CEO Forward Gaming: «Мы не хотим стать организацией с "синдромом Virtus.pro"»
Генеральный директор киберспортивной организации Forward Gaming Давид Даштоян рассказал в обстоятельном интервью «Чемпионату» о своей работе в холдинге ESforce, создании собственного клуба, подписании состава с Романом «Resolut1on» Фоминком и многом другом. Даштоян также пояснил, в каком регионе организация будет вести свою деятельность, и ответил на множество других вопросов.
— Как я понимаю, ваша работа в ESforce заключалась в контактах с клиентами холдинга и организацией спонсорских активностей?
— Да, в основном я отвечал за спонсорские обязательства Virtus.pro. Но еще был интересный опыт, когда я вел проект KFC Battle. Это получилось практически случайно, обычно я отвечал именно за Virtus.pro.
— Какие важные уроки дала вам работа в ESforce? Все-таки, это крупнейший киберспортивный холдинг в СНГ.
— Работа в ESforce — это самый большой профессиональный апгрейд, особенно после присоединения к Mail.ru. Это опыт работы в действительно крупной корпорации. Ты смотришь как устроены процессы, тебе приходится находить общий язык с теми людьми, которые даже не стараются пойти на контакт.
Аккаунт — человек, главная компетенция которого заключается в коммуникации. С этой точки зрения этот год мне дал очень много. Я увидел, как работают очень крутые люди и мастера своего дела. Когда ты видишь, как они выполняют свои обязанности и выстраивают рабочий процесс, ты тоже чему-то учишься.
Был в ESforce и другой очень полезный опыт. Обычно нам кажется, что люди по природе своей тянутся к взаимопониманию. Но есть люди, которые наоборот как будто стремятся к деструктиву. Они как будто специально пытаются сделать так, чтобы получалось не так, как надо. На самом деле, уметь работать с такими людьми — очень полезное качество. В этом плане у меня получилось прокачать свой скил.
— Давайте разберемся в хронологии событий. Сначала вы решили уйти из ESforce, а потом создать собственную организацию, или существовашие планы по созданию своей компании мешали работе в ESforce?
— Идея о создании организации и размышления об этом возникали у меня еще даже до ESforce. Когда человек увлекается киберспортом, у него в какой-то момент возникает мысль, что можно попробовать сделать все самому. Но конкретные действия я начал предпринимать уже после того, как ушел из Mail.ru. Я не мог позволить себе посвящать часть своего рабочего времени другим делам.
— Не боитесь, что это слишком большой риск — отказываться от работы в такой организации?
— Я в этом плане очень большой авантюрист. Я закончил магистратуру в МГУ по направлению «Институциональная экономика». Один из ключевых разделов в ней посвящен теории принятия решений. В частности, у каждого индивида есть такая характеристика как степень принятия или непринятия риска. Для каких-то людей даже огромные потенциальные выгоды будут нивелированы тем, что им предстоит пойти на минимальный риск. А я наоборот люблю в чем-то бесшабашные решения.
С прошлой работы в агентстве я тоже ушел, не получив никакого утвердительного ответа из ESforce. Я постоянно так двигаюсь, и мне интересны авантюры. Я себе постоянно говорю: «Если что-то не получится, я же не умру?». Значит, в принципе, игра стоит свеч.
— Как говорится, сначала было имя. Почему именно Forward Gaming? Например, некоторым пользователям Reddit это название не понравилось.
— Мы очень долго выбирали это имя. Идеальное название должно удовлетворять нескольким критериям. Во-первых, его должно быть приятно произносить и оно должно хорошо «кричаться» на стадионе. С этой точки зрения я считаю Virtus.pro очень удачным названием, потому что последний слог прям хочется выкрикнуть. И как мне показалось, Forward Gaming тоже органично в этом плане. Я могу представить, как люди будут кричать на арене: «Push Forward!»
Второй момент более прагматичный, и он связан с маркетингом и партнерскими обязательствами. Название должно быть нейтрально и не вызывать каких-то негативных эмоций. Например, если назвать организацию Addiction Gaming, то это будет стоп-сигналом для Red Bull или Monster Energy, потому что всегда при упоминания данного партнерства будет проскальзывать “Red Bull / Addiction”. А Forward — нейтральное и даже позитивное слово.
Третье ограничение — свободные ссылки и адреса. Домен Forward.gg оказался свободен, страницы в Facebook и Instagram с таким же URL тоже были не заняты. Оказалось, что только в твиттере хорошие URL уже зарезервированы и нам пришлось использовать немного другой адрес. Но насколько я знаю, это можно будет поменять после регистрации товарного знака.
И четвертый момент, который хоть и не основной, но желаемый. Этот термин должен быть понятен и для англоговорящих, и для русскоговорящих зрителей. К тому же ясно, как сделать персонализированную форму этого слова и назвать игроков — «форварды». Вот у Na'Vi с этой точки зрения не самое удачное название. Потому что «навишники» — звучит так себе.
Когда все эти четыре параметра выполняются, ты понимаешь, что название зайдет. И я предлагаю всем, кто прочитает это, попробовать подобрать хорошее название, которое подойдет по всем критериям. Если вы его обнаружите, купите домен, займите ссылки — и этот комплект уже можно будет продать за неплохие деньги. Вот если у нас будет команда по Overwatch, которую нужно назвать иначе, мы будем готовы у вас это название приобрести!
Но поиск названия — очень сложная задача. Под конец я уже просто залез в словарь и подряд пролистывал слова, потому что никакие идеи уже не приходили в голову. Когда я наткнулся на слово Forward, я был абсолютно уверен, что домен занят. Но он оказался свободен. К тому же, нам удалось избежать сокращения с G, потому что таких команд уже миллионы: IG, EG, VG и т.д. Мы сознательно написали наш тег как FWD.
Да и вообще, это же круто и звучно! Push Forward! В синематике от Blizzard Андуин кричит «Push Forward!». Надо сказать нашему SMMщику, чтобы он вырезал этот момент и сделал гифку. Будем постить её перед турнирами!
— Давайте разберемся в формальностях. Вы СНГ-организация, которая подписала американский состав, или полностью американская организация с руководителем из СНГ?
— Forward — это однозначно американская организация. У нее будет практически полностью американский менеджмент. Единственный русскоговорящий менеджер в ней буду я. Остальные в подавляющем своем большинстве будут из Америки. Поиск будет вестись в основном там, а потом уже на международном уровне. Но мы планируем работать и на российский, и китайский рынок, по крайней мере, в соцсетях.
— А почему так? Вы столько времени проработали на разных уровнях в СНГ, а решили открывать свое дело там. В США проще этим заниматься с экономической точки зрения?
— Первая основа для этого решения — экономическая. Покупательная способность американской аудитории примерно в 10 раз выше, чем в СНГ. YouTube за каждый просмотр рекламы от американца может заплатить в 12 раз больше, чем за просмотр рекламы из России. На Twitch, на сколько я знаю, еще больше разница. Так что это привлекательный рынок.
Но есть момент, который помог утвердиться в этом решении — американцы гораздо щепетильнее относятся к обсуждению всех деловых вопросов. Если говорить о нашей команде, то это были очень затяжные переговоры. Их хотели выкупить многие организации, устоявшиеся и богатые. И в процессе этих переговоров мне открылось, насколько американцы более профессиональны в деловых моментах. Они спрашивали у нас о таких вещах, о которых игроки в СНГ никогда не задумываются. Они спрашивали, как устроена наша организация, какая будет связь между отделами и менеджерами, кто и что будет от них требовать, как часто их будут просить публиковать рекламу и так далее. В итоге мы отправили им большой письменный оффер на 10 страниц. Игроки интересовались буквально всем. И это настолько приятно меня поразило, что я утвердился в этом решении.
И нужно понимать, киберспорт — что-то на стыке спорта и развлечений. И во всем мире нет сферы равной сфере развлечений в Америке. Они умеют делать из любого спорта шоу — и у меня есть огромное желание всему этому научиться.
— Почему тогда начали с доты? Это далеко не самая популярная дисциплина в Америке.
— Тут было несколько причин. Во-первых, барьер входа в Dota 2 и CS:GO гораздо ниже, чем во франшизные модели. Чтобы войти в американскую лигу LoL или Overwatch, нужно заплатить высокий франшизный сбор. Но это было не основополагающим моментом. Самое главное — нам подвернулась возможность подписать один из самых успешных из доступных на сцене составов.
Наша политика в отношении других команд будет строиться исходя из того, сможем ли мы заполучить такую команду, которая сразу войдет в число фаворитов. Когда мы поняли, что у этой команды есть все шансы попадать на все мейн-ивенты и занимать высокие места, мы решили за них бороться. Когда мы поймем, что есть состав с таким же потенциалом в CS:GO или даже франшизных лигах, мы сразу будем задумываться о том, чтобы открыть новое направление. Мы категорически не хотим стать организацией с «синдромом Virtus.pro». На протяжении практически всей истории этой организации один состав тянул другой: сначала CS:GO был сильной командой, в Dota 2 слабее, сейчас наоборот. Мы хотим избежать такой ситуации и развиваться как Astralis. Лучше иметь один состав, но лучший в мире. А если есть возможность, то нужно становиться Team Liquid и Cloud 9 и бомбить практически по всем направлениям. Но открывать составы просто чтобы они были, мы не хотим.
— Как вы считаете, чем ваша организация оказалась привлекательней, чем OpTic Gaming и другие претенденты на бывший состав VGJ.Storm?
— По их собственных словам, им никто не уделял так много внимания. На протяжении двух недель мы связывались с ними практически каждый день. Эти две недели после TI я больше говорил на английском, чем на русском. Каждый день мы пытались предоставить им какую-то нужную информацию, получить фидбэк, обработать его и дать ответ. Они тоже в самом начале не знали всего, что им необходимо. Со временем они знакомились с нашими основателями, членами команды, источниками доходов. Это был планомерный процесс, когда мы поведали и о наших краткосрочных планах, и долгосрочной стратегии. И они сказали, что их очень приятно удивил такой настрой. Поэтому они решили довериться и начать работать с организацией без истории.
Кроме того, я предоставил доказательства своего положительного опыта работы в киберспорте, рассказал о людях, которые могут дать рекомендации. И все это вместе сыграло нам на руку.
— Одним из требований команды к новой организации была тренировочная база на Восточном побережье, чтобы иметь возможность тренироваться с европейцами. Но сейчас команда находится в доме BTS. Вы планируете строить свою собственную базу?
— Наш тимхаус в Нью-Йорке практически готов. Мы довольно поздно получили финальный ответ от команды, поэтому немного не успели всё подготовить в срок. Если бы у нас были дополнительные неделя или две до старта квалификаций на мэйджор в Куала-Лумпур, команда уже играла бы из Нью-Йорка. Но мы решили, что лучше не рисковать, и договорились с нашими друзьями из BTS. Сейчас ребята отправились на короткий отдых, а вернутся уже на новую базу, которая станет их постоянным тимхаусом на протяжении всего сезона.
Также в Нью-Йорке у нас будет полноценный офис, в котором будут сидеть все наши сотрудники.
— Организовать подобный тимхаус в Америке намного сложнее и дороже, чем сделать это в СНГ?
— Конечно, это в разы дороже, чем организовывать буткемп в СНГ или Европе. Достаточно зайти на сайты по аренде недвижимости, чтобы в этом убедиться.
Но надо понимать, что, помимо аренды самого дома, еще более крупной статьей расходов станет питание игроков. Им очень важно питаться хорошо — это качественные продукты на 7 человек, шеф-повар, который каждый день приходит и готовит. У нас с этой точки зрения очень хорошие условия. Пять дней в неделю к ним будет приходить повар, а в выходные они будут заказывать, что захотят. И бюджет на это все перевешивает затраты на аренду большого комфортабельного дома, где в течение года будут жить 7 человек.
— Буквально в прошлом году тренер вашей команды, Aui, попал в неприятную ситуацию. Тоже молодая организация взяла под крыло их состав, строила большие планы, а потом развалилась буквально за несколько месяцев. Есть ли у вас гарантии, что такое не случится с Forward Gaming?
— Если это случится, то обещаю вам первым дать интервью! (смеется). Но у меня есть гарантии. У нас полностью подтвержден бюджет. О происхождении инвестиций я пока не хочу давать никаких комментариев. Постепенно мы обязательно будем доносить эту информацию до широкой общественности.
— Ставите ли вы перед командой конкретные планы на сезон?
— У нас есть мотивационная система по оплате труда, которая подвязана к победам на турнирах. Но при этом у нас нет никаких требований по количеству выигранных призовых и турниров. В целом я считаю, что нет особенной необходимости дополнительно мотивировать игроков, так как в киберспорте сложилась такая практика, что большая часть призовых денег достается игрокам. Это уже огромная мотивация для них.
Мы пообещали ребятам, что этот сезон они выступают как могут, и мы не будем после трех неудачных турниров приходить к ним с требованием решаффлов. Мы доверяем им, верим в их потенциал. И единственное, что мы действительно можем сделать — предоставить им самые лучшие условия, которые только возможны. А дальше уже дело за ними — как они настроят свой тренировочный процесс.
Мы также даем им зеленый свет и на пользование любыми статистическими программами. Некоторые команды используют статистиков, а кто-то, как Team Liquid, пользуются услугами сервисов. Тут мы тоже готовы предоставить все необходимое. На основе этого они будут показывать свои максимальные результаты. Но делать выводы мы будем только по окончании сезона.
Полная версия интервью доступна по ссылке.
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Комментарии