Отлученные от киберспорта

Рассказ о геймерах, которые нарушили правила игры и понесли наказание.

За всю историю киберспорта не один десяток профессиональных игроков был уличен в мошенничестве разного рода. Использование хаков, договорные матчи, ставки против себя, подмена аккаунтов, стрим-снайперство - это только то, что приходит на ум в первую очередь. К сожалению, случаев нарушения правил было очень много, да и далеко не всех возмутителей спокойствия удалось поймать за руку. Поэтому мы остановимся только на самых известных инцидентах в нескольких играх: Starcraft, Warcraft, Dota 2, LoL, Hearthstone, CS:GO.

Warcraft 3.


Стратегия о противостоянии четырех рас: орков, людей, эльфов и андедов имела наибольший успех в 2006-2008 годах, когда о профессиональном киберспорте можно было говорить только с натяжкой. Одним из самых больших минусов игры было огромное число дыр, которые с успехом использовались создателями хаков. Maphack, drophack, tiehack стали бичом ладдера. Даже легендарный русский игрок Андрей “Deadman” Соболев некоторое время ими пользовался. Лучший орк мира, Grubby, от возмущения на пару месяцев поменял свой ник на apm70hacks (apm70 - второй ник Андрея). Однако, Blizzard никаких мер по отношению к россиянину не предприняли и в целом достаточно вяло реагировали на использование хаков.

Deadman - самый успешный российский варкрафтер. Был замечен в использовании хаков.

Starcraft.


Скандал, произошедший со второй стратегией от “Метелицы” в 2010 году, стал самым громким за историю киберспорта. Одиннадцать корейских проигроков приняли участие в организации договорных матчей для получения денег от букмекеров или ставок против себя. В мае того года это было подтверждено корейскими новостниками и даже попало к таким службам новостей как BBC. Нужно заметить, что такая деятельность сурово карается корейским законодательством. Началось расследование. В июне все участники скандала, включая sAviOr, некогда одного из лучших зергов мира, были пожизненно забанены ассоциацией KeSPA. В октябре 11 человек были осуждены на условные уголовные сроки, общественные работы, штрафы и участие в программах по излечению от зависимости к азартным играм. Blizzard никак на ход процесса не влияли.

sAviOr - самый известный участник скандала. Осужден на 1 год тюрьмы условно.


League of Legends.

Image not found

Riot с самого начала жестко взялись за обеспечение порядка. При этом компанию беспокоят не только технические аспекты, но и моральная сторона вопроса. Широко известны случаи банов игроков высокого уровня за оскорбление и плохое обращение с другими. IWillDominate участвовал в одном из самых крупных соревнований в LoL, Championship Series (LCS), когда его аккаунт был заблокирован и Кристьяна Ривьеру исключили из участия в турнирах на год. Это произошло из-за того, что он попал в 0.7%  игроков с наивысшим количеством репортов в Северной Америке. Достижение, конечно сомнительное и карьере никак не способствует.

Существуют, тем не менее, и другие причины блокировок. Например, Николай ‘Veigodx’ Дженсен был отлучен от League of Legends за DDoS других игроков, факт этого он даже и не отрицал. Это далеко не единичные случаи. При этом издатель игры постоянно отслеживает происходящее с нарушителями правил, и если ситуация не улучшается, то баны продлеваются.

Таким образом, Riot удается поддерживать относительно спокойную атмосферу в играх и каждый может насладиться временем, проведенным за LoL. Значительно способствует этому то, что все профессиональные лолеры заключают контракты непосредственно с компанией Брендона Бека и находятся под ее контролем.

Кристиан ‘IWillDominate’ Ривьера пострадал от своего же плохого поведения.

Dota 2.

О использовании мапхака в Dota Allstars, карте Warcraft 3, мы уже поговорили, поэтому сразу же перейдем ко второй части Защиты Древних. История со ставкой Solo cегодня известна почти каждому. На мой взгляд, Леша Березин отделался легким испугом. Он был исключен только из некоторых турниров, получил бан на Starladder на год (который на самом деле продлился всего лишь один сезон). Valve и вовсе не обратили на случившееся внимания. Единственным неприятным для него последствием стала невозможность присоединиться к командам высокого уровня, таким как Virtus.Pro (ноябрь 2013) и Na’Vi (после TI4). Зато инцидент с “322” сделал Алексея одним из самых популярных игроков в СНГ и его стримы регулярно собирают больше 20 тысяч зрителей.

Скандал с договорными матчами в Филиппинах привлек гораздо меньше внимания, но масштабы произошедшего там скандала были намного больше. Майкл Валлейос - владелец крупнейшего букмереского сайта этой страны и Джонатан Радорез - бывший профессиональный игрок договорились с игроками Mineski, MSI и  Arrow Gaming о сдаче ими четырех матчей: Mineski 1-0 MSI, MSI 0-1 Awake, Mineski 0-1 Immunity и Arrow 0-1 CSW в сентябре-октябре 2014 года. Точно известно, что MSI получили 900 долларов за проигрыш указанных встреч. В ставки на эти игры было вовлечено огромное количество людей, кроме уже упомянутых: девушки игроков, менеджеры… И в конце концов тайное стало явным. Появились скриншоты договоров, ставок с “левых” аккаунтов и невероятное количество другой информации, подтверждающей произошедшее. И если филиппинцы ограничились простым исключением из составов команд виновных игроков, то с малайцами Arrow Gaming всё пошло куда дальше.

Дело в том, что эта команда выиграла квалификацию на The International 4 и считалась одной из самых перспективных в регионе. Соответственно, все ее матчи были под достаточно пристальным вниманием. Еще более усугубило положение коллектива то, что после того, как появились первые сведения о их участии в договорных матчах, DDZ и менеджер команды отрицали свою вину с помощью публичных заявлений на Reddit и т.д.: http://www.reddit.com/r/DotA2/comments/2jppl4/i_am_ddz_i_am_not_322/. Однако, после тщательного расследования от администрации Synergy League, турнира, в котором и произошел данный инцидент им пришлось сознаться.

Официальная реакция от Valve последовала после воссоздания данной команды под тегом Redemption. Все игроки были пожизненно забанены на всех турнирах, проводимых издателями игры. Похожие меры приняли и другие организаторы соревнований.

Мы больше не увидим парней из Arrow Gaming на крупных турнирах.

Завершаю список скандалов, связанных с Dota 2, самым, на мой взгляд дурацким. Перуанская команда Union Gaming была замечена за стримснайпингом во время турнира Dota 2 Canada Cup. Произошло это из-за того, что буткемп, на котором они в тот момент играли, также стримился в прямом эфире, и отрицать факт нарушения правил было бы глупо. Учитивая и так небезупречную репутацию команды (“тактические” паузы, плохие манеры), администрация большинства турниров забанила пятерку из Перу на различные сроки. Также они не получили приглашения на квалификации к TI5.

Игроки Union были так увлечены стримом своей же игры, что забыли про камеры, установленные на буткемпе.

Hearthstone.


Image not found

Киберспортивная сцена этой карточной игры еще молода и полностью не установилась. Но Blizzard уже несколько раз пришлось применять наказания по отношению к нарушителям правил. Первым их ходом стала кампания против создателей ботов. В ноябре 2014 года они заблокировали более 800 аккаунтов и опубликовали их список на сайте. Однако профессиональные игроки этой чисткой затронуты не были, хотя некоторые из них были недовольны произошедшим. Их очередь настала, когда несколько известных ХСеров, таких как Specialist и Gabe Walls, которые были забанены за винтрейдинг (намеренный слив игр на ладдере). Следующая волна блокировок прошла совсем недавно, в прошлом месяце. Самыми известными игроками, наказанными за преступление правил, стали Дэн ‘Alchemixt’ Уолтон и Оле ‘Naiman’ Батырбеков. Интересно, что Найман перед этим попал в список десяти самых перспективных игроков в мире, был подписан Dignitas и претендовал на попадание на Чемпионат Мира. Тем не менее, Blizzard дисквалифицировали его с турнира года, как и остальных игроков, уличенных в данном нарушении.

Naiman мог бы стать одним из лучших игроков в мире, но сгубил свою карьеру.

Counter-Strike: Global Offensive.

Image not found

Наиболее частым нарушением в CS:GO является использование сторонних программ, т.е. читов. За это поплатились уже многие профессиональные игроки, такие как KQLY, Sf. За это их команды (Epsilon и Titan) были дисквалифицированы с одного из крупнейших регулярных чемпионатов - DreamHack Winter 2014, а самые нарушители закончили свои киберспортивные карьеры.

Еще более комичным вышел бан emilio, который произошел прямо во время матча Team Property против HellRaisers. Такого развития событий не ожидал никто, и реакция комментаторов, видевших всё своими глазами это подтверждает.

Не обошлось на сцене КС и без скандалов, связанных с договорными матчами и ставками. 21 августа 2014 года проходил матч между американскими командами iBUYPOWER и NetcodeGuides.com. Первые являлись явными фаворитами, но проиграли со счетом 4-16. Уже на следующий день начали появляться скриншоты с доказательствами намеренного проигрыша матча.

Официальная реакция от Valve последовала в январе 2015 года. Все игроки iBUYPOWER, основатель сайта NetcodeGuides.com, Кейси Фостер, занимавшийся организацией всего произошедшего, были пожизненно  забанены на всех турнирах под эгидой компании Гейба Ньюэлла.

dBoorn до конца верил, что уйдет от наказания. Но он ошибался.

Подводим итоги.

Различные нарушения, хакерство, договорные матчи - дело обычное для киберспортивной сцены и от игры не зависит. На мой взгляд, это происходит из-за того, что подавляющее большинство проигроков - молодые ребята и не привыкли долго ждать результата. Они ищут легкие пути для достижения своих целей, которые противоречат установленным правилам.

Однако далеко не всегда “преступники” действительно отлучались от киберспорта. На проступких многих из них руководящие организации закрывали глаза. Необходимо также понимать, что далеко не всегда игроков можно забанить на всех турнирах. Уникальный пример в данном случае - LoL, где все профессионалы подписывают с Riot контракты. Это и позволяет разработчику игры полностью контролировать лолеров. Другие компании могут лишь дисквалифицировать нарушителей спокойствия со своих турниров.

Посмотрим, что удастся сделать Blizzard, Valve и Riot для предотвращения подобных ситуаций. Пока что различные скандалы наносили большой урон репутации киберспорта.