Mag: «Часть целей, которые я ставил перед собой и командой, я достиг»

Тренер Украина, Ukraine, UA Natus Vincere Украина, Ukraine, UA Андрей «Mag» Чипенко рассказал в интервью о том, как перестроилась команда после ухода Россия, Russia, RU Акбара «SoNNeikO» Бутаева, как изменилась его роль, и как в коллективе приняли новичка Россия, Russia, RU Ильяса «Illias» Ганеева.


— Насколько серьезно вы относились к турниру в Сингапуре?

— Если объективно, то для нас это был первый турнир в обновленном составе. Поэтому в первую очередь это была практика на новом патче. Мы буткемпились без Ильяса, даже в живую его до турнира не видели. Поэтому мы ехали на LAN, чтобы поиграть вместе, познакомиться с новым игроком, понять, какие у нас есть проблемы и слабости, что можно улучшить перед грядущим мейджором.

Если говорить о квалификациях на мейджор, то они проходили в сырую. Патч вышел буквально за три дня – это все время, которое было у команд на освоение. Играть было достаточно сложно. Ты играл, и уже походу квалификаций что-то находил и добавлял. А здесь же плюс-минус сформировалась какая-то мета. Было интересно поиграть против сильных тир-1/2 команд, оценить свое видение силы и видение меты.

— В интервью после турнира W_Zayac отметил, что вы увидели свои проблемы в драфте. Какие слабости заметил ты, на которых вы планируете сосредоточиться?

— На самом деле, проблем было много. Мы сами себя на драфтах очень сильно загоняли в рамки. Серия против VP – очень хороший показатель, где проблемы начались еще с пиков. Я видел много негативных комментариев в свою сторону, но не все понимают, что я не полностью сам занимаюсь драфтом. Я отталкиваюсь от того, что просят ребята. Кто-то может посоветовать героя или сказать, что он уверен в своей идее. Мы вместе пришли к такому пику и объективно провалились в двух картах против VP. Зато сделали серьезные выводы по поводу того, как делать не стоит.

Из-за этой же проблемы мы проигрывали по ходу отборочных. Но когда несколько раз повторяешь одну и ту же ошибку, то понимаешь, что все – это был последний раз. Поэтому на грядущем мейджоре мы уже не намерены допускать такие же оплошности. Мы немного поменяем концепцию наших драфтов. Даже то, как происходит сам процесс пиков. 

К тому же, меняется мета. Сейчас возвращается мета 3-1-1. Долгое время мы ходили 2-1-2, где ты всегда брал сильные даблы на боковые линии, а сейчас от этого команды отходят. Даже в Сингапуре EG и Alliance, а за ними и другие команды, стартовали триплой. Это сильно влияет на мету. Чаще стали появляться более жадные керри-герои. Раньше их было намного меньше по простой причине: они слабые на линии. Сейчас триплой защищают фарм условному Морфу, PL, Сларку, той же Дровке или Террорблейду. Эти герои потом побеждают в доту.

Мы поняли, что мы слишком однотипно играли. Все знали, как мы хотим играть, заранее ждали от нас каких-то действий, даже на стадии драфта. Это пища для размышлений, которая позволит поменять и перестроить концепцию игры, чтобы лучше выступить на мейджоре.

— Многие комментаторы и аналитики говорили, что ваша проблема – это постоянная игра вторым номером. Это так?

— Комментаторы и зрители не полностью видят ситуацию. Но тут и для простого зрителя было очевидно, что из игры в игру мы играем вторым номером. И это точно не то, к чему мы будем стремиться в дальнейшем. Нам не понравилось так играть.

Да, было много таких показательных игр, где мы чуть ли не со старта игры мы начинаем играть со второй позиции. А сейчас дота такая, что ты не можешь проигрывать две из трех линий, ты потом просто не вытянешь. У нас такое случалось, потому что мы загоняли себя в рамки вместо того, чтобы контрпикать или отталкиваться от ситуации. Да, у нас был хороший лейт-потенциал, но это сложно реализовать, если у тебя такие проблемы на лайнинге.

Например, я не могу сказать, что в играх против LGD мы навязывали агрессию прямо со старта, но нам удалось реализовать наш план. Активно мы играли на отборочных на мейджор, но очень редко. На моей памяти это третья карта против Gambit, где мы просто стерли соперника драфтом с Урсой и Gyro в миду. Если честно, то я хотел бы, чтобы мы были командой, которая навязывает агрессию. И в этом плане у нас с ребятами видение совпадает. И мы будем к этому стремиться.

— Сложности на драфте – это следствие того, что вы новая команда, и у вас не было достаточно времени на отработку новых идей, или это вопрос понимания меты?

— Как оказалось, мету мы хорошо прочувствовали в самом начале. Многих героев, которых мы абузили на квалификациях, начали подхватывать другие команды, в том числе из других регионов. Та же стратегия через минус-армор с Венгой и SF. Ланая, у которой был бешеный винрейт даже в Сингапуре – 20 игр, 80% побед. Раньше мы были единственной командой, которая могла себе позволить пикать ее в первой стадии. Это показало, что мы однозначно хорошо прочувствовали мету.

Если говорить о подготовке, то после квалификаций у нас был совсем небольшой отдых, параллельно с которым мы играли отборы на WESG. На деле у нас осталось всего 3-4 дня для тренировок перед Сингапуром. Целью на турнире в том числе было поиграть чем-то новым.

Вроде бы в состав пришел всего один человек, но в команде многое кардинально поменялась и перестроилась. Это уже не те NAVI, которые были до изменений. И этой команде предстоит еще длинный путь становления. У нас поменялся капитан, нам нужно было  распределить эту зону ответственности внутри команды – и это уже очень сложный процесс. Могу сказать, что не сразу все получалось. Ближе к началу отборочных на мейджор у нас появилось более четкое распределение ролей, и игра стала складываться намного лучше.

Важно то, что каждый взял на себя какую-то часть ответственности. Сейчас Паша и Заяц делят обязанности внутри игры: Паша отвечает за общий план на игру, Заяц старается дополнять и координировать по игре, ведет команду. Я, как и раньше, продолжаю отвечать за драфты и в месте с Зайцем готовлюсь к соперникам. Но когда у вас столько времени был капитан, который один отвечал за все, вам понадобится время, чтобы выстроить командную игру. 

— А раньше W_Zayac вообще принимал участие в координации команды или драфтах?

— Раньше драфтили мы с Акбаром. Менялся только «главный»: я пикаю и он советует или наоборот. Но у Зайца были лидерские задатки. Это игрок, по которому с начала его пребывания в команде было видно, что он понимает, как он хочет играть. Он это доносил до команды, он мог объяснить, что именно ему нужно в конкретной игре для победы, что он собирается для этого делать. Команда всегда была готова к его действиям.А это невероятно важные вещи. Как раз за это сейчас отвечают Паша и Заяц – делают так, чтобы мы всегда двигались в заданном направлении, чтобы был план на игру.

Дота – это игра таймингов. В каждой игре ты отталкиваешься от конкретных событий, появления важных артефактов (например, ты хочешь подраться с условным BKB на кор-персонаже). Сейчас в Доте появились аванпосты, драки за которые ты продумываешь заранее. Множество мелких моментов. И очень важно заранее планировать командные действия.

— Как выбор пал на Ильяса? Кто привел его в команду?

— У нас была очень сложная ситуация: нужно найти замену Акбару. Я считаю, что равных ему по уровню игры на пятой позиции на момент поиска просто не было. Список кандидатов был огромный. Писали даже те ребята, которые играли в других командах немного ниже уровнем. Писали, просились на тесты. Даже чтобы составить список кандидатов, пришлось провести серьезный отбор. Мы остановились на 2-3 вариантах.

Основная идея состояла в том, что нам нужен игрок, который не так много успел поиграть на соревновательной сцене. Когда нам писали состоявшиеся игроки, мы этот вариант даже не рассматривали. Если ты за 3-4 года играешь на одном и том же уровне и не показываешь прогресса, то нам ты не подойдешь. Нам хотелось сделать ставку на новое лицо. И таких вариантов было мало.

Ильяса изначально предложил я. Из команды с ним раньше пересекался только Влад, а остальные отнеслись очень скептически. Скажу честно, я выбирал его не из-за топового ранга (это только один из факторов, который помог обратить на него внимания). Я изучил его Dotabuff, стал общаться с ребятами, с которыми он играл какие-то отборочные, и получил очень крутой фидбек. Мне очень понравилось, что я услышал. Потом с ним пообщался я, затем – наш менеджер Игорь. И было прям чувство, что этот парень нам подойдет.

Мы сыграли с Ильясом первые тесты, и он за 1-2 дня показал себя лучше других кандидатов. Причем на голову или на две. И это как раз то, в чем мы нуждались. Да, в первых играх он стеснялся, мало говорил, я старался ему подсказать, расшевелить и раскрыть его. Но увиденное после было очень крутым. Мы без каких-то долгих раздумий остановились на Ильясе. Я считаю, что это единственный человек из возможных кандидатов, который подошел нам идеально.

У ребят был скепсис по поводу его ранга. После изменения системы многие абузили рейтинг, переливали птсы. Такие примеры действительно были: человек внезапно получил высокий ранг, но играет не настолько круто. Однако Ильяса я замечал и раньше, его ник всплывал в обсуждениях, я видел его в пабах. 

Во всех играх он очень круто вардил, девардил, двигался по карте. Давал очень полезную информацию со своей позиции и отыгрывал на своих героях. А еще в нем есть важное качество для саппорта – хладнокровие. Он спокоен в любой игровой ситуации и показывал это из игры в игру. И это очень удивило, ведь парню всего 17 лет! Есть школьники, которые талантливы, но эмоции – их враг, они им мешают. А Ильяс в этом плане – полная противоположность. По общению казалось, что он старше своих лет. 

— Раньше в СНГ была «идея фикс» – команде нужен единоличный конкретный капитан, вокруг которого строится команда. Вы от нее отошли?

— Сама идея капитана – это важно. Но как оказалось, у нас в команде уже есть люди, которые могут выполнять эти обязанности. Тот же Пашок: в VP он привык исполнять роль игрока, и, может, даже не подозревал, что у него есть крутые лидерские качества.

Когда возник вопрос по поводу капитана, мы не увидели хороших вариантов замены. Мы понимали, что в данной ситуации нужно понять, может ли кто-то из своих взять эту ответственность на себя. Заяц проявил инициативу, а со временем подключился Пашок.

Еще когда я играл в Империи с Resolution и Silent, у нас не было одного конкретного лидера. Все строилось на 2-3 людях. Даже в самом начале пути VP командой рулили Ramzes и Solo. Только когда начали расходиться взгляды, появились проблемы. Так что так существовать без одного конкретного капитана реально.

Однако в команде однозначно должен быть и игровой, и внеигровой лидер, который задает вектор. Но это не обязательно должен же быть один человек. Даже в нашем составе в прошлом сезоне этот вектор задавал не один Соннейко, ему помогал я. Мы вместе пытались выстраивать общую картину.

Просто в некоторых командах на себя больше ответственности берет один человек. Тот же Puppey – вокруг него меняются игроки и составы, а он все еще на высоте и из года в год доказывает свою состоятельность.

Мы понимали, что вот таких подходящих капитанов нет, зато есть устоявшийся костяк команды. И даже если бы кандидат нашелся, то это чужой человек, который должен прийти в команду, начать ее перестраивать. Этот процесс намного сложнее. У нас же уже была идея того, как мы хотим двигаться дальше. Для этого нам нужен был просто игрок, который хорошо вольется в нашу команду. И Ильяс под эту роль подходил. При этом у него есть лидерские задатки на будущее, но это на далекую перспективу. 

Я заметил у молодых игроков, что они впитывают, как губка. Но Ильяс не просто круто играет, у него есть и свои мысли и хорошие идеи, которые он старается донести. Такие игроки – это пластилин, которому тебе нужно придать нужную форму, но у него крутые задатки.

— Изменилась ли твоя роль в команде с этими изменениями? Может, теперь ты занимаешься воспитанием нового игрока?

— Если в прошлом сезоне мы могли периодически меняться с Соннейко местами на драфтах, то сейчас это полностью моя зона ответственности. Помимо этого я отвечаю за тренировочный процесс, подготовку к соперникам и боевой настрой. И еще много других функций, которые я старался на себя брать.

Прошлый сезон был моим первым тренерским опытом. И я могу сказать, что со временем поэтапно я старался добавлять себе все больше и больше функций, чтобы помогать команде. И я продолжаю над этим работать.

Ильясу в команде помогают более опытные игроки. Например, я замечал, что Пашок старается его поддерживать и давать советы. Я жил с ним в Сингапуре и по возможности делился опытом. А еще у нас есть замечательный менеджер Игорь, который занимается воспитанием молодого. 

Ильяс молодец. У него хорошо получается, а дальше будет больше. Пока он очень спокойно и уверенно идет по этому пути.

— Можешь ли ты прошлый год назвать успешным? 

— Часть целей, которые я ставил перед собой и командой, я достиг. Я не могу сказать, что получилось все, но такое редко бывает. Наверное, только у OG есть ощущение, что у них все получилось.

Но даже тот путь, который мы прошли в прошлом сезоне – это уже неплохие результаты. Даже если на инте не получилось выступить круто, я не считаю, что это был полный провал. Мы круто отыграли в групповом этапе и показали себе, что мы можем. Неправильно загадывать, но никто не знает, что случилось бы дальше. Мы проиграли в bo1 сами себе. Поражение – это обидно, но само осознание того, что ты дал бой топовым командам, и понимание, что ты мог зайти дальше, дают тебе дополнительную мотивацию. И я понимаю, что  когда мы вернемся туда в следующем году, многие вещи будут кардинально отличаться. Даже n0tail не с первого раза выиграл TI. Самое главное – находить силы и мотивацию.

За год были и взлеты и падения. Даже взгляните на старт этого сезона. Новый состав, такой крутой на бумаге, а по факту – полный провал, изменения в составе, новый капитан и полная перестройка команды. Но год заканчивается на приятной ноте, потому что мы отобрались на второй мейджор.

В целом год был неплохим. Но я верю в то, что следующий будет намного лучше, и хочу приложить для этого максимум усилий.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: cyber.sports.ru