрок тестируется в другом клубе, это может даже поднять какой-то ажиотаж вокруг игрока, и, следовательно, цена на него возрастет. К тому же любые трансферные слухи идут в плюс медийности команды, ведь все эти слухи аккумулируют интерес комьюнити к клубу.

Однако у этого есть и обратная сторона. Если инсайдер или ресурс заранее публикует какую-то информацию о перестановках, то зачастую именно они получают весь трафик с этих инфоповодов. С другой стороны, если мы все это держим в секрете, то весь поток аудитории приходится на наши источники и СМИ, с которыми мы сотрудничаем. Следовательно, фанаты, которые зашли на сайт, увидят там рекламу и, возможно, после прочтения анонса кликнут на нее. Поэтому история с инсайдерами — палка о двух концах.

У меня в какой-то момент была даже идея специально закидывать публично какую-то интересную информацию. Так, например, и родилась рубрика «Инсайды», которую я веду на YouTube. В ней мы стараемся дозированно делиться новостями и информацией о нашем трансферном рынке, чтобы люди понимали, что происходит в клубе.

Почему в киберспорте скрывают цифры трансферов?

Представим ситуацию. Я продаю в какой-то клуб игрока, и мы договариваемся о цене: допустим, я хочу за трансфер $5 тыс., а мне предлагают только $100. Однако я знаю, что этот клуб только недавно продал своего игрока за $10 тыс. То есть я понимаю, что деньги у заинтересованной команды какие-то есть и она может заплатить сумму, которую я запрашиваю.

Расскажу один пример без конкретных имен. Я знаю, что на игрока, которым мы и NAVI одновременно интересовались, нам озвучили совершенно разные цены. Скажем так, ценник, который обозначили на игрока для NAVI, был заметно выше. Насколько я понимаю, NAVI в курсе подобного положения дел, да и другие игроки рынка тоже. Для большинства по дефолту понятно, что, допустим, для NAVI цены могут быть в разы больше просто из-за оборота клуба. К примеру, если наш игрок идет на просмотр в NAVI, то я понимаю, что клуб сможет заплатить запрашиваемую мной сумму. Если он идет тестироваться в другую организацию, например Khan, то я не могу запросить такую же сумму, так как у этой команды просто нет такой возможности. Поэтому я буду обязательно смотреть на бюджет организации.

Похожая ситуация и с Virtus.pro: продавая ей условного игрока, я буду держать в уме, что клуб недавно приобрел целый состав по CS:GO и Rainbow Six Siege. Значит, организация готова заплатить больше рыночной стоимости. Но опять же, это чисто мое субъективное мнение, в итоге всё всегда зависит от того, как пройдут переговоры.

Киберспортивная клаузула

В футболе есть понятие «клаузула» — сумма отступных, которую можно заплатить клубу, если хочешь выкупить у него игрока без торгов. Клаузула обычно расчитывается по определенной формуле, и за этим следит агент игрока. В киберспорте такого нет. В «Доте» и агентов почти ни у кого нет, за исключением нескольких игроков. Здесь клаузулу может практически из головы придумать сам клуб, а киберспортсмен даже не будет разбираться в таких деталях.

У меня была история, когда я хотел приобрести одного игрока, но не мог договориться с клубом. Тогда я запросил сумму клаузулы. Мне прислали скриншот, на котором указано, что клаузулу определяет клуб, а игрок получает процент от нее. И сумма в таких случаях может быть просто фантастической. С юридической точки зрения, допустим, появилась такая ситуация, что чисто по закону как-то можно доказать, что отступные, которые стоят у игрока, заметно превышают его заработную плату. Тогда получается, что нужно подавать в суд. А что такое суд? Это разбирательство сроком год-полтора, не меньше. Как говорится, все могут судиться, но никто этого не делает.

Джентльменское соглашение

Представители клубов из СНГ собирались как-то, чтобы обсудить подход к трансферам. Мы пытались договориться о какой-то вилке цен, определенной формуле, по которой будет высчитываться трансферная стоимость и прочее. Для того чтобы все участники рынка понимали, за сколько игрока можно купить и за сколько его можно продать.

Однако мы поняли, что все эти моменты останутся только в рамках джентльменских соглашений и всё равно при трансферах все будут учитывать бюджет клуба, в который продают игрока. У нас просто нет регулирующего органа, как тот же УЕФА в футболе, который пришел бы и сказал: цена должна рассчитываться так-то, зарплата не должна превышать вот таких-то пределов и так далее. Эту функцию должна выполнять Valve, но у нее нет такого желания.

Заменить Valve в этом вопросе никто в ближайшее время не сможет. Условно, представим, что трансферами решила заняться ФКС. Вот какой-то клуб провернул трансфер не по правилам, и что происходит дальше? Представители ФКС приходят, к примеру, к Maincast и говорят: «Вот эта команда или игрок не должны участвовать в чемпионате, потому что они нарушили трансферный регламент». А у Maincast турнир на носу, контракты со спонсорами уже заключены, какой им смысл снимать коллектив? И представители студии просто отвечают: «Нет. Что вы нам сделаете?». Рычаги воздействия в этой ситуации есть только у Valve.

Однако определенные джентльменские соглашения в вопросе трансферов наши клубы всё-таки соблюдают. Я ни разу не столкнулся с тем, чтобы кто-то пытался увести у меня игрока, не предупредив изначально. Бывают ситуации, когда сами игроки одного коллектива начинают общаться с представителем другого коллектива за спиной руководства. В такой ситуации я просто обращаюсь к менеджерам команды, и на этом проблема исчерпывается. И ко мне тоже несколько раз обращались СЕО других клубов, с игроками которых общались мои парни. Всё это решается без конфликтов, с помощью пары личных разговоров. Конечно, киберспорт — это бизнес, но тут никто не хочет портить отношения с другими, ведь наша индустрия довольно тесная, и тебе еще предстоит работать с этими людьми.

Все боятся трансферов

Однако, даже несмотря на джентльменские соглашения, у всех клубов существует определенный страх перед трансферными сделками. Что зачастую представляет собой переход игрока? Я плачу другому клубу, он разрывает контракт с игроком, а этот игрок подписывает контракт со мной. И тут сразу появляются двусторонние опасения. Одни боятся, что, как только разорвут контракт, мы откажемся платить и игрок уйдет вообще в другом направлении, а мы обеспокоены тем, что после того, как переведем деньги, киберспортсмен не захочет подписывать с нами контракт.

В HellRaisers существует свой трансферный протокол, который защищает обе стороны. Именно его мы используем во всех сделках, и он ни разу нас не подводил. Мы отправляем его юристам другого клуба, и, как только они его согласуют, запускается механизм трансфера. Могу сказать честно: в моей практике не было ни одного скандального трансфера или попытки другой организации повести себя нечестно.

Вообще, наставление о том, как нужно проводить трансферные сделки, мне передал Алексей xaoc Кучеров, он объяснил мне тонкости и подводные камни этого процесса. За это ему большое спасибо.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: www.cybersport.ru