V1lat: «Раньше очень много импакта давал Dread. Сейчас XBOCT — это единственный талант, который делает разницу»
Поможет ли киберспорту всеобщий карантин? Почему CS:GO будет популярнее Dota 2, и что может это предотвратить? Как Maincast выиграл тендер на права на трансляции турниров ESL у «Газпром-Медиа» и «Ростелеком»? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в большом интервью с комментатором и сооснователем студии Maincast Виталием «v1lat» Волочаем.
— Первый вопрос максимально общий, но при этом конкретный. Ситуация в мире с карантином – в плюс или в минус для киберспорта?
— Мне кажется, больше в плюс, как бы это тупо не звучало. Наконец-то киберспорт начнут понимать люди, которые от него далеки. Они увидят, что киберспорт уже здесь. Мы знаем, что в мире очень много людей, которые увлекаются и занимаются гэмблингом. В Америке и везде, где это стало легальным буквально недавно, сотни тысяч людей делают ставки на спорт. И так как сейчас нет никакого спорта, люди обращают внимание на киберспорт. Даже те, кто не знал о его существовании. Это абсолютно новая ниша людей, которые теперь будут интересоваться и смотреть трансляции. Они никогда не были целевой аудиторией, но внезапно ей стали.
Еще есть история, о которой говорит американская пресса. На прошлых выходных американская серия гонок NASCAR провела онлайн-гонку в игре NASCAR Heat 4. Поучаствовать пригласили не только киберспортивных гонщиков, но и настоящих. И показали это на Fox Sports 1, нормальном большом бесплатном спортивном телеканале. Рейтинг был просто заоблачный. Он был выше, чем у некоторых реальных гонок – 910 тыс человек. Мне кажется, это классный момент: киберспорт станет ближе казуальной аудитории.
Но для хардкорной аудитории вроде меня отсутствие ланов и возможностей посмотреть матчи между Америкой и Европой – это минус. Хотя, может, мы соскучимся, и следующие ланы после карантина будут для нас чем-то уникальным. А мы от этого уже немного отвыкли.
— Да, последние мейджоры и майноры превращались в рутину. Квалификация-мейджор-майнор – и так по кругу.
— Да, текучка. «Окей, очередной мейджор». А сейчас ты ждешь очередной турнир. Сделайте хоть какой-то лан! Хотя бы видеть, как игроки выглядят!
Я работаю на трансляциях ESL Pro League по CS:GO, и мы радуемся, когда включается камера с тренировочной базы North. Мы видим, что эти люди реально существуют, что вот они, сидят и играют. Это уже крутой контент!
Вот такие новые реалии.
— Для студии освещения переход в онлайн что-то меняет?
— Конкретно в плане эфира это глобально ничего не меняет. Да, наша команда, которая ездит на турниры и снимает интервью и видео, сейчас лишается работы. Но у нас есть запас отснятого материала, чтобы дать фанатам контент на карантине.
Глобально смена лана на онлайн не меняет ничего, но все меняет карантин. Студия – такое же рабочее место, поэтому мы стараемся минимизировать присутствие людей. У нас приняты абсолютно все меры, закупили санитайзеры для рук, все перемещаются по городу либо на своем транспорте, либо на проверенных такси. Мы стараемся изолироваться друг от друга маленькими группами, работающими на проекте. Например, сделать так, чтобы я пересекался только со своей семьей и только с теми коллегами, с которыми работаю в эфире.
Это создает некоторые проблемы, потому что не все люди могут работать из студии. В зоне риска находятся сотрудники, которые проживают с родителями или снимают квартиру с людьми, находящимися в зоне риска. У кого-то девушки или парни имеют хронические заболевания. Из-за этого у нас в обойме намного меньше людей. Мы немножко сокращаем эфир: например, аналитика уже проходит не на всех матчах. Работы много, но мы вынуждены урезать свои внутренние ресурсы, чтобы защититься, если вдруг что-то случится.
— Все говорят о финансовых потерях для клубов и турнирных операторов. На студиях это скажется?
— Конечно, потери у нас будут не такие, как у турнирных операторов вроде EEE, ESL или Dreamhack. У них были арендованы стадионы, были подключены спонсорские сделки, которые они теперь не могут реализовать. Наши потери будут поменьше, но они тоже есть. У нас тоже были договора со спонсорами. Они ждали LAN-турниров, а теперь из-за перехода в онлайн пересматриваются контракты.
Во-вторых, есть целые группы спонсоров, которые в эпоху всеобщего карантина не имеют рекламных бюджетов. Какой смысл сейчас рекламировать бытовую технику, если магазины закрыты и никто не покупает? И такие случаи у нас уже есть.
Но, с другой стороны, это эпоха онлайна. Поэтому появляются новые рекламные бюджеты у онлайн-кинотеатров, различных сервисов покупок – всего, что можно делать дома.
Да, студия немного по деньгам потеряет, но это несопоставимые потери с тем, что потеряют турнирные операторы и некоторые клубы.
— В киберспорте практически все признаются, что работают в минус. Maincast тоже работает в минус?
— В процессе становления студия не может работать в плюс. Никакая. И турнирные операторы не могут, и клубы тоже не могут. В первый год существования в киберспорте нет бизнесов, которые работают в плюс. И если вам кто-то говорит другое – это наглое вранье.
Вообще бизнесы в киберспорте, которые работают в плюс в медиа, можно посчитать на пальцах одной руки. Например, это HLTV, который продался за большие деньги и за счет этого вышел в плюс. До этого они 7 лет работали в минус.
У нас другой подход. Мы хотим обзавестись правами на максимум турниров и правильно работать со спонсорами. И у нас это неплохо получается. Я могу сказать честно, до июля прошлого года мы были убыточными. В июле, с успешных для нас квалификаций на The International, мы начали приносить прибыль. Отныне почти каждый ивент мы делаем в плюс.
Глобально за время своего существования компания Maincast еще не в плюсе. Но по моим прогнозам, над которыми мы работаем каждую неделю, мы очень скоро этого достигнем. Все зависит от того, как сильно будет развиваться киберспорт и как много будет приходить спонсоров. Поэтому приходите, уважаемые спонсоры!
— И матчей сейчас будет огромное количество. С одной стороны, говорят, что без ланов интерес к доте станет меньше, не все любят смотреть онлайн-лиги. С другой – мы все сидим дома и готовы смотреть трансляции. Как думаешь, на какой стороне правда?
— Сложно пока судить. В Доте мы увидим по ESL One Los Angeles 2020 – Online, которая стартует 28 марта в Америке и Китае и 4 апреля – в Европе и СНГ.
А в CS:GO цифры выросли, причем выросли не на 5, не на 10%, а значительно. В два часа ночи матч Fnatic-North на русском стриме смотрит 25 тысяч человек – какие-то космические цифры. Возможно, это всплеск популярности CS:GO в мире, потому что бьются все рекорды каждый день. Но скорее всего, это последствие и того, что люди сидят дома и им объективно нечего делать. Сериалы 24/7 смотреть невозможно, просто надоест. Поэтому и Доту смотреть будут больше.
— В текущих условиях студии выгоднее иметь свой штат комментаторов или нанимать фрилансеров?
— Всегда выгоднее иметь свой штат комментаторов. Просто потому что люди лояльны, а их медиа-ресурсы могут помогать студии. Если ты берешь комментатора-фрилансера, то тебе нужно договариваться, чтобы он запостил ссылку на трансляцию, написал расписание игрового дня и так далее. Если комментаторы и таланты работают в штате, это позволяет создать общую SMM-структуру для информирования подписчиков. Агрегировать подписчиков студии в подписчиков комментатора и обратно. С точки зрения работы и развития намного выгоднее иметь комментатора в штате.
С точки зрения денег – разница небольшая. Мне кажется, что сумма выйдет одна и та же.
— Кто сейчас самый дорогой фрилансер среди комментаторов и аналитиков?
— Я не могу сказать, кто самый дорогой в плане цифр. Я могу сказать, кто самый дорогой по импакту в эфире. Думаю, ни для кого не секрет, что это Саша Дашкевич. Он приходит редко, но очень метко. Каждый раз, когда он в эфире – это великолепно. И сколько бы денег он ни просил, он этих денег стоит. И это понимают все студии и турниры.
Раньше очень много импакта давал Андрей Dread. Сейчас уже меньше, потому что он немного отошел от постоянного стриминга доты. Так что сейчас Хвост – это единственный талант, который делает разницу.
— Эта разница просто по атмосфере и ощущениям или она отражается в цифрах просмотров?
— Я бы не сказал, что наличие любого таланта отразится в цифрах просмотров. Это мое личное мнение, и я уверен, что со мной многие будут спорить, но мы уже давным-давно отошли от парадигмы, в которой комментаторы или таланты делают статистику. Статистику делают команды и оформление эфира. Могут играть Fnatic против TNC, но продукт будет стоящим. Классный обсервинг, титры, комфортная аналитика, хорошая пара комментаторов, которая не отпугивает (и не обязательно это должны быть Вилат и Каспер) – и просмотры будут. Дельта между комментированием от топовых и нетоповых комментаторов уже не такая большая.
В первую очередь, инфлюэнсеры вроде Саши Хвоста дают общее впечатление от эфира. А чем лучше это впечатление, чем лучше ансамбль талантов, работающих на конкретном ивенте, тем больше у тебя будет просмотров. Я считаю, что успех Maincast на прошлых квалификациях на 50% зависел от ансамбля талантов. И еще на 50% от продукта – обсервинга, переключения между мачтами, формата Red Zone, развлечений и вечерних шоу, которые придумали наши ребята. Это же все придумали не таланты, а люди, которые работают в студии! И вот этот баланс 50 на 50 друг без друга существовать не может.
— Это всегда так было? Или раньше имя под трансляцией действительно влияло?
— Да, раньше было больше влияния. Даже если бы условный матч NAVI -VP комментировали Вилат и Каспер, зрителей было бы в два раза больше, чем с другими комментаторами.
Люди не обращают на это внимание, но многое зависит и от канала, на котором идет трансляция. Есть Starladder1, у которого на Twitch больше миллиона подписчиков с оповещениями. Есть каналы dota2mc и dota2ruhub с большим количеством фолловеров. А посмотрите турнир от WePlay! с топовыми командами. Играют NAVI, а на стриме 27 тысяч зрителей! Просто канал пока не раскрученный.
Это тоже огромная часть развития бренда. Нужно максимально качать канал, чтобы у людей от зубов отскакивало, что если где-то есть топовая дота, то она должна быть на канале dota2mc.
— Когда мы в прошлый раз с тобой общались, ты говорил, что комментаторы в СНГ без энтузиазма расширяют свой кругозор и застревают в одной дисциплине. Эта ситуация меняется?
— По чуть-чуть она меняется. Небольшими шагами. Скажу честно, с некоторыми своими коллегами мне приходится не то что вести разъяснительную работу, а уговаривать. «Брат, Dota 2 – классная игра! Но есть еще одна – CS:GO! 350 тысяч зрителей. Новые люди, новые подписчики, новые возможности. Посмотри, попробуй!».
Есть Сережа Smile. О нем многие думали, что он перешел с Доты на CS:GO, хотя он всегда играл в CS. Он великолепно вошел и теперь отлично работает мультизадачно. Точно также у нас в студии Леша Bafik прекрасно вписался в CS:GO. Его комментирование с Сеней уже отмечают люди, весь интернет про это пишет – великолепная пара, которая уже сработалась.
В англоязычном сообществе таких примеров огромное количество. Пол ReDeYe когда-то вел статистику: он работал на 75 разных дисциплинах. Он вел турниры по 75 разным играм! Тот же Machine, который работает и на Dota 2, и на CS:GO, и на League of Legends. MonteCristo – CS, LoL и Overwatch. Люди работают на многих ивентах и дисциплинах, они развиваются.
У нас люди часто узко мыслят, и я никак не могу пробиться через эту стену непонимания! И у коммьюнити, и у талантов возникает идея: если заниматься чем-то, кроме Доты, то они будут плохо делать и то, и другие. Это не так! Ты можешь прекрасно совмещать две или даже три дисциплины. Я на протяжении 10 лет пытаюсь это вбить в голову любому комментатору, аналитику и коммьюнити: не надо играть 12 часов в день, чтобы хорошо комментировать или хорошо вести студию аналитики. Нужно просто правильно и грамотно посвящать свое время каждой дисциплине.
Я сейчас пытаюсь это делать. И у меня неплохо получается, по моему мнению. Я постепенно ввожу себя в новую старую дисциплину – CS:GO. Я с CS начинал, просто многие этого не помнят. Я его комментировал еще до того, как появилась Dota 2.
Я буду и дальше уговаривать людей, чтобы они не просто комментировали доту или сидели в аналитике. А чтобы они комментировали Доту, CS:GO, разбирались в Fortnite, думали про Starcraft, Warcraft и т.д. Берите пример с Миши Олсиора: он спокойно может работать на LoL, на Dota 2, на Starcraft и еще и комментировать «Слабое звено».
Эти люди никогда не потеряются. А если ты будешь узко мыслить и смотреть только в одну игру, будут проблемы. Причем очень большие.
— Какие дисциплины есть в твоем личном графике и сколько времени они занимают?
— Прошлый месяц на 80% я посвящал себя CS:GO. Я довольно много играю, чтобы разобраться в двух картах, в которых я пока не силен – Vertigo и Overpass. Я очень много смотрю CS:GO. Играть для меня даже не столь важно, как смотреть. Я изучаю много демок, чтобы понимать, кто куда бросает гранаты.
Остальные 20% - Дота. Я смотрю только топовые матчи и ни разу не играл в Доту после последних двух патчей. Но я знаю, что ближайшие мои эфиры будут только 4 апреля. И вот за неделю до этого я опять перераспределю свой график. Наверное, теперь в день у меня будет уходить часов 6 на CS:GO и часов 6 на Доту.
— В CS:GO ты играешь один?
— У нас есть конфа в телеграм, там 22 человека. Люди со Starladder, Maincast, Weplay!, стафф, таланты – все подряд. И у нас там катают 24 на 7. Иногда я играю и сам, но преимущественно с кем-то из этих людей.
— Не могу не спросить. Какой у тебя ранг?
— Не скажу! Я очень плохо играю в шутеры. Я вообще очень плохо играю в компьютерные игры, но в шутеры особенно плохо!
— Удовольствие-то хотя бы получаешь от процесса?
— Невероятное удовольствие! У меня было 2 дня выходных. Я пока укладывал спать ребенка, установил себе первый FarCry. И за последние два дня наиграл в него 10 часов. И просто дико кайфую.
Может, это профессиональное, и я слишком много комментировал Доту, но от нее я перестал получать удовольствие, если ее много. Вот если Доты нет на протяжении месяца, то мне хочется плакать – так хочется покомментировать или поиграть. А вот CS меня так не утомляет.
Сейчас я по Доте соскучился. Мне хочется ее смотреть, мне хочется в нее играть. А в CS:GO мне хочется играть всегда.
— CS:GO очень быстро растет: онлайн, просмотры, постоянные новые рекорды. Когда-нибудь CS:GO сможет потеснить Доту в СНГ?
— Да, может. Все просто. В начале прошлого десятилетия был большой эффект NAVI и Dendi. А сейчас эффект NAVI и Симпла, как ни крути. Вокруг CS:GO появляется огромная медиа-система, молодые игроки вроде m0NESY, которому 14 лет, а его по 60 тысяч смотрят на Twitch. И растет узнаваемость того же Симпла. Если взять всех киберспортивных болельщиков СНГ и попросить назвать имя самого известного киберспортсмена, я думаю, Симпл бы уже пободался и с Dendi.
У Доты за последние много лет не было таких выдающихся результатов, как сейчас появляется у CS:GO. И тех надежд, которые дают сейчас каэсеры. Мне кажется, если в Доте в ближайший год не случатся новые VP, то в 2021 году CS:GO станет популярнее Доты. Хотя по цифрам просмотров в 2020 CS уже популярнее.
— Это если судить по вашим каналам?
— Да, по нашим каналам. У нас в этом году был великолепный DreamHack Leipzig, который собрал очень много просмотров. Прям невероятно много! Это был самый рейтинговый мейджор для нас и в принципе на русском языке. Мы даже близко не ожидали, что так будет. И это несмотря на то, что наши команды очень рано повылетали.
А потом был IEM Katowice, который продолжался столько же дней. И он перебил результаты мейджора в Лейпциге, причем значительно, раза в полтора. Это турниры, которые мы можем сравнивать, хоть это и не совсем честно из-за успеха NAVI.
Интересно будет сравнить популярность трансляции ESL Pro League и лиги, которую мы делаем с ESL. Тут идеальное сопоставление: две лиги, равное количество дней, приблизительно одинаковое количество матчей, похожие тайм-слоты. Мне интересно посмотреть, сможем ли мы на лиге по Доте стабильно собирать по 100 тысяч онлайна, как это было на CS:GO.
— Почему-то звучит как что-то невыполнимое.
— Вот и мне кажется, что это что-то невыполнимое. Но и лига крутая намечается: Secret-VP, Secret-NAVI – на эти матчи пик будет за 100 тысяч. Правда, в среднем я бы так не рассчитывал.
Мы для себя будем прям по дням вести статистику: 1 день ESL Pro League по CS:GO и ESL League по Dota 2. У меня самого спортивный интерес, кто победит в этой битве.
— Ты говоришь про персоналии и людей, которых узнают. Что еще может повлиять?
— Если честно, сложно сказать. Мы понимаем, что в CS просто играет больше людей. Игра, как и Дота, бесплатная. Имеет такие же системные требования, причем у CS:GO они даже выше. Если ты хочешь классно играть, то тебе нужны 300 fps и монитор 240 Гц. В Доте это не нужно.
Может быть, это происходит из-за огромного засилья эры MOBA, которая длилась последних лет 8-10 лет. Людям это немножечко надоело. Мы заходим на новый виток. За полтора года мы проскочили жанр «королевских битв», и он канул в небытие (хотя Fortnite будет вечен, пока в него играют школьники в США). Но, может быть, мы сейчас вернемся к шутерам. А через годика два опять вспомним, что есть такие классные игры как Starcraft! А потом Dota 3 выйдет – и все пойдет по новой!
— Ты уже упоминал об этом моменте, и я хочу к нему вернуться. Виртуальные гонки NASCAR и F1, футбольные турниры в FIFA – все уходят в онлайн. Почему киберспортивные студии до сих пор не подключились к этому процессу? Это же наше поле.
— Начнем с проблемы FIFA. Она состоит в том, что великолепные ребята-игроделы из EA Games 20 лет не могут сделать обсервер-мод. Для меня сейчас не проблема написать топовым украинским футболистам, топовым российским футболистам, у меня есть контакты. В La Liga в Испании это уже сделали. На Twitch 4 дня подряд по 150 тысяч людей смотрели, как в FIFA играют футболисты «Барселоны» и «Севильи» в турнирном моде.
Проблема в том, что если ты не можешь зайти в игру, то кто-то из игроков должен это стримить. А это все равно что собрать турнир, где в финале будет играть КБУ против команды Bulldog и рассчитывать, что ты соберешь зрителей на официальном стриме. Нет, ты не соберешь. Зрители будут на стриме у Бульдога, Дреда и NS, но не у тебя. Точно также и здесь.
Либо кто-то из участников должен приехать в студию, а так делать сейчас нельзя. Мы думали над таким вариантом, но решили, что пока не стоит за это цепляться.
— Есть FIFA, а что еще может выстрелить в таком формате?
— Классный формат был у Yxo – шоу-матчи по CS:GO среди известных футболистов. Потому что 90% футболистов играют в CS:GO. Кокорин в недавнем видео у Красавы показывал, что у него стоит игровой компьютер в номере. Звезды украинского футбола – Зинченко, Степаненко – все они играют в CS:GO. Так что с ними можно делать турниры.
Все остальное – как-то не знаю. NBA2K и прочее – это слишком нишевое и непопулярное. Может, что-то еще появится, но это вряд ли произойдет в ближайшее время.
— Расскажи, как устроено ваше сотрудничество с ESL в отношении новой лиги. Кто кому какие услуги предоставляет и в каком формате вы сотрудничаете?
— Когда ESL нам сообщили, что из-за ситуации в мире они отменяют мейджор, мы сразу же начали переговоры. Мы понимали, что пандемия будет серьезной, и в ближайшие месяцы турниры уже не состоятся. Поэтому мы оперативно начали совместную работу над какими-то вариантами. И тут пришла в голову идея онлайн-лиги по примеру ESL Pro.
Мы объединились, потому что вместе на рынке сейчас победить проще, чем по одному. Буду честен, студия Maincast не может себе позволить вбухивать 200 тысяч долларов в онлайн-турнир. Потому что это окупить невозможно. Учитывая, что нам нужно платить талантам и стаффу, ты будешь работать в очень большой минус. Но если объединиться с кем-то, как мы c ESL, где некоторую часть призового платят они, а некоторую часть – мы, это взаимовыгодный вариант.
Они продают спонсоров со своей стороны, мы ищем партнеров со своей. Такими объединенными усилиями, вкладывая в эту лигу не 100%, мы можем окупить для себя эти затраты. Мы и дадим хороший призовой, чтобы команды поучаствовали. И сделаем так, чтобы это принесло какую-то прибыль или хотя бы сработало в ноль и для ESL, и для Maincast.
— Призовой в 200 тысяч – это обязательное условие, чтобы команды пошли играть?
— Да, это обязательная часть. Другие турнирные операторы дают больше или столько же. Сейчас с призовым в 100 тысяч долларов ты можешь не найти себе место в календаре.
— Мы же говорим в том числе о WePlay! с призовым в 250 тысяч?
— Да, и про их лигу в том числе. Данный призовой самый высокий сейчас. Такие суммы в период мирового кризиса очень сложно окупить если самостоятельно обеспечивать.
— Разбиваешь прекрасные воздушные замки о том, что команды будут согласны играть на турнире, просто чтобы поиграть!
— Конечно! Сейчас они побегут бесплатно играть в доту! За игроками стоят такие же организации, и это такой же бизнес, где призовые – статья доходов организации.
— Мы с тобой обмолвились о WePlay!. Ты в киберспортивном мире видел если не все, то очень многое. Если не касаться экономической модели, тебе нравится то, что они делают?
— Да, ты правильно сказала, я видел многое. Первый Epicenter, второй Epicenter. Я видел мейджоры с почти не лимитированным бюджетом. Я видел WePlay! Minor вживую.
Конечно же, я не буду кривить душой, картинка и продукт смотрелись великолепно. Если кто-то скажет, что это все фигня, то он будет неправ. Да, есть overkill, что-то можно было не делать, хуже бы эфир не стал. У WePlay! стратегия сейчас: «мы делаем все с помпой, большое, красивое, командам все нравится».
Но я был в этой позиции, когда я работал в ESForce и проводил точно такой же Epicenter. Тогда нужно было ворваться с двух ног в мировую индустрию. Первый Epicenter был просто вау, второй – разрыв. А потом приходят экселевские файлы, и ты понимаешь, что каждый раз такое «вау» делать ты не можешь. Кто-то за это должен платить.
Проводя столько времени в месяц за финансовыми документами, я не могу смотреть на то что делает WePlay! и не думать о том, сколько это стоит. Сколько стоят таланты, декорации, графика, AR, а также сколько стоит привезти и поселить. И мой мозг не может переключиться с цифр на красоту. У меня профессиональный взгляд. Я не знаю, окупают ли это ребята из WePlay!, но выглядит это хорошо. Тут браво!
— За таким киберспорт?
— Глобально вот таким киберспорт быть не может. Киберспорт все всегда обвиняют в том, что это большой мыльный пузырь. Overwatch League – 20 миллионов за слот! Flashpoint – 2 млн за слот! О боже! Фантастика! Выстроили целый дом! А на самом деле вбухали много, а выхлопа нет.
Я считаю, что киберспорт выживет и станет самостоятельным если он будет себя окупать, как и любой зрелый бизнес. Поэтому я смотрю в сторону ESL и PGL – компании, которые делают классные сцены, но имеют много спонсоров с долгосрочными контрактами и работают в плюс для себя. Возможно, они делают не такие невероятно красивые ивенты, но они делают так, чтобы приносить удовольствие и зрителю, и своей компании. Такая win-win стратегия делает компании антихрупкими, и это круто в долгосрочной перспективе.
Идти по стратегии WePlay! я бы не стал. Если я буду идти на такие затраты или пытаться конкурировать с International или Overwatch League в качестве оформления и продакшена, то я в жизни не окуплюсь. У нас разные взгляды на ведение бизнеса. Я могу только смотреть и радовать глаз.
— Реддит буквально требует, чтобы WePlay в следующем сезоне получил мейджор. Страшно представить, что они сделают в этом формате!
— Мы понимаем, что мейджоры в следующем году будут выглядеть не так, как было несколько лет назад. Но я думаю, что если они получат свой мейджор, они его сделают нестандартным.
На сегодня конкуренция не настолько большая. Если раньше турнирные организаторы боролись за мейджоры, действительно бились за них, то сейчас ситуация изменилась. Valve оплачивают только половину призового, а тебе нужно привезти команды со всего мира, поселить и накормить. Нужно сделать стадионную часть. Затраты на один мейджор – это приблизительно 1,5-2 миллиона долларов, что окупить очень сложно. Можно выйти в какой-то ноль, но если проводить его с помпой, то это очень сложно с финансовой точки зрения.
Поэтому и на майноры, и на мейджоры раньше была очередь, а сейчас ее нет. И мне кажется, Valve рано или поздно пересмотрят свой взгляд на то, как проводить и помогать DPC-турнирам.
— А за региональные лиги будет битва?
— Да, будет. Потому что онлайн-лиги делать проще. Хотя я уверен, что много кто будет предлагать провести их не в онлайне. Очень многие организаторы будут предлагать условную европейскую лигу привезти на 6 недель в Берлин и играть где-то в студии. Например, у того же Starladder есть студия, где играет PUBG. Не вижу проблемы привезти 8 европейских команд в один город, поселить их, дать тренировочные комнаты и проводить матчи не в онлайне.
Лиги – это 6 недель доты. Это очень много. Это много часов. Со стороны бизнеса это проще продать, чем один четырехдневный турнир типа майнора. За них будет битва. Valve рассматривают разнообразные моменты, и я уверен, что они сделают баланс. Не получится так, что все лиги пройдут на каналах одного организатора или студии. Разные турнирные операторы получат разные куски этого пирога.
— Maincast будет в этом участвовать?
— Да, конечно же. Именно поэтому мы запустили лигу с ESL. Мы хотим лично себя протестить в администрировании, посмотреть, как это работает, сможем ли мы с этим справляться. И при этом правильно монетизировать.
— Мы много говорили про WePlay и Maincast. Тебе не кажется, что RuHub немного выпал из всей этой гонки?
— Да нет, не кажется. RuHub делает Parimatch League. Это такая же лига, как будет в следующем сезоне в СНГ, а они работают в таком режиме уже два сезона.
Просто Ruhub люди воспринимают как должное. Вот есть студия, есть матчи – ну да, идут. А WePlay! заезжает, стреляет конфетти из пушки и раздает всем мороженое. Поэтому на них обращают внимание. Но у RuHub цифры просмотров-то лучше!
Возьмите Parimatch League, на которой призовой не такой огромный, как у WePlay!, и посмотрите статистику. И поймите, что цифры-то у RuHub выше. Но на это все почему-то не обращают внимания.
Вау-эффект – это хорошо. Но за вау-эффект гречки ты не купишь.
— То есть RuHub зря списывают со счетов?
— Никто не списывает никого со счетов. Это большая конкуренция, которая меня всегда заряжает. Когда ее нет, становится скучно. Я проходил через это в последние месяцы моего существования на RuHub – было скучно. Starladder тогда полностью ушел в организацию турниров, и когда мы на квалификациях имели 95% эфира – было уже не то.
А сейчас конкуренция во всем и между всеми. EEE конкурирует с WePlay! по турнирам. Мы конкурируем с RuHub по будущим квалам на TI и за права на турниры. Это прикольно, классно, весело и не дает расслабляться. И каждый раз, когда ты видишь что-то крутое, ты думаешь: «хммм, смотри, как классно получилось. А мы не додумались! А почему ж так? Мы ж должны были раньше сделать». Это стимул развиваться!
Но мы должны работать лучше, придумывать что-то, чтобы было веселее. Скажу честно, мы над таким работаем. И готовимся немного видоизменить то, как вы видите Доту вообще. Надеемся, вам понравится.
— Ты упомянул о борьбе за права на трансляции турниров. В сообществе это обсуждали как «кто больше денег дал, тот и выиграл». Мне кажется, что это не самая реалистичная картина. Кроме денег, что нужно предложить турнирному оператору, чтобы выбрали тебя?
— Я правда не могу ответить на этот вопрос. Я точно знаю, что мы давали в этом тендере не больше всех денег. Мы конкурировали с компаниями, с которыми конкурировать вообще невозможно. Там был и Ростелеком, и Газпром Медиа – я думаю, что все понимают, что у нас нет столько денег, сколько у Газпрома или даже у Mail.ru.
Наверное, важны люди, с которыми ты работаешь. Все-таки, компании, которые являются частью какого-то холдинга, как ESForce – это одно видение бизнеса. А небольшие компании, как наша, – это другое. У нас меньше бюрократии. Возможно, это имеет свою подоплеку.
Однозначно сыграло свою роль, что мы исторически очень хорошо общаемся с ESL. Первый турнир по Доте, EMS Season 1, я лично комментировал на свой канал. Я приезжал туда, меня сажали прям в коридоре и я комментировал, пока в соседней комнате работал Тоби на английском языке. Я приезжал на первые DreamHack с огромным ноутбуком и работал из пресс-зоны. Я комментировал их турниры не то что когда они денег не приносили, а когда это все уходило в минус. И, скорее всего, эти человеческие отношения должны как-то влиять.
Но я могу только предполагать.
— Ты ведь заканчивал факультет менеджмента и маркетинга. Та теория, которую тебе давали в университете, хоть как-то сходится с практикой, которой ты занимаешься в Maincast?
— Да там учили полной херне. Но есть некоторые предметы, по которым иногда пользуешься информацией. В первую очередь, это бухгалтерский учет. В университете я его ненавидел, не понимал, начерта оно мне надо. Но сейчас вспомнил. Понятное дело, что я не занимаюсь полностью бухгалтерией, но мне нужно в этом разбираться. То же самое с логистикой.
Поэтому не скажу, что все мое образование оказалось ненужным. Некоторые микромоменты я использую в реальной жизни.
— В твоих сутках есть часы, когда ты не думаешь о киберспорте?
— Сейчас, во время карантина, есть. Я много времени провожу дома, с ребенком и женой, постоянно отвлекаюсь от киберспорта. У меня было два выходных дня, которые я провел дома с дочерью. Мы смотрели какие-то мультики, играли, учились читать.
Но когда карантина нет, то таких моментов очень мало. У меня постоянно дома на телевизоре или на одном из мониторов запущены какие-то трансляции, спортивные или киберспортивные. Даже спортивные трансляции я смотрю не только потому что мне интересно, кто выиграет гонку или первый прибежит, мне интересно посмотреть на это с точки зрения графики, работы комментаторов, титров и так далее.
В простой обычной жизни моментов, когда я не думаю про киберспорт, нет вообще. Разве что когда я сплю. И то иногда дотеры и каэсеры снятся.
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: cyber.sports.ru
Комментарии