Ceb: «В прошлом году мы думали, что было бы здорово победить на TI. Теперь мы просто обязаны это сделать!»
Не скучает ли Sébastien "Ceb" Debs по тем временам, когда он был тренером? Какие отношения сложились у француза с Virtus.pro и Алексеем «Solo» Березиным после недавнего скандала? Как поднимать MMR на хайрдлейне? Ответы на эти и другие вопросы читайте в этом интервью!
— Вспомним групповую стадию. Вы узнаете, что n0tail не сможет играть. Каковы были ваши мысли, когда вы решили заменить его на тренера?
— Когда Йохан заболел, мы не думали, что это что-то серьезное. Ожидалось, что он поправится через день-два, но что-то пошло не так. Были мысли попросить кого-нибудь поиграть с нами онлайн, но это запрещено. Нам сказали, что если хотите использовать замену — привозите её в Москву. Но, как ты знаешь, все игроки сейчас или здесь, на Мажоре, или же тренируются перед TI квалификациями на буткемпах. Поэтому мы сказали, мол хорошо, используем тренера.
— А так как вы с ним хорошо знакомы, то это был хороший вариант.
— Да-да.
— Кстати, что случилось с Нотейлом, чем он заболел?
— Это была желудочная инфекция. На протяжении семи дней мы даже не знали, что с ним. К сожалению, это такая противная штука, которой требуется время, чтобы пройти.
— Что ты можешь сказать о… Слушай, вот хоть убей, не понимаю, как же правильно произносить имя вашего тренера! Сошка?
— Нет, Сокшка!
— Сокшка. Итак, что ты можешь сказать о его стиле игры, сильно ли он отличается от плейстайла Йохана?
— Конечно, он играет иначе, нежели n0tail. Но он выложился на полную и я был весьма поражён его спокойствием. Он совершенно не тильтует, не стрессует. Это при том что он давно не играл в Доту на таком уровне и совершенно не был готов. Вот представь, я бы сказал тебе пойти и сыграть за нас прямо сейчас, это то же самое. И он не переживал, не отказывался, а просто согласился.
Сперва у него была адаптация, но в групповой стадии он очень впечатлил меня в серии против Team Secret.
— А до этого долгое время он совершенно не играл в Доту или же катал паблики, ранкед?
— Нет, он играл, но ты же понимаешь, что это два совершенно разных уровня: паблики и соревновательная Дота, особенно против таких команд как Team Secret.
— Получение прямого инвайта на The International было основной целью этого турнира?
— Если честно, то нет. Мы просто хотели максимально выложиться на этом турнире и хорошо провести время. Наличие инвайта было не так важно, так как мы знали, что в любом случае сможем пройти через квалификации.
Я знал, что если мы сможем показать всё, на что способны, то по праву сможем считаться одной из лучших команд этого турнира. К сожалению, мы не смогли подтвердить это.
— А могут ли OG выиграть The International ещё раз?
— Да, конечно!
— Раз уж мы заговорили о TI, расскажи, о чем мечтает победитель этого турнира?
— Выигрывать снова и снова. Если в прошлом году мы думали, что победить было бы здорово, то теперь мы просто обязаны это сделать!
Обсудив EPICENTER, я решила отойти от темы турнира, которую, уверена, поднимали в беседах с Себом не раз, и узнать побольше о его детстве. Как же он пришёл к играм и киберспорту в целом?
— Я не так много играл в игры, но у меня был друг, который поигрывал в Доту. Нам лет 15-16 было. Да, до этого я никогда в неё не играл. Помню, как после школы заваливались к нему и играли. По большей части мы делали так, когда больше не было чем заняться. Я очень старался и казалось, что у меня получается лучше, нежели у него. Я играл, играл, играл и в итоге он смог остановиться, а вот я — нет.
Я довольно много раз переезжал, поэтому потерял контакты с ним, мы перестали общаться. Но! Когда я выиграл The International, он внезапно написал мне что-то вроде: “Какого чёрта? Не могу поверить, что это ты! Не могу поверить, что ты так далеко зашёл!”.
— А кто был твоим первым героем? Ещё в первой Доте.
— Джаггернаут. Но это было так плохо… Даже не помню, почему именно он мне так приглянулся. Я вообще ничего не понимал и взял наобум. Ни черта не понимал в предметах, просто кликал. Даже помню, что бегал исключительно с рецептами. (Все мы там были, Себ, все!)
Бегал под вышки, умирал от крипов. Моя команда умоляла меня остановиться и перестать умирать. Я нашёл лучшее решение этой проблемы — стал глубоко-глубоко в лесу среди деревьев и простоял так всю игру.
Игра закончилась и я был очень доволен собой, считая, что отыграл хорошо. Я же не умер и выполнил просьбу тиммейтов. Это была не игра, а катастрофа, самая настоящая.
— Скучаешь по первой Доте?
— Да нет, не особо. Единственное, по чему я скучаю в первой Доте, так это по скиллу. Это была намного более сложная игра. В нынешней Доте стараются сделать каждого героя проще, доступнее. Порог вхождения в игру намного ниже. Да, для игры это хорошо, но в контексте соревнования… Раньше расстояние между плохим игроком и хорошим было намного больше.
— А может ли первая Дота когда-нибудь сыграть на ностальгии и ворваться в ряды киберспортивных дисциплин?
— Нет, всё же киберспорт — это что-то большее. Первой Доте там нет места. И графика не дотягивает, и игровая механика не та. Может по ней и возродят какие-то турниры, но в большой киберспорт она не ворвётся.
— Раз уж мы заговорили о киберспортивных дисциплинах, то что думаешь о баттл-роялях вроде PUBG и Fortnite? Их можно считать киберспортом?
— Если честно, я в них особо не разбираюсь. Не моя область деятельности. Я в них даже не играл. В целом, ни во что кроме Доты не играл!
Для меня они кажутся чересчур казуальными и там, если сравнивать с Дотой, довольно тяжело быть сфокусированным.
Киберспортом это считать можно, благодаря организации турниров и активной поддержке, но в остальном… Не знаю, наверное, стоит поиграть, чтобы составить более чёткое мнение.
— Давай всё же вернёмся к теме детства и вопросу, который сам собой напрашивался. Как родители относились к твоему увлечению?
— Изначально было действительно сложно. Они не поддерживали меня. Даже можно сказать, сражались со мной. Частенько приходилось слышать классические фразы вроде “сосредоточься на учёбе!”.
Сейчас, само собой, всё стало проще. Родители посещали мои игры и, кажется, радовались победе OG на The International больше меня. В тот момент изменилась не только моя жизнь, но и их. Уверен, они навсегда запомнят тот момент, те эмоции и ту победу и считаю, что именно TI изменил их мнение, по поводу моего увлечения, навсегда.
У меня также есть младшая сестра и брат. Они бесконечно поддерживают меня, увлекаются игровой индустрией, но особо сильно не играют. Смотрят каждую игру, болеют, переживают. Даже друзей собирают иногда, чтобы посмотреть матч. Забавно, кто-то ходит с друзьями на футбольные матчи, а мои родственники собираются посмотреть Доту.
— Не скучаешь ли ты по тем временам, когда был тренером, или позиция игрока тебя полностью устраивает?
— Да-а-а, ты права, там намного спокойнее. Но это две совершенно разные позиции. Когда ты игрок, то это более захватывающе и более напряжённо. Но этот путь намного сложнее.
Иногда я скучаю по тренерским временам, жизнь тогда была более сбалансированная, но тогда было немного скучнее. Понимаешь, если бы я был тренером, я бы хотел быть игроком. Был бы игроком, хотел бы быть тренером.
— Ну это как у девушек, блондинка хочет быть брюнеткой, брюнетка блондинкой, а рыжая одновременно мечется между тем и тем.
— Вот-вот, отличный пример.
— Многие люди, кстати, вообще считают, что тренер — это не особо важная часть команды. Почему?
— О, я считаю, что они серьёзно заблуждаются. Вероятнее всего это от того, что они не играли в профессиональных командах. Хороший тренер помогает разобрать свои ошибки со стороны с холодной головой, в то время как ты сам можешь упустить какую-то мелочь из виду. А затем окажется, что это была вовсе и не мелочь.
Так что тренер — это важная часть команды.
— Опиши идеального тренера. Что профессиональный коуч должен делать для команды?
— Я считаю, что каждый тренер уникален. Но если в общем, то он должен понимать, что происходит. Как я уже говорил, когда ты играешь, то легко что-то не заметить. Ты очень сфокусирован и не порой не понимаешь не только игру, но и себя. Иногда полезно взять отпуск и подумать, что здесь я не прав, здесь делаю не так… Но это тяжело. Поэтому в команде есть тренер, который всегда придёт тебе на помощь и поможет со всем этим: с понимаем себя, команды, игровой механики, своих сильных и слабых сторон.
— Что-то вроде штатного психолога, только еще и играющего.
— Ага. По крайней мере, на сегодняшний день. Кто знает, возможно однажды что-то изменится и это будут два разных человека, но пока так. Основная роль тренера — помочь понять, чем ты хорош в Доте и как это работает в команде. В OG с этим всё в порядке.
— Не так давно Lil выложил видео, где перечислил причины, по которым он бы не советовал становиться киберспортсменом. Что было наиболее тяжёлым для тебя в становлении киберспортсменом?
— Наиболее сложная и важная причина — это полное отсутствие времени, которое ты можешь выделить своим друзьям, семье, девушке. Ты всегда в пути, всегда в дороге, всегда двигаешься. Держать баланс очень тяжело.
Да, когда ты выигрываешь, ты забываешь об этом. Но проблема никуда не уходит, она лишь прячется на время, чтобы неожиданно выскочить вновь.
Также довольно тяжёлым кажется взаимодействие с обществом. Люди хотят видеть тебя на сцене, в арене, хотят взять твой автограф. Никого особо не волнует твоё состояние. Раньше было сложнее, не спорю. Но это всё ещё есть, поэтому вот ещё одна тяжёлая часть нашей профессии.
— Как же находить время на близких с таким графиком?
— Действительно трудно. Вроде бы ты нашёл время, но сфокусироваться на людях довольно сложно. Всё время ты проводишь в перелётах, отелях. И вот, ты оказываешься дома, в кругу близких и дорогих тебе людей, но. Всё что ты хочешь — это просто отдохнуть. Поспать. Отдохнуть.
Ты попросту недоступен на все сто процентов для людей, которые так долго и упорно тебя ждали. Ты, само собой, тянешься к ним, но не можешь. Потому что после отдыха нужно отправляться в новое путешествие и участвовать в новых состязаниях.
— Невозможно обойти стороной тот вопрос, о котором тебя спрашивали практически все журналисты. Расскажи о разговоре с Valve. Действительно ли всё было так серьёзно или же это просто игра на публику, дабы успокоить гневное коммьюнити?
— Это было более чем серьёзно. Мы действительно работали над правилами для игроков. Это довольно деликатная тема, поэтому ей уделили внимание как Valve, так и те же VP, чтобы и далее стараться сделать наше коммьюнити более дружелюбным. Пока всё это находится в разработке и я не могу сказать ничего конкретного, но от себя замечу, что всем стоит быть более терпеливыми.
— А с Solo общался на этом турнире? Никто тебя на сувениры не разорвал?
— Да, общался, всё отлично. У меня хорошие отношения с VP.
— Расскажи, как ты сохраняешь такую хорошую игровую форму? Постоянно находиться в топах не так просто.
— Практика! Техника плюс практика творят чудеса. Даже не устаю особо. Максимум пять процентов времени подумаю об утомлении, но что поделать, работа такая. На многих работах ты около 50 процентов времени думаешь, как же ты устал. Но наша работа — Дота, и большую часть времени ты рад заниматься этим.
— Ну и напоследок о наболевшем. Я тоже играю в хардлейне и давненько хотела спросить, как же поднимать ММР на этой позиции?
— Я бы предложил поиграть тебе на Бэтрайдере, если ты будешь на нём практиковаться. Ты скорее всего выиграешь линию и доставишь достаточно неприятностей оппонентам. В пабликах люди играют разрозненно, поэтому ганг раз, ганг два, вот и выиграна игра. Один начнёт флеймить другого, другой третьего, четвёртый их замутит, а пятый перехочет играть. Твоя команда воспользуется этим преимуществом и вуаля!
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник фото: http://media.epicenter.gg
Источник: vk.com
Комментарии