ArsZeeqq о золотом составе Virtus.pro: «Команда развалилась сама собой, натурально. Просто дожила свой век»
Тренер состава Cyber Legacy Арсений «ArsZeeqq» Усов рассказал в большом интервью, что привело к распаду золотого состава Virtus.pro, объяснил, почему Владимир «RodjER» Никогосян называл Усова гением-психом, а также поведал о том, что в свое время он получал предложения стать тренером B8 Esports или корейской команды T1.
— Как день рождения прошел?
— Да как и любой день рождения, нормально. Собрались у меня дома с друзьями. Из известных Ринат KingR был в гостях.
— До прихода в VP ты уже играл с тремя игроками состава. RodjER был в Effect, а 9pasha и Noone в Vega Squadron. И такая тенденция, что одни и те же игроки играют друг с другом в разных стаках, характерна для всего СНГ-региона. Почему так происходит?
— Я бы не сказал, что это мой случай. Вова и Паша, по сути при мне играть начинали: Вову я вытащил из какого-то непонятного стака семи-про лиги, был в шоке от того, как он играет и сразу приметил. Пашу тоже, хоть конкретно и не помню как. Постоянно звал их играть, но в к ним пришел только через 5 лет.
Если в целом, то все растут вместе, общаются, есть же определенная химия какая-то между игроками. Люди могут даже играть хуже, я с этим сталкивался кучу раз: ты вроде берешь в команду игроков, которые индивидуально играют хорошо, вы просто не стакаетесь. У вас не получается что-то друг другу объяснить: разный соревновательный опыт, социальный опыт. Всегда проще найти общий язык, если что-то вас связывает.
На буткемп к VP я пришел как к себе домой. Любой человек, который особо не общался с этими ребятами, не играл с ними, он трясся бы от волнения. Мне не нужно было налаживать тот многомесячный период, когда вы можете друг другу сказать, что вас волнует в игре, в жизни. Наверное, поэтому люди стараются играть с теми, кто им близок.
— В СНГ, во-первых, редко появляются новые игроки. Во-вторых, опять же, много миксов из одних и тех же старых игроков. Что из этого причина, а что следствие?
— Я постоянно слышу эти заявления. По-моему, если сравнить СНГ с той же Европой или Америкой, то в СНГ очень много молодых игроков. Dream, ребята из VP.Prodigy: DM, Save, ep1leptickid. На самом деле, куча народу появляется, просто высокий порог вхождения. Это лютые трайхарды, они не видят ничего кроме игры, и за это им воздается. Поэтому я вообще с этим тезисом не согласен – в СНГ намного больше «свежей крови», чем где бы то ни было, кроме Китая. Там предельно много новых игроков, но у них еще выше порог вхождения.
В команду высокого уровня очень тяжело попасть. Мы видим бесконечно шафлящихся игроков, но иногда какие-то ребятки выстреливают. Первый, кто приходит на ум, это Xm из CDEC. 21 год, нигде никто его не видел, а он играл на DreamLeague на замене у LGD, какие-то свои фишки придумывал. Первый после Dendi играл на Аппарате в миде.
Стоит еще подумать, есть ли спрос на новых игроков. Сейчас идет тенденция в СНГ, что спрос на новых игроков вообще огромный. Команды тир-2, тир-3 уровня сидят и думают: «Блин, меня не устраивает мой игрок, кого бы взять». А взять некого. Они не против подписать какого-нибудь молодого задрота, но эти задроты не настолько трайхарды, как те же dream или ep1leptickid.
— Насколько вообще сложно привести пабера на про-сцену?
— Все зависит от личности самого игрока. Если подумать об этом в вакууме, то это, вроде как, несложно. Но молодые дотеры люди такие... Если они действительно паберы, то все, что они делали последние 2-3 года, это играли в Доту. Они с людьми-то общаться не умеют, грубо говоря. И когда они приходят в команду, все зависит от того, насколько уровень социализации развит у человека. Вещи, которые ты объясняешь, до разных людей доходят по-разному. Все зависит от фундамента личностного. Так что полный рандом, наверное.
Вообще, с молодняком всегда есть какие-то проблемы. Главное, чтобы у них было желание слушать, а у человека, который рассказывает, было снисхождение и понимание. Иначе все может застопориться на моменте: «Блин, он ниче не собирается понимать, ну его ##### [к черту]».
— Можно ли сказать, что для этих целей в команду к молодым игрокам добирают хотя бы одного опытного? Как с Fn в VP.P, например.
— Не думаю, что это происходит по такой причине, скорее оно само по себе так получается. Нужен был им мидер – они взяли Ростика. Из оставшегося пула игроков на мид он был самым лучшим. Они вряд ли специально искали опытного игрока, это опять к вопросу о химии: так работа может налаживаться лучше.
В индуизме есть такая вещь, как брахманы и кшатрии. Брахман – это старая и опытная формация, а кшатрий – это воин, который амбициозен и хочет все завоевать. И нужно, чтобы брахман в один момент дал волю этим кшатриям, чтобы все получалось.
— Бывает ли так, что тренер не стакается со всей командой? То есть, команда хорошая, тренер хороший, но что-то не так.
— Да такое постоянно происходит. Тоже все зависит от химии, от позиции тренера, от того, какую роль занимать в команде. Есть люди, которые больше аналитики. У меня было так в Winstrike: очень много вещей пытался донести до команды, но в ответ получал много критики, скепсиса. Дошло до того что, в один момент происходит что-то, доказывающее мою точку зрения, говорю: «Вот парни, я же говорил вам». А в ответ у некоторых игроков накапливался какой-то негатив ко мне, как будто это соревнование, по принципу «Он понимает доту лучше, а я хуже! Как так?» Иногда люди просто не могут довериться кому-либо.
— Есть ли какой-то фактор ЧСВ, когда ты тренируешь игроков, которые играют лучше тебя или считают, что играют лучше?
— Они, скорее всего, действительно играют лучше, тут дело в другом. Вот как я это вижу: у меня очень хорошие аналитические навыки. Мне нужно посмотреть один реплей, чтобы понять, как играть в Доту. А какому-то игроку, который, каждый день играет паблики и задрачивает героев, вместо одного реплея нужно посмотреть 10. Это я утрирую, конечно.
Получается так, что тренер не играет лучше, он просто может понять что-то быстрее, потому что у него такая задача. А говоря про ЧСВ, если ты уже в команде с человеком, и из-за ЧСВ не готов ему довериться, то почему вы, собственно, вместе работаете? Значит, ты должен об этом сказать, и это априори конфронтация.
— Вот ты тренер, но успел поиграть на про-уровне сам. Но известны случаи тренеров, которые не то, что в про-, вообще в Доту играли очень мало.
— Это кто, например?
— Kips, Conman (тренер Ad Finem и mousesports) и Egorco из Infamous. Результаты, наверное, хуже чем у твоих команд, но все же, какие вообще шансы или перспективы у подобных людей в киберспорте?
— Ну, это опять же зависит от того, что нужно от тренера команде. Взять ту же Kips, мы с ней знакомы, общались на ланах и т.д. Она может и не понимать что-то в Доте, но она хороший спортивный психолог, лидер. Она способна подчеркнуть какие-то моменты в коммуникации и наладить это. Для определенных игроков это даже лучше, потому что в некоторых командах есть ярко выраженные капитаны, которым обычный тренер особо и не нужен.
У меня был момент один: работал неделю в Team Spirit, когда там был еще Fng. С ним я пытался общаться, говорил свои идеи и т.д. Я ничего плохого про Артема не хочу сказать, но он – капитан, который хочет объяснить всем, как играть в Доту. У него есть свое видение [игры]. И если еще какой-то человек, как я, тоже приходит со своим видением, то может получиться каша. И, вероятно, тому же Артему нужен тренер, который будет анализировать коммуникацию, будет спортивным психологом.
Я просто в один момент написал ребятам, что я не буду с ними работать с такой формулировкой: «Вам тренер не нужен, у вас есть Артем».
— Самая странная задумка, в которую никто не поверил, но она сработала.
— У меня много было драфтов нестандартных, в которые никто не мог поверить, а они сработали. Кто читает интервью, посмотрите драфты против Team Secret на предыдущей DreamLeague и попытайтесь понять, кто из героев саппорт.
Были какие-то вещи которые я делал как тренер – и которые не делал на тот момент никто. На каком-то турнире нам нужно было найти хорошего мидера на 21-й пик. Мы сидели с Вовой, и у меня был большой такой листочек, где я выписывал... Блин, не знаю, рассказывать или нет, все ведь так будут использовать? Но ладно, расскажу, это прикольная тема.
Ты выписываешь в столбик и в строчку всех героев, которые могут появиться на 21-й пик, и пишешь, у кого какой матч-ап: 50/50, выигрышный или проигрышный. Получился очень большой листок, героев 15 на 15, где мы ставили свои заметки и выявляли, каких героев тяжелее закрыть. По итогу, мы пришли к тому, что если мы забаним по мидеру первой и последней стадии, то у нашего мидера не останется контр-пиков. Мы просто сделали это за счет таблички.
— И кого имбой признали?
— Outworld Devourer и Pugna. Те же Secret пришли к этому более натурально, а мы – через статистику, у кого больше «галочек». И по итогу, чтобы взять того же OD, мы уже знали, что мы будем банить во второй стадии, и у нас драфт проходил как по маслу. Это было круто, и я не думаю, что на тот момент кто-то так делал.
— Каждый раз, когда Дота обновляется, появляются сотни постов и комментариев о том, что новый патч убивает Доту. И, судя по обсуждениям, Доту убивают последние года четыре, правда она все еще живет. Почему такое вообще происходит?
— Не знаю, почему такое вообще говорят. Профессионалы так не думают, они думают: «Ладно, придется учить что-то новое». Для кого-то это даже мотивация. А казуалы, они пишут: «Только начало что-то получаться, опять все поменяли, опять учиться по новой». На мой взгляд Дота становится намного интереснее. Чуть ли не постоянно добавляются какие-то переменные.
Если вспомнить игру образца пяти лет назад, можно подумать, что любой человек в нее может играть, хотя на тот момент это была одна из самых сложных командных игр в киберспорте. А сейчас куча переменных добавляется: нейтральные шмотки, шрайны были, аванпосты. Это же просто пипец. В голове должно держаться столько вещей, ты должен думать просто обо всем. Не считаю, что это убивает Доту, это делает игру выше порогом вхождения.
Если бы игра в киберспорте была бы одной и той же, в нее никто не играл бы никогда. Это просто ловушка Джокера от Айсфрога – постоянно менять игру, усложнять ее. Ты только научился, и тебя тут же заставляют учиться заново – это просто создает игре онлайн, приносит компании деньги и до сих пор держит на плаву.
— Можно ли сказать, что Доту пытаются упростить, хотя бы для рядовых игроков?
— Она упрощается в плане интерфейса, наверное. В плане механических каких-то действий. Но, как я уже сказал, переменные постоянно добавляются, ты постоянно должен учитывать вещи, о которых раньше не думал никогда. Помню, когда еще играл в команде кучу лет назад, тебя могли кикнуть за то, что ты неправильно отвод сделал. Просто ты заруинил линию, одной вещью, и все – тебя кикают. Сейчас такого нет, потому что намного больше переменных.
Раньше если ты линию проигрывал в Доте, то ты не мог выиграть игру в принципе. Я, конечно, утрирую, но сейчас много вещей, где-то ты можешь камбекнуть, где-то что-то придумать и т.д. Поэтому не думаю, что Дота упрощается.
То, что стало проще в плане интерфейса и механик, это наоборот хорошо. Если бы всего этого не было, то у людей просто был бы перегруз головы от этого.
— А в плане экономики? Не так давно ты критиковал команды, которые играют через шестую позицию, но сейчас такое практически не встретить.
— Тут, наверное, дело не в упрощении самой игры, а в том, что хочет видеть зритель, что хочет видеть игрок. Если у тебя пятерка с деньгами, это делает игру динамичнее. Раньше на пятерке можно было просто ставить варды и координировать команду, у тебя была одна кнопка, ты ее нажал – кинул «Чайник», нажал «Глобал» – можешь доставать сигаретку и сидеть, рассказывать, кому кого фокусить и все. Сдох и пох.
Сейчас такого нет, но это добавляет игре динамику. Дело не в простоте, а в том, что хочет именно Айсфрог. Мы не говорим, что Айсфрог это один человек, понятно, что есть какое-то сообщество людей, которое пытается что-то придумать.
— Если бы ты мог повлиять на геймплей Доты, чтобы ты добавил?
— Я уже рофлил на эту тему – писал в твиттере, что нужно добавить подземелья :) Короче, надо добавить по подземелью с двух сторон, и по центру добавить еще одного босса, с которого бафф будет, как в LoL. Там еще добавить как в Хотсе минералы, и еще что-нибудь. Я всегда за добавление переменных. Это прикольно. Главное, чтобы игра не превратилась в игру в подземельях.
— Если все MOBA будут заимствовать друг у друга какие-то моменты, не случится ли такое, что все они будут слишком похожи?
— Не знаю, они и так сами по себе похожи, просто в них всегда разный фундамент. Каждый друг у друга ворует идеи. Я уверен, любой игрок, играющий в Dotа или LoL, сядет за противоположную игру и будет хорошо в нее играть. Ему надо будет только привыкнуть к каким-то стандартным механикам, которые присущи определенной игре.
Был дотер, стал лолер – Garter. Кайфует, апает рейтинг, неплохо играет.
Я все время рофлю со своими друзьями: у меня есть ребята, которые в ЛоЛ играют, мол «Зачем вы смотрите стримы этих челов, которые отпушивают 15 пачек в миде и ничего не делают?» Но самый-то прикол в том, что игра заставляет тебя так делать. Они могут сесть и играть в Dota и начать нормально играть, если поймут какие-то азы.
— У тебя вроде был какой-то состав с Garter.
— Да, в Prodota Gaming мы играли с ним. И была такая средненькая командочка – Phoenix Rising. Кажется, я там играл с европейцами. Там был Blazemon, немец, может кто-то видел его в ММе, был vern, Garter и был Nine, который сейчас с Fear. Крутая команда, мне нравилась.
— В Liquipedia твоей первой командой показана AheadGaming, хотя изначально вроде была ICCup. Marple ты вообще сказал, что ICCup они стали уже после твоего ухода.
— Да, меня и еще одного парнишку – Warden у него был никнейм – кикнули, после чего пришли Jackal и wejustzik, и они как раз пришли со спонсорством.
— Тот самый Jackal с «Джакалокоптером»?
— Да, тот самый. Наверное, это была самая первая команда в Доте.
— Наверное, у каждого игрока бывает в жизни такой момент, когда он осознает, что он не просто «катает пабчики в Доту», а достаточно хорош, чтобы чего-то достичь. У тебя такое в какой момент произошло?
— Вот смотри, я уже по меркам Доты такой «бумерок», наверное. В первой Доте, когда мы все в нее играли на лигах, там не было в целом матчмейкинга. Ты не мог просто нажать кнопку и попасться с игроками примерно твоего уровня. Конечно, все скажут, мол, «мы до сих пор попадаемся с дебилами», но сейчас есть какой-то подбор по рейтингу. Ты попадаешься с примерно равными тебе по скиллу игроками. Тогда такого не было, и никто не хотел играть пабчики в принципе.
Все играли на лигах, все хотели всегда более качественной игры. Это само собой приводило к тому, что вы садились и играли какие-то кланвары, турниры. По-другому ты не мог получить удовольствие от доты, потому что когда ты заходишь в комнату на Garena, то тебе просто скучно с этими игроками: они ливают, они ничего не умеют, а ты сидишь как король, но это не интересно. Ты хочешь взаимодействовать с кем-то, хочешь выигрывать.
В первой Доте это была какая-то натуральная вещь, что если ты хорошо играешь, то ты будешь играть в какой-то команде, на профессиональных лигах и т.д. Сейчас все иначе: тебе, скорее, надо стать популярным в паблике, чтобы тебя взяли в команду. А на самой заре – вот у тебя есть какие-то друганы, вы собираетесь, пять дебилов, и садитесь играть кланвары. Потому что так вы хотя бы играете в Доту, а не занимаетесь какой-то ##### [ерундой]. Так что оно само все произошло.
— Можно ли сказать, что уровень игры в пабах растет постоянно?
— Да, это также натуральный процесс. Люди, если им не лень, сидят и смотрят игры топовых игроков, смотрят, что они делают, пытаются это копировать, стать лучше. Но в матчмейкинге люди до сих пор не умеют водить пачки! Я все время этому поражаюсь: вроде как куча профессиональных игр, все умеют стоять линию, выводить пачки в харде, а в матчмейкинге никто так не делает. И даже если просишь...
Я иногда ставлю пять ролей, чтобы получить жетоны и поиграть на четверке – попадается мне тройка, объясняю, что и как нужно сделать, человек этого сделать не может и потом меня еще обзывает дебилом, что я ему игру испортил. Хотя у людей и ранг нормальный.
Играют-то люди лучше, но они ленивые. Это к разговору о том, что лютые трайхарды молодые, потому и в цене. Знают, что и как делать в любой ситуации, они смотрят все реплеи, анализируют. Люди в ММ с высоким рангом не умеют делать простейших вещей, которые делают игроки в тир-2-3 командах. Они учатся, но переменных все больше, потому какие-то вещи упускаются.
— Почему некоторые паберы не задерживаются надолго на просцене и остаются вечно перспективными?
— Не знаю, на самом деле. Первое, что приходит на ум: у этих людей, может быть, талант. Но кому-то не досталось человека, который мог бы помочь им этот талант раскрыть. Например, есть люди, которые очень сильно помогают морально и ментально, чтобы ты двигался вперед. Например, Леха Solo. Многие этого не понимают, даже не знают, как Леха работает...
Нужно абстрагироваться и посмотреть, как он поддерживает людей, когда у них что-то не получается. Им надо помочь, построить им дорожку вперед. Леха делает это невероятно круто. Вроде как он просто твой дружище, а на самом деле он выполняет эту очень тонкую лидерскую работу. Не всегда у молодого таланта есть лидер типа Лехи, который может сделать из него конфетку. И не всегда этот молодой талант готов принять, услышать и понять, что от него требуется.
Взять того же Kodos, я слышал, что он ленивый, стал играть меньше ММ-ов после того, как попал в Empire и отобрался на лан. Плюс, может у него и не было того наставника, хотя в Империи был Дима Korb3n. Или, если наоборот, тот же Леха может вытащить, а взять кого-то пониже, того же меня... Я, вероятно, не смогу привести [новичка] к каким-то результатам. Так что зависит от градации, что может сам ученик, что может сам учитель.
— Встречается четкое мнение, что именно из-за тебя развалился золотой состав Virtus.pro. Я понимаю, что спрашивать, кто развалил состав, не совсем этично. Поэтому, можешь ли ты сказать, ЧТО именно развалило этот состав?
— Вообще я уже говорил об этом в фильме послеинтовом. Там на самом деле были на эмоциях некоторые моменты, но сейчас попытаюсь ответить.
По поводу того, что люди говорят, что состав развалил я. Не понимаю, что нужно сделать такого, будучи тренером, чтобы развалить команду. Люди думают, что я просто какая-то тварь, несу какую-то фигню. На самом деле я действительно помогал, делал какие-то полезные вещи. Как я мог это развалить – непонятно. Я не интриган, который такой: «Этого кикнуть, того кикнуть»!
Команда развалилась сама собой, натурально. Просто дожила свой век. Эти люди играли вместе слишком долгое время. Не кто-то развалил их, а они просто друг от друга устали. Расскажу такой пример: были мы в Москве. Уже Роджера нет в команде, меня нет в команде, а мы собрались в ресторане посидеть, как в старые добрые. И у меня весь вечер складывалось ощущение, как мы клево проводим время. Нам реально было круто вместе. Но дело в том, что команда, которая была в этом составе, не могла продолжать существовать так. В рабочем процессе очень много за долгие годы накопилось всего, чего не получалось решить. Одному что-то не нравится, другому. Это накапливается, и когда ты проигрываешь турнир, все не хотят опять заводить тот же разговор, продолжать фиксить одни и те же вещи, о которых вы давно разговаривали. Лучше просто влить «новую кровь» и работать. Это и будет движением вперед.
Можно сказать, что если бы этот состав продолжил бы работать вместе, то была бы лютая рефлексия. Невозможно настолько долго находиться вместе. Тот же Рома Ramzes – играет в другой команде, но супер-хорошо со всеми общается до сих пор. Мы иногда видимся. Нет какого-то негатива друг к другу. С Лехой у меня не получалось работать особо – мы не стакаемся, – но в тот же ресторан сходили, пообщались, хорошо провели время. Никто не обвиняет друг друга в развале команды. Так должно было быть. Что я или кто-то другой развалил состав – это бред. По сути, это был дисбанд, три человека из команды ушло.
— Это похоже на защитную реакцию для некоторых фанатов? Проще сказать, что ArsZeeqq развалил, Ramzes узурпировал власть, Solo не вдохновил, чем признать, что любимая команда просто отыграла свое?
— Ну да, она ведь реально отыграла свое. А вопрос фанатов – вещь вообще такая странная. Помню, так забавляло, когда мы выиграли мейджор. Меня до этого ######### [обсуждали в негативном ключе], мы выигрываем мейджор, и все те же люди, которые меня ######### [обсуждали в негативном ключе]... Они продолжили это делать. Мы выиграли турнир почти среди всех лучших команд в мире, и моей заслуги в этом была большая доля, а они все равно свое: «Повезло», «Драфты говно, просто пацаны пятеро лучших».
Люди всегда найдут какую-то чушь, какой-то стейтмент. Для себя они находят оправдание определенное, хотя не знают ни кухни, ничего. И если этот стейтмент есть, то о нем обязательно нужно написать в комментариях, это важно :D
— Как принимается решение о дизбандах и сменах состава? Вот игроки играют полгода вместе, результаты не плохие, а на мейджоре по ходу игры они могли принять какое-то неудачное решение. Ну или соперник оказался и вправду на высоте. Где находится эта черта, после которой уже дизбанд?
— Наверное, когда вы постоянно идете на компромиссы друг с другом, и это ни к чему не приводит. Ты решаешь какие-то проблемы, они вроде решаются по первости, а потом продолжается одно и то же. Возвращаешься к тому же, с чего начал. Дисбанд происходит, когда команда не прогрессирует. Бывает, кто-то один косячит, это то же самое. Ты ищешь компромиссы, пытаешься исправлять ошибки, если не помогает – приходится избавляться от этого человека. Если нужны изменения, то пора что-то менять.
— Почему Роджер называл тебя гением-психом?
— Часто могу быть очень импульсивным. Пытаюсь что-то объяснить, люди могут не понять или скептически отнестись. Я продолжаю это продвигать и, если замечаю непонимание, то становлюсь довольно импульсивным, могу подойти и потыкать пальцем в монитор, типа «Вот так надо»!
Я псих в глазах Роджера. В глазах многих людей, на самом деле. Когда полон идей, когда хочу побеждать, я, наверное, чрезмерно амбициозен и хочу чтобы все быстрее все поняли, были на моей волне. Иногда могу «перегибать палку», но, на самом деле, те, с кем я работаю, говорят, что эти мои взрывы... Люди все время угорают над этим, наверное, потому что они сами понимают, что я не флеймлю, а просто горю от всей ситуации, потому что хочу как лучше. Они чувствуют позитивную нотку в негативном исполнении.
А то, что гений это другое. В те времена, да и всегда, было много нестандартных идей. Я всегда что-то новое придумывал, интересные стратегии. Наверное, за это.
— Ты говорил, что твое приглашение в VP было неожиданным. Допустим, в тот самый день ты сидишь, играешь в PathofExile и Ramzes тебе не пишет. У тебя был какой-то план, что делать дальше?
— Я был в раздумьях... Прозвучит мистически, но я как будто знал, что меня ждет что-то хорошее. Я поработал на тот момент в Empire, понял, что больше не хочу. Вроде неплохая работа, неплохая команда. Они должны были пересобрать какой-то состав. Но я уже на тот момент, на буткемпе, понимал, что не хочу работать с этими людьми.
Потом я поработал в Team Spirit, и за время, когда я там был – неделя или чуть больше – они прошли на Supermajor. Мне уже делали футболки с моим никнеймом, я дал свой размер. Но на следующий день я сказал, что это не мое, что я этой команде не нужен. И я отказался, хотя это тоже хорошая работа, да и деньги были неплохие на тот момент.
— То есть даже на зарплате не посидел?
— Да. Чтобы ты понимал, я отказался поехать на лан. Не потому что я отсталый и хочу посидеть дома за компом, а потому что я считал, что это не нужно мне это. Отказался и чувствовал, что должно что-то правильное произойти. Еще такой, типа, спойлер. Была такая ситуация: я еще на тот момент жил у себя в Ульяновске, мои друзья, с которыми я должен был поехать, переехали в Питер до меня. И мне подруга сказала, что я своего друга предал, потому что должен был поехать с ним и помогать с арендой жилья. А я это все обосновал для себя так: «Я не хочу переезжать в другой город, чтобы не давила материальная ситуация, что я прямо сейчас должен найти работу».
Если бы переехал в Питер, остался бы в Team Spirit. Мне бы нужны были деньги, чтобы платить аренду, а она намного дороже, чем в Ульяновске. Но я понял, что хочу вариант получше. И все было настолько связано, что я просто сидел и ждал. И опять же, без мысли «Вот, сегодня напишет, сейчас напишет». Я играл, вел свою обычную червинскую жизнь, ничего не делал, как любой дотер или геймер. Выходил погулять с друзьями, максимум. И в один момент это произошло – меня позвали.
Я удивился. Но на самом деле такое предложение должно было поступить, может не от VP, а от кого-то еще, но оно должно было быть. Я не знаю, как это объяснить, какая-то мистика. Никому об этом, на самом деле, не рассказывал.
— После VP у тебя идет Winstrike, после них – CyberLegacy. А были какие-то еще офферы? Быть может из других регионов?
— Было одно предложение собрать европейский/американский состав для американской организации, называть не буду.
— CR4ZY?
— Не, не они.
— Ладно. Еще что-нибудь?
— Был оффер поехать в Корею, команда Т1. Был оффер от В8, команды Dendi. Ну и как-то все. Не знаю, я очень много сил убил, чтобы собрать реально свою команду. Это было под эгидой Winstrike. Была идея, что я что-то свое соберу, и найдется организация, которая будет нас поддерживать. Это могла быть еще одна русская организация, все-таки поступали еще предложения собрать состав.
— Ты завершаешь карьеру. Куда дальше?
— Сложный вопрос. Об этом я размышляю каждый день. Иногда становится тяжело в Доте, я стараюсь все это пересиливать, продолжать какие-то позитивные вещи вносить в свою карьеру.
Но именно что-то не связанное с Дотой очень сложно придумать. Думаю, даже если я закончу карьеру тренера, то все равно буду где-то светиться в киберспортивной сфере, но в другом амплуа. Если другое, то бизнес хотим с ребятами начать. Может, в этом будет какая-то отдушина. Но на это положиться тоже сложно. Бизнес требует вливаний и стоит того же киберспорта, в котором я работаю.
— У Вилата еще был подкаст, где они с Романом Дворянкиным обсуждали, сколько стоит содержать состав. Насчитали примерно 400 тысяч долларов в год на тир-2 команду по Доте.
— Я за цифры, честно говоря, вообще не шарю.
— А образование успел какое-то получить?
— Да, у меня высшее образование. Я экономист. Не был ни на одном семинаре по бухучету, но экономист.
— Экономист не шарящий за цифры?
— Ну, чтобы шарить в чем-то, надо этим интересоваться.
— Кому первому сообщил, что в Virtus.pro попал?
— Наверное, маме. Я просто зашел к ней в комнату и сказал: «Мам, я не знаю, что произошло, но меня в VP позвали». «Да не верь ты им, это ###### [обман]» – она что-то такое ответила. Я с таким лицом странным зашел, я ведь реально не понимал, почему меня позвали в VP – там же Артстайл, надо было проверить все.
Потом уже, когда мне позвонил Рома Дворянкин, я во все поверил. Особо, на самом деле, нельзя было все это рассказывать на тот момент. Поэтому я рассказывал только друзьям близким и маме.
— То есть она понимала, чем ты занимаешься?
— Конечно.
— Вы сразу к этому пришли, или сперва было классическое непонимание в духе «игры – это несерьезно»?
— У меня маман очень прогрессивная. Она сама сидит в комп рубится, понимает в чем суть. В Heroes of Might and Magic шпилит. Я всегда во всех интервью говорю, что если ты не будешь зависеть от своих родителей, не будешь просить у них денег, то они сразу поймут, что ты занимаешься чем-то стоящим. Пара примеров типа киллера, конечно, приходит в голову. Это не особо стоящее, даже если у мамы денег не берешь.
Но когда твои родители видят, что ты у них не просишь, а наоборот говоришь: «Мам, дай мне свою карту, я перешлю туда деньги»... Тогда не у всех карточки были, и мне мама свою давала с мыслью: «Идет со своими деньгами на моей карте. Наверное, он молодец».
— Обычно стараюсь избегать финансовых вопросов, но для статистики. Твоя первая официальная зарплата как игрока?
— 10 000 рублей. Помню, контракт распечатывать ходил. Но тогда была такая вообще ситуация в Доте, что платили организации вообще не очень много, до 500$. Те же команды уровня CL, Nemiga, Empire получали именно столько. Но прикол в том, что проходило много денежных онлайн-турниров на тот момент.
В те времена я мог получить больше 1000$ в месяц. Поэтому зарплата была, скорее, приятным бонусом. Однажды мы выиграли три онлайн турнира подряд, там пипец капусты было, когда в один момент они все махом пришли. Мама просто в шоке была.
— Если бы не травма руки, вернулся бы в игру?
— Частенько подумываю об этом. Играть у меня получается нормально, даже сейчас. Может, сейчас дело уже не в руке, а в том, что меня это очень сильно утомляет. Я – человек очень эмоциональный. А когда сидишь и играешь, это вообще лютый стресс.
Я попробовал бы, и хочу попробовать, но могу в один момент перегореть и подвести людей. Они все это время играли со мной, а я опять скажу: «Все, я устал, ищите кого-то другого, а я буду тренером». Не могу так делать постоянно, это будет нечестно.
— Комментарии о себе часто читаешь?
— Не, не читаю. Virtus.pro научили меня, что комментарии читать нельзя: захочешь просто прыгнуть с окна. Если слышишь в свою сторону негатив, ты пробуешь объяснить человеку, в чем дело. Но ты не можешь объяснить это всем, нет этой возможности. Даже если подумать о том, что ты начитался каких-то комментариев... Вот как Lil делает. Он вечно что-то про себя вычитывает и потом пост в телеграме строчит большой: «Вот тут про меня так, хотя, на самом деле, у меня все вот так».
Не знаю, не в обиду Илюхе, но это жалко выглядит. Зачем объясняться перед кем-то? Если ты профессионал и веришь, что ты делаешь правильные дела, то зачем отчитываться? Ладно если тет-а-тет. Когда я был в VP, бывали прям конструктивные диалоги, когда я мог подробно что-то объяснить. Но в 99% случаев это просто треш. Тебя просто срут за что угодно. Задумываешься о том, что даже когда тебе говорят, что ты молодец, они не знают, как все на самом деле. Может, в этот раз ты реально ничего не сделал.
У меня была ситуация парадоксальная, первые три мажора – Дримлига, Чунцин и Куала-Лумпур – я делал для команды очень много. У меня была супер-лютая форма, но меня все просто срали. А на Эпицентре мы заняли третье место, и так сложилось, что от меня импакта было меньше, чем до этого, но люди наоборот писали, какой я молодец. Они не знают кухни. «О, крутой драфт, коуч респект!» А это и не я. Я не принимал особо в этом участия, просто сидел и конфирмил: «Да мне нравится». На автограф-сессиях тоже. В лицо человек не будет говорить, какой ты клоун или дебил. Он реально поинтересуется чем-то, что его гложет, я ему отвечу и он будет рад. А вот эти комментарии... Объясняться перед кем-то, как Илюха, я не вижу смысла.
— Самое странное, что тебе в личку писали?
— Убийством угрожали. Не... Знаешь, что самое странное? Иногда открываешь инстаграм, когда выиграли турнир, и тебе пишут: «О, красава, коуч, выиграли турнир, молодцы!» А листаешь вверх, что этот чел до этого писал, и видишь: «Собака, заруинил драфт» и т.д. Люди иногда меняют свое мнение, как перчатки, хотя, повторяюсь, кухни не знают вообще.
— Из русскоязычного скримо что-нибудь слушаешь?
— #####. Ха-ха Это внезапный вопрос. Скримо? Мы оба понимаем, что такое скримо? А то бывает, люди называют скримо всякую фигню, когда бьют по нулям.
— Нули это больше к пост-хардкору относится.
— Да-да. Сейчас, из русского... «Pale Hands» мне понравились, ходил на гиг, они играют что-то типа скримо/emoviolence. Раньше мне очень нравилась группа «Aspergers», тоже emoviolence. Одна из любимых скримо-групп за все время – русская – это «Eeva». У них был альбом, трибьют «Raein» – мне очень нравилось.
Сейчас я, на самом деле, стал поменьше скримо слушать. А так на гиге «Pale Hands» был, кайфанул люто. Русское скримо, оно как-то поумерло немножко. Где-то в 2010 была куча всего, «Daitro», «lopatka». Сейчас я больше слушаю всякий эмо-поп-панк, инди-эмо.
Из русских нравятся какие-нибудь «Bird Bone», «Франко». Из скримо понравился «Вереск» – питерские чувачки. Тоже к ним на гиг ходил. «Elephant» прикольные.
Сейчас не так заходит, как по молодеге – другое отношение ко всей этой музыке. Раньше я слушал все это дома, мне нужна была какая-то энергия. А сейчас я не хочу это слушать дома, я хочу сходить на концерт. Ходить на какой-то скримо/emoviolence-гиг – это невероятные эмоции, просто будешь трястись после концерта, такой кайф.
Так что приоритеты поменялись. Или это из-за того, что я жил тогда в Ульяновске, а там послушать особо нечего. «2nd Season»(група Макса +100500) разок к нам приезжали и все.
— Если бы ты мог сказать какие-то слова себе 18-тилетнему, что бы ты сказал?
— «Будь снисходительнее». По молодости я был очень горяч, я просто рвал и метал, разрывал мосты с людьми, с которыми необязательно это было делать. За какие-то вещи посылал на три буквы, когда люди со мной не соглашались. Это сейчас могу так сказать, мол, «в 18 лет будь снисходительнее». Но по факту, все эти вещи, они и приходят с возрастом: ты умеешь находить компромиссы, получается слушать других и делать из этого выводы.
А по молодости мне хотелось, чтобы все было так, как я хочу. Поэтому... Я бы мог это сказать, но какой в этом смысл? Если бы на тот момент я был снисходительнее, то, может, стал вообще каким-нибудь серым и заурядным челом. На куче своих ошибок я очень многим вещам научился. Они мне сейчас в карьере и в жизни очень сильно помогают.
— Ты доволен тем, как твоя жизнь сложилась? В конечном итоге.
— Сложно сказать. Мне кажется, быть недовольным, как твоя жизнь сложилась – это как-то неправильно. Ты должен сам строить мир вокруг тебя. Поэтому рефлексировать по каким-то предыдущим событиям, быть недовольным тем, что происходит сейчас – просто глупо. Ты всегда должен думать, как быть лучшим здесь и сейчас, а не оборачиваться на то, что ты сделал не так вчера. Если тебя что-то не устраивает – скажи об этом и попытайся решить. У меня просто другой какой-то взгляд на такие вещи, скажем так.
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: cyber.sports.ru
Комментарии
нашелся блять оцениватель