NS: «Сейчас трудно представить игроков или стримеров, которым по 40 лет»

Аналитик студии RuHub Россия, Russia, RU Ярослав «NS» Кузнецов вспомнил в интервью, какой была студия аналитики 5 лет назад, объяснил, почему он не стал тренером после завершения своей карьеры профессионального игрока, а также рассказал, почему он перестал делать видео и переключился на стримы.


— Уже 5 лет ты являешься, пожалуй, главным аналитиком в русскоязычном сегменте. У тебя никогда не возникало к себе вопроса: «Боже мой, чем я вообще занимаюсь?».

— Нет, я же всё-таки не только анализирую игры на трансляциях, а практически сразу по окончании карьеры начал делать много видео на Youtube, а в последнее время я сместил свой приоритет на личные стримы. Долгое время аналитика была больше хобби, чем работой. Не было такого, что я каждый лень просыпался и шел анализировать какие-то турниры. Порой месяц-другой подобной работы не было вообще. Просто так вышло, что я неплохо разбираюсь в механиках, потому что я — бывший профессионал, который что-то еще помнит и может. Получается, что я просто занимаюсь своим делом и востребован, потому что, как я понимаю, большинству людей более-менее заходит, что я делаю. Аналитика для меня не была именно постоянной работой.

— Ты вообще представляешь себя вне гейминга, или, когда люди здесь застревают, то пути назад уже нет?

— На данный момент уходить из гейминга нет никакого смысла. Я хочу делать здесь разные вещи, мне нравится большая часть того, чем я занимаюсь. Вряд ли есть человек, которому нравится всё и всегда, но я доволен своей работой. Конечно, всегда может что-то произойти: доту закроют, или она станет никому неинтересна, но на этот случай у меня нет никакого плана. Я не могу сказать, что стараюсь жить только сегодняшним днем, но далеко наперед я планов не строю. По моему опыту, всё устроено так, что если у тебя где-то не будет получаться, то жизнь обязательно представит тебе возможность, и нужно будет просто её не пропустить.

Но я уже 15 лет так или иначе занимаюсь геймингом, и было бы странно, если бы у меня были какие-то сопоставимые по значимости планы или увлечения. Например, если не буду работать в гейминге, то я завтра пойду менеджером в какую-нибудь фирму. Мы, конечно, думали с Dread открыть кальянную, не как какой-то бизнес, а просто некое дело. Но у нас ничего не вышло, и этот план пока не реализован.

— Ты считаешь, что через 10-15 лет ребята, вроде тебя, которым уже исполнится по 40-50 лет будут по-прежнему создавать контент по каким-то играм-преемницам Доты или даже оставаться игроками?

— Сейчас трудно представить игроков или стримеров, которым по 40 лет. В основном, это молодые ребята, потому что сам киберспорт еще достаточно молод. По моему мнению, настоящий большой киберспорт, о котором говорят серьезно, а не как об игрушках в песочнице, берет своё начало на первом The International. Именно тогда пришла Valve и сказала: «Здесь можно выиграть миллион долларов, и вообще тут серьезные деньги и большие охваты».

Тем, кто начинал тогда, сейчас примерно по 30 лет. Соответственно, еще через 10 лет, им будет по 40. Уверен, что некоторые из них даже продолжат играть, а другие будут заниматься стримингом, тренерством, аналитикой и другими подобными делами. В обычном спорте всем, кроме самой работы спортсмена, могут заниматься люди любых возрастов. Более того, возрастные люди зачастую больше ценятся, потому что у них есть опыт и знания.

В киберспорте же физиология решает намного меньше, поэтому, через какое-то время, я думаю, у нас будут игроки даже более возрастные, чем в большом спорте. Так что я не удивлюсь, если через 10 лет я снова буду пытаться вернуть себе 6к рейтинга.

— Но давай всё-таки вернемся на 5 лет назад. Ты хорошо помнишь, что тогда представляла собой студия аналитики, и как она вообще собралась?

— В студию аналитики меня и Smile звали месяца за 3 да начала The International 4 или вроде того. Тогда всю команду освещения полностью собирал v1lat. Мы ему сказали: «Мы сейчас будем играть квалификацию, но мы её ни за что не выиграем, потому мы согласны». Но мы каким-то образом её прошли. Пожилые гении были, что тут сказать. Причем могли пройти даже не в Wild Card, а напрямую, потому что мы вели 2:0 у mousesports, но проиграли 2:3.

Мы приехали на TI, сыграли одну серию, проиграли корейцам. Они были не так уж плохи, но, скорее, это мы были просто хуже. В итоге, пошли обратно к Виталию и говорим: «Ну что, план почти сработал, пропустили всего одну игру». Так и началась аналитика.

— Ты не согласен с тем, что тогда было «круто и лампово», а вот сейчас «уже не то»?

— Да какая ламповость? Мы сидели за школьной партой вчетвертом с PEREVODCHIK-ом, гремели стульями, не было ни гримера, ни оператора. Выглядело это, как будто ты залез в подвал с пацанами и поставил вебку. Это никак не связано с мировым ивентом на миллионы долларов. Так можно делать, если у тебя неофициальный гаражный стрим. Вот если меня не позовут на The International, то я запущу свой стрим, позову Дреда и будем мы там... хотеть ослов.

На официальной же трансляции это непозволительно, но в то время не было никакого контроля, никаких правил или установок. Мы просто садились за стол и несли, что угодно. Уже на следующем The International такого не было.

— Существует мнение, и не только моё, что аналитика на TI5 была самой крутой, потому что не было конфликта студий, все были друзьями и единомышленниками. Сейчас это мешает работе на TI?

— Не может быть такого, чтобы все друг с другом дружат. Естественно бывает, что кто-то с кем-то не общается, но это никак не связано со студиями или чем-то подобным.

— Поначалу на многие турниры русскоязычную студию аналитики привозили на место проведения. Сейчас вы почти всегда работаете из студии. Разница ощутима?

— Разница очень большая. Формат работы сам по себе не отличается, но на месте ты можешь почерпнуть для себя какие-то вещи, перекинуться парочкой слов с игроками, что-то услышать или увидеть, и даже трибуны на тебя влияют. Ты находишься на ивенте и можешь подзарядиться энергетикой зала, а из студии все это чувствуется не так хорошо. Хорошие игры могут придать тебе определенную мотивацию, но на месте проведения этой мотивации будет всегда больше, поэтому по возможности все стараются доехать до турнира. Сейчас это происходит всё реже и реже, потому что зачастую организаторы даже не предоставляют теоретической возможности для сетапа, потому и приходится, в основном, работать из студии.

— Получается, когда вас позвали в Париж, ты кайфовал?

— Не скажу, чтобы прямо кайфовал. Я очень люблю Диснейленд и был там раза 4. Там очень круто, но сам турнир, не в обиду организаторам, получился не самым лучшим. Он проходил в шатре: небольшие трибуны, мало людей, и праздника я там не смог ощутить. Я ходил, смотрел на это всё и чувствовал, что угодил куда-то в прошлое. Но даже в таком случае куда интереснее находиться на ивенте, а не в студии.

— Сколько раз ты получал предложения тренерской работы после окончания карьеры?

— Примерно ноль. Может быть, только в самом начале... Для того, чтобы тебе предлагали, нужно объявить, что ты хочешь этим заниматься, а я так не делал. Я закончил карьеру игрока не потому, что у меня ничего не получалось — что-то иногда получалось, но мне надоело нервничать. Я проигрывал очередной матч, и после этого у меня иногда тильт доходил до микродепрессии, настолько плохо я переносил поражения. А их становилось всё больше и больше. Я банально хотел поберечь здоровье, а тренерская работа — это ровно то же самое, только теперь ты еще и не играешь, а смотришь. Возможно, это еще хуже в плане стресса, потому что ты ни на что не можешь повлиять в процессе самой игры. Тренер — это шестой игрок команды, а быть игроком я уже не хотел.

— А, например, быть именно кастером на постоянной основе, а не аналитиком, не хотелось?

— Мне вполне комфортно на слоте кастера. Другой вопрос, у меня не так много практики в этом вопросе, и это иногда может быть неудобно. Например, тебя всегда могут поставить комментировать с человеком, с которым вы не чувствуете синергии и начинаете друг друга перебивать. Мне нравится комментировать, потому что аналитика — это нередко «вода». Она и была придумана, чтобы забить эфир иногда на 5 минут — тогда конкретики больше — а иногда и на 35, и выдавить из себя контента на столько времени зачастую невозможно. Только сейчас, когда вышел новый патч, говорить можно очень много.

Когда патчу уже полгода, и на всех турнирах играют одинаковые команды, то ты после каждой игры говоришь одни и те же слова. Например: «Взяли Алхимика, у него стаки не забрали, он нафармил и победил». А потом тебе еще 30 минут надо что-то говорить, и ты просто льешь и льешь эту воду. Комментирование — работа более конкретная. У тебя идет матч, в котором есть определенные события, и нет никакой «воды». В какой-то степени это мне нравится даже больше, и я никогда не против покастить, когда дают такую возможность. Жаль, редко дают.

Комментаторов достаточно много, и они все какие-то нежные, не хотят идти в аналитику, потому что люди якобы будут недовольны. Хотя, на мой взгляд, если ты умеешь разговаривать, и у тебя есть мысли в голове, то ты можешь прийти и просто начать их рассказывать. Получается, что они сидят, комментируют и не позволяют сесть на свой слот. Исключения здесь только Lex и Maelstorm, да и тот работает как ведущий.

— Еще один альтернативный вариант деятельности: видео. Почему ты практически перестал их делать?

— Есть несколько причин. Первая: я немного сбился с ритма. Был момент, когда я выпускал видео каждые 3-4 дня, потом немного реже, а потом ты берешь и месяц ничего не выпускаешь. И тебе сразу так комфортно, и ничего, вроде, не изменилось. Будем честны, практически любой человек в какой-то степени ленится и хочет делать поменьше всего.

Но не это главное. Одна из причин: я уже исчерпал все темы, а я очень не люблю повторяться. Есть очень много Youtube-каналов, не только по Доте, которые ты смотришь и в какой-то момент понимаешь, что видел то же самое год назад, только другими словами. Я, кстати, по этой причине многие Yotube-каналы перестаю смотреть.

Я записал видео про все механики, про все фишки. В какой-то момент мне стало сложно придумывать, про что вообще делать видео, я переключился на стримы и обнаружил интересную вещь. Хороший стрим, конечно, должен быть подготовлен, но если ты фулл тайм стример, то ты просто включаешь каждый день стрим и играешь в Доту или в другие игры. На выходе мы имеем нативный контент из разряда «что получилось, то и получилось», и обычно людям это заходит. Это проще и, как ни парадоксально, приносит куда больше выгоды.

Раньше я придумывал тему для видео, лазил по интернету, находил какие-то вещи по этой теме, смотрел другие видео, что-то изучал и проверял. Затем я писал текст, начинал записывать его, снимал под это дело геймплей и так далее. И вот я выпускаю видео, которое я делал 2 дня и его смотрит, примерно, 500 тысяч людей, хотя в одно время бывало и больше. С другой стороны, я просто 5 часов на стриме играю в Доту с друзьями и всячески веселюсь, и за это получаю банально больше денег, чем за ту работу в 2 дня. Это и есть вторая причина.

Я не говорю, что я поступаю правильно. В конце концов, все привыкли, что я делаю видео, и я все планирую к этому вернуться, но, как и многие, я пошел по пути наименьшего сопротивления. Кстати, во многом поэтому на Youtube контента всё меньше, а стримеров всё больше.

— По поводу пути наименьшего сопротивления. Недавно... были высказаны претензии, что тебя не интересовал гранд-финал первого мейджора — в это время ты стримил что-то другое. Понятно, что у тебя есть личное время, но не значит ли это, что тебе уже не так интересна Дота?

— А зачем его смотреть, если через 2 дня выходит патч, и все это понимали. На этом турнире не было топ-4 TI и Virtus.Pro, а потом появилось обновление, которое полностью перевернуло Доту. И что я должен был увидеть в том финале? Единственное, я хотел посмотреть реплеи этого матча на стриме, но они просто не были доступны — это мне не понравилось.

— Значит всё-таки страсть к Доте не пропала?

— Страсть есть всегда!


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: prodota.ru