Роман Дворянкин: «Пусть лучше давление будет на меня, чем оно будет на игроков»
Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин рассказал в интервью о развитии киберспорта, своем отношении к критике болельщиков, требованиях игроков и многом другом. Дворянкин также назвал свое главное достижение и главную ошибку на позиции генменеджера клуба.
— Вы часто становитесь объектом критики болельщиков в интернете, причем критики порой злой и жестокой. Как вы сами к этому относитесь?
— Я к этому отношусь в общем и целом совершенно нормально. Это обычная часть работы. По этому поводу больше всего переживают мои родители и жена, потому что когда они заходят почитать комментарии, какой я бесполезный и ужасный человек, они расстраиваются. Я к этому отношусь нормально, где-то эта критика бывает оправданной, когда действительно бывают какие-то недоработки, где-то эта критика связана с тем, что люди не всегда понимают процесс, что на самом деле происходит в какой-то ситуации.
Пусть лучше давление будет на меня, чем оно будет на игроков. Например, перед прошлым The International я проиграл нашему тренеру спор. По условиям проигравшему надо было покрасить волосы на неделю в ярко-розовый цвет. И я ходил неделю с розовыми волосами. Это была временная краска, я ее каждый вечер смывал и утром наносил обратно, иначе это было бы совсем надолго. И как бы понятно, что было много шуток на эту тему, которые чуть-чуть сняли напряжение с ребят на групповом этапе. Если так можно сделать еще раз, то я сделаю.
— В декабре 2016 года вы давали интервью Павлу Занозину, в котором сказали, что киберспорту нужно 2-3 года, чтобы выйти на уровень традиционного спорта. Как считаете, киберспорту уже удалось это сделать?
— У ответа на этот вопрос есть две части. Первая зависит от того, с чем мы сравниваем. Когда мы говорим о традиционном спорте, то мы имеем в виду в первую очередь топовые виды спорта, такие как футбол, хоккей и баскетбол. Очевидно, что по показателям аудитории, если сравнивать с этими видами спорта, то этого паритета нет.
Я уже не раз говорил в личных выступлениях, что не согласен с апокалиптическими прогнозами, что через 5-10 лет киберспорт убьет топовые виды спорта. Нет, мне кажется этого не произойдет, но киберспорт безусловно займет свое место в десятке ключевых видов, и с такими условными видами, как волейбол, баскетбол (если мы говорим про Россию), киберспорт уже находится на одном уровне.
Если смотреть на то, какую аудиторию собирает чемпионат России по волейболу, то киберспорт собирает больше. Глупо будет говорить, что киберспорт сопоставим с матчами КХЛ или РПЛ, ровно потому что их больше, они регулярнее, есть стадионы — посмотрите на работу, которую делают СКА, Зенит, Спартак, это очень круто и здорово. Но, опять же, за те два — два с половиной года, что прошли, есть множество примеров. Появилась Overwatch League, которая задала очень высокий уровень продакшена, появилась серия турниров BLAST по Counter-Strike, они делают очень крутой концепт. Возьмем Эпицентр, который уверенно занимает свою нишу ведущего киберспортивного турнира в России, СНГ и Восточной Европе.
Стало гораздо больше всего. Когда мы говорили, что есть Эпицентр по CS:GO и Dota 2 и больше ничего, то сейчас посмотрим на Maincast. Тот высокий уровень, который показал Maincast, когда они отправили на турнир корреспондента, были прямые включения — этого всего вообще не было несколько лет назад. Сейчас это же делает и RuHub. Появился Weplay с этими трешовыми в хорошем смысле слова эфирами. То есть рост идет, как вширь, так и вглубь. Поэтому я не думаю, что этот прогноз однозначно не сбылся — киберспорт продолжает занимать свое уверенное место в индустрии развлечений.
— После критики Ярослава Кузнецова на турнире в Китае вы написали пост, где привели в пример сборную Канады по хоккею и резюмировали тем, что подобными «играми не теряете фанбазу, а наоборот повышаете градус соперничества». Спустя несколько недель после этого момента, вы все еще считаете, что это была «удачная» история, с точки зрения отношения фанатов?
— Эта история очень хорошо характеризует, насколько сильно аналитики могут влиять на мнение людей. Моя работа встать на защиту команды — и я встал. А оказалось, что за этим стояла совершенно понятная история, и после этого я даже немножко выглядел идиотом, потому что потом сам написал, что мы не убивали медведя не потому, что хотели порофлить, а потому что у нас такая тактика. Написал я это, доверившись мнению аналитиков, а оказалось, что у этого мува было конкретное тактическое обоснование, о чем потом и рассказал Noone. Мы всегда открыты к вопросам. Главная проблема в том, что, к сожалению, аналитики очень редко приходят и что-то спрашивают. То есть, не было такого, чтобы они написали: а почему, ребят, вы сделали так? Хотя у них есть эта возможность. Это печально, но, надеюсь, мы сможем это поправить. В последнее время у нас гораздо лучше стала строиться коммуникация с RuHub.
— Вы говорили, что не были заядлым геймером и за киберспортом следили лишь с профессиональной точки зрения. Смогли ли игры вас «захватить» за это время? И если да, то чему вы отдаете предпочтения, как часто (и как успешно) играете сами?
— Я, в общем-то, довольно увлекающийся человек, поэтому я трезво отдаю себе отчет: если я начну играть в Dota 2 или CS:GO, это съест слишком много моего времени. Я не уверен, что я готов так рисковать. Я безусловно стал потреблять довольно много киберспортивного контента: я смотрю абсолютно все топовые матчи — например, мейджоры по CS:GO. Я это делаю не из-за Virtus.pro, а потому что мне действительно нравится смотреть Counter-Strike, мне нравится эта игра. Если говорить про Dota 2, то я смотрю только матчи Virtus.pro, или, скажем, какие-то знаковые матчи. Я естественно смотрел финал минора, где играли NAVI, поэтому я могу сказать, что ничего кардинального не изменилось, за исключением того, что я стал потреблять киберспортивный контент именно как зритель.
Я глубоко вовлечен в новостной поток, это, в принципе, часть работы, и мне это интересно. Я работал в хоккейном «Спартаке». Я не болел за «Спартак» и не болею. Я когда приходил в киберспорт, то были разговоры, что в киберспорт приходят люди, которые не разбираются в нем. Но, условно говоря, гораздо проще научить журналиста писать про киберспорт, чем человека, который разбирается в киберспорте, научить грамотно писать по-русски. Работа менеджера никак не зависит от спортивных результатов команды. Его задача сделать так, чтобы ребятам было хорошо, удобно и комфортно тренироваться. Так, собственно, отчасти и у меня. Моя задача создавать ребятам условия, а потом спрашивать с них результат.
— Придет ли когда-нибудь киберспорт к тому, к чему пришел тот же хоккей — к обнародованию зарплат игроков? Нужно ли это самому киберспорту?
— На самом деле зарплаты обнародуются только во франшизных американских лигах. Это происходит там, где все довольно прозрачно. Мы думаем, что мы знаем зарплату Криштиану Роналду или Месси, но это же неофициальная информация. Если условно в НХЛ платежную ведомость клубы официально раскрывают через лигу, то информация о том, что Салах получает 150 тыс. фунтов в неделю, приходит из газет и сайтов, и игрок ее никак не комментирует. Это оценочный момент. Я абсолютно уверен, что к этому же может прийти Overwatch League и через какое-то время зарплаты игроков будут обнародоваться. Что касается нас, то мы здесь, в отличие от многих видов спорта, открыто говорим, что некоторое время назад зарплата игроков Virtus.pro составляла порядка $10 тыс. в месяц. Сейчас эта сумма чуть побольше.
— После The International 2018 вы сказали, что это был лучший сезон для VP, но тут же заметили, что не показали своей лучшей игры на главном турнире сезона. Что пошло не так? Почему на протяжении всего года команда рвала и метала, а на Чемпионате Мира не смогла показать той игры, с которой можно было претендовать на призы?
— Вновь хороший вопрос, правильный и больной, к сожалению. Во-первых, это объективно был лучший сезон, а не мои притянутые за уши истории — это было объективно так с точки зрения количества призовых и количества титулов. Да, мы безусловно повторили результат 2017 и 2015 годов с точки зрения «Инта». Сам же сезон был гораздо успешней. Если касаться непосредственно The International, то мы уже об этом говорили. Команда с методической точки зрения ошиблась в подходе к новому патчу, который вышел перед «Интом». Патч, который вышел после сезона, поменял игру сильнее, чем те патчи, которые выходили в течение сезона. Собственно, он и застолбил эту мету 2-1-2, когда он убрал окончательно роумеров, а Роджер очень силен в этой роли. И мы при разборе этой меты пошли не в ту сторону, и это стало понятно еще на групповой стадии, когда мы увидели, чем играют другие команды — мы поняли, что мы в мету не попадаем. Все равно индивидуальный уровень команды позволил дойти до 5-6 места. Я напомню, что игры с «ПСЖ» в верхней сетке были не безнадежны — но мы получили то, что получили. Я не хочу сказать, что ребята перегорели, потому что выигрывали все и потом устали. Нет, они хорошо отдохнули, очень продуктивно потренировались перед The International. В этом плане я абсолютно спокоен, у них были все необходимые условия.
Когда стало известно, что мы поедем на «Инт», мы быстро договорились с Team Secret и Team Liquid, что мы будем тренироваться в Канаде. Собственно, из-за этого все команды поехали туда, даже «ПСЖ» поехали в Канаду, хотя китайцы никогда не тренируются с западными коллективами. Ребята очень много играли, но была ошибка, связанная с пониманием меты, и чтобы такого не повторилось, мы изменили подход к тактической подготовке к игре. У нас новый тренер, у нас новый капитан. Рамзес после «Инта» взял на себя капитанские обязанности, поэтому будем пробовать.
— Давайте поговорим о требованиях игроков.
— Как я уже сказал до этого, моя работа — создать условия, когда я могу прийти к команде и сказать: ребята, вы получили все что хотели с точки зрения условий. Моя задача иметь моральное право спрашивать с команды за результат. Приведу пример: у команды появилось требование, чтобы на буткемпе они спали по одному человеку. Это очень разумное требование, исходя из того, сколько времени они проводят вместе. Им нужно отдыхать друг от друга. Если начал лагать комп, моя задача сделать так, чтобы комп заменили. По большому счету что у меня, что у остальных менеджеров состава сервисная работа. Они должны приходить к нам и говорить — для достижения результата нам нужно то и то. Наша задача все это им обеспечить.
— А если какие-то откровенно дикие требования, что вы скажете на это?
— Такие прецеденты безусловно бывали, но у нас очень хорошие рабочие отношения в этом плане. Мы очень хорошо слышим друг друга.
— А если вам попадается какой-нибудь условный Балотелли, который может потеряться на несколько часов? Как с ним коммуникацию выстраивать? Есть ли та грань, после которой вы говорите: парень, ты классный игрок, но прости?
— В традиционном спорте такие проблемы решаются проще, потому что у тебя на поле выходит 11 футболистов, а в составе 25. Если у тебя есть условный Марио Балотелли, у которого настал кризис, сажаешь его на лавку и выпускаешь кого-то из молодых нападающих, которым есть что доказывать. А он может посидеть на лавке и подумать о своем. В киберспорте такого еще нет, но, думаю, что в обозримом будущем будет. У нас были прецеденты, когда игроки в разных дисциплинах могли где-то загулять, приехать в отель поздно вечером перед игрой. Со всеми этими проблемами мы сталкиваемся. Но, как правило, доносим до игроков свои правила и решаем вопрос. Были примеры, когда разговоры не помогали, и мы расставились с кем-то из ребят.
— Если бы не было VP, то СНГ был бы самым слабым регионом в Dota 2? Согласны, что за несколько лет уровень СНГ-команд резко упал?
— Я так не думаю. Понятно, что есть соблазн так сказать, глядя только на результаты, но нужно понимать, что игроки Virtus.pro не растворились бы в вакууме, они бы 100 процентов играли бы в каких-нибудь других командах, и мне кажется, что уровень региона — это комбинация факторов. Это уровень игроков, это уровень коллективов, это уровень менеджмента. Безусловно, у СНГ есть свои проблемы. Пример тех же Gambit показывает, что можно подписать стак, сделав точечные усиления, подписав перспективных ребят с хорошим сильным капитаном. У них интересные идеи, и я абсолютно уверен, что игроков внутри СНГ хватит еще на 1-2 сильных команды, помимо нас и Gambit. Есть проблемы с тем, как все это создать и собрать, но я не думаю, что СНГ без VP был бы слабым регионом.
— Киберспорт в России признали официальным видом спорта, этот факт послужил мощным толчком для развития. А что должно произойти, чтобы киберспорт получил новый толчок? Могут ли этому послужить Олимпийские игры?
— Многие, может быть, недооценивают важность того фактора, что киберспорт в России признали официальным видом спорта. Но на таком базовом уровне, начиная от школы, ВУЗов, это дало огромный толчок. Ты приходишь к ректору и говоришь: слушайте, мы хотим здесь сделать турнир по Dota 2. Для ректора это было непонятно что. А сейчас это формально спортивное мероприятие. В этом плане легче общаться с администрациями городов и поселков. Приходишь в мэрию небольшого городка и говоришь: ребят, дайте нам местный ДК, дайте мы поиграем. Мэру города проще принять это решение. Что касается Олимпиады, то здесь двоякая история. Дело в том, что Олимпийские игры планируются на несколько циклов вперед. Сделаем, например, League of Legends олимпийским видом спорта. Где гарантия, что к 2026 году League of Legends еще будет существовать? Если мы говорим про симуляторы — футбол, UFC, хоккей и так далее, тут все понятно, в случае классического киберспорта мы уверены, что эти игры будут существовать.
Другой пример: раньше для успеха музыканта нужен был лейбл. Потому что лейбл может дать тебе ротацию. Все мы знаем, что происходит сейчас со стриминговыми сервисами, с VK, YouTube и так далее. Киберспорт в этом плане очень сильно похож. Тебе не нужен посредник в лице глобального спортивного мероприятия, чтобы собирать огромную аудиторию. Ты и так ее собираешь. Но есть ли место киберспорту в Олимпиаде целом? Безусловно есть, но мне кажется это будут какие-то специализированные мероприятия и программы. Мне кажется сама Олимпиада будет немного меняться, и она уже меняется. И в качестве каких-то совместных историй это может происходить, но я не уверен, что это прям критически нужно.
— Ваше главное достижение и главная ошибка на текущей позиции?
— Какие-то истории были очевидными, вроде той истории с Роджером, какие-то — не такими заметными. Но я приложил очень много усилий для того, чтобы ребята из Dota-состава все еще играли вместе на высочайшем уровне. И мне кажется, тот факт, что на протяжении этого времени у нас есть команда, которой можно гордиться — я знаю, что я для этого очень много сделал.
Главная ошибка — то, что мы недостаточно быстро и радикально делали изменения в нашем составе по CS:GO. И из-за этого затянулся этот переходный период. Он мог быть более коротким и безболезненным.
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: kanobu.ru
Комментарии