Марк Авербух: «По слухам, зарплаты Virtus.pro должны подняться до запредельного уровня»

Бывший директор по развитию Epic Esports Events опубликовал новый блог, в котором проанализировал работу киберспортивных клубов в СНГ с точки зрения бизнеса. Авербух рассказал, из чего состоят доходы организаций, а также перечислил основные статьи расходов. В конце концов он пришел к выводу, что почти все команды второго эшелона на отечественной сцене работают в убыток.

Многие считают, что киберспортивные команды — это успешный и прибыльный бизнес. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе на примере СНГ. Начнем с доходной части, которая состоит из нескольких пунктов:

Спонсорские контракты. Их размер зависит от совокупности нескольких факторов, таких как: результативность составов, общая база поклонников/подписчиков и навыков сотрудников отдела продаж (если такой есть, конечно же). Потолок реальных контрактов в СНГ в районе $600 000/год. С другой стороны, происходят сделки в духе ВП и Мегафон, где спонсор, наверняка, закрывает VP весь дефицит бюджета, а возможно и делает их прибыльными.

Когда в сообществе говорят о реальном спонсорстве с шестью нулями, на ум сразу приходит партнерство между Team Liquid и Alienware, длящееся уже больше шести лет. Между тем, один из моих собеседников высказал осторожное сомнение в том, что речь идет о полностью “живых деньгах”. По его мнению, часть средств команда получила на счет в банке, а часть в виде своей уникальной тренировочной базы.

Чем дольше длятся взаимоотношения между командой и спонсоров, тем больше размер сделки. Это говорит о том, что спонсор доволен результатом работы с командой. Например, сотрудничество Natus Vincere-HyperX и VP-G2A длиться не первый год и размеры контрактов 2018 года должны быть выше, чем годом ранее.

Нижняя планка контрактов в СНГ это $30-50 тысяч/год. Этот уровень не интересует топовые команды (NaVi/VP) региона, что позволяет другим игрокам (Empire, Vega и т.д,) пополнять свой бюджет и держаться на плаву. При этом далеко не факт, что, допустим, из 4 партнеров Vega Squadron каждый платит по $30-50 тысяч.

Вслед за спонсорскими контрактами следуют медиа права. На это, в нашем регионе, могут претендовать гиганты вроде Natus Vincere & VP. Сумма их сделок, например, с Twitch может достигать полумиллиона долларов в год. Она складывается из двух частей: фиксированная, размер которой зависит от бренда команды (по сути является спонсорским контрактом) и активная (за стриминг и т.д). Помимо этого, сюда входит еще продажа контента, но суммы там не шибко большие.

Роялти. Отчисления командам за продажу продукции с их логотипом/брендом. Например, кресла DxRacer с логотипом Vega Squadron. Сюда же учитываются отчисления за стикеры в CS:GO – до 25%, продажи предметов внутри игры – до 10% и призовые, в среднем 7-15%. Например, в 2017 году Virtus.pro забирали себе 15% с призовых. Если ничего не изменилось, за 2017 и 2018 года команда должна была собрать с игроков около $815 тысяч. Если дотеры победят в Ванкувере, заберут в два раза больше.

Мерчендайз. Майки, худи, браслеты и прочее. Потолок около $100 000 в год. Как можно понять, итоговая сумма привязана к спортивным результатам команды и популярности. Ну, вспоминая форму Винстрайк, есть еще привязка к дизайну и цене (ходит слух, что их футболка будет стоить 6 000).

Переходим к расходной части, львиную долю в которой занимает ФОТ (фонд оплаты труда). Рассмотрим на примере Virtus.pro.

Представим, что CS:GO состав (после ухода двух высокооплачиваемых игроков) ежемесячно облегчает банковский счет организации на $65 000 (до ухода таза и снакса было в районе 100). Дотеры, чьи зарплаты, в течение года уже вырастали процентов на 15-20%, а сейчас, по слухам, должны подняться до запредельного, для рынка, уровня – выше 15 000 (чемпионы мира - Liquid получают меньше), обходятся примерно в такую же сумму.

В месяц, на зарплаты только игроков (без тренеров, менеджеров и т.д.), требуется $130 000 или $1 560 000 в год. С персоналом сложнее, я думаю, что обслуживание команды (тревел, офис, буткемп, юристы, бухгалтерия, сайт, видео и т.д.) тянет тысяч на $400-500 в год. Получаем около $2М расходов. Без донорства Мегафона, покрыть это силами G2A, Twitch и, недавно присоединившегося, ПариМатч, мне кажется затруднительным. В то, что ФрагСтор и МрКэт платят команде существенные деньги, верится еще меньше.

Следует отметить, что оба состава команды Virtus.pro получают выше рынка. Для сравнения, по слухам, дотеры состава Winstrike зарабатывают в пределах $4500-5000 в месяц, что соответствует средней зарплате дотеров в мире (возможно, без учета Китая и Ликвидов) и выше того, что можно получить в СНГ ($2000-3000).

У Virtus.pro еще неплохая ситуация. Взглянем, например, на Vega Squadron, у которых 4 спонсора, которые, по моим прикидкам, в лучшем случае, платят в сумме $200 000 в год. А теперь посчитаем фот: примерно $7000 за CS:GO, примерно столько же за DOTA2 и, представим, что PUBG, FIFA & LOL (взято с их сайта) вместе тянут на тысячи на 4, добавим в уравнение менеджмент, буткемп и прочее обслуживание. Получим от 20 до 25 в месяц, то есть минимум $240 000 в год. Что-то не сходится, не так ли?

Подозреваю, что весь тир-2 в СНГ (Empire, Vega, forZe, QBF и т.д.) убыточен, выезжая только за счет подпитки от владельцев. Есть, конечно, уникальные команды, вроде Team Spirit, существующая за счет других профильных активов владельца (маркетплейсы, ставки), но это единичный случай.

Вывести команду в плюс (по крайней мере, в СНГ) задача не из простых, но решить ее можно несколькими путями, как Natus Vincere – на полную катушку используя силу бренда и, вероятно, имея сильный сейлз и маркетинг отделы, как Virtus.pro – с помощью донорства и, как Spirit, построивших целую инфраструктуру завязанную на киберспорт.

Налоги. Если команда работает в России полностью в белую, то каждый рубль зарплаты резиденту РФ может обходится ей до 1.43 рубля. В целом, все зависит от того, как оформлены сотрудники и насколько компания “белая”.

Кроме этого, призовые деньги облагаются налогом на выигрыш. Все зависит от организатора (удерживает ли он налоги до выплаты) и страны (ставки на выигрыш различны). Если в начале 2010 призовые выплачивались в полном объеме, а команды уже сами решали вопросы налогообложения, то сейчас некоторые организаторы начинают удерживать налоги сами, тем самым уменьшая выплаты. По словам одного из моих собеседников, пока удерживают налоги только с турниров, прошедших в США (30%).

Это очень важный момент, способный сильно повлиять на экономику команды, работающей полностью в белую. Однако, я не уверен, что такие вообще существуют. Многие, так или иначе, используют маневры для оптимизации выплат.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: t.me