Nongrata: «Дота — это творчество, потому что надо постоянно придумывать что-то новое»

Член команды Россия, Russia, RU Winstrike Россия, Russia, RU Алексей «Nongrata» Васильев рассказал в интервью о начале карьеры в киберспорте, работе тренера Украина, Ukraine, UA Евгения «Sh4dowehhh» Алексеева, факторах, влияющих на успех в Dota 2, а также о многом другом. Васильев считает, что в соревновательной «Доте» талант не играет никакой роли, удача и работа над собой – вот ключ к успешной карьере.


— Ты говорил, что когда перешел в харду, хорошо исполнял только на трех героях. Сейчас ты доволен своим пулом?

— Да нет, я думаю, что у меня до сих пор героя три-четыре. 

— Кого не хватает?

— Не хватает таких жирных геров – Тайда, Питлорда.

— Питлорд сейчас вообще актуален?

— Не знаю, но думаю, его можно как-то использовать. Но он нашей команде не очень подходит, поэтому я не заморачиваюсь, не тренирую его.

— Почему не подходит?

— Он медленный, он фармит, это кор-герой, мне больше нравится играть на спэйсерах. Он нам просто не подходит, в нашей команде, скорее всего, я никогда не буду играть на таких героях.

— А Бэтрайдер? Ты же его очень любишь.

— А его нет смысла брать, он сейчас слабый. Его постоянно нерфили последние года три, наверное, и сейчас он неактуален. Слишком слабый на линии, его слишком легко законтрить. 

— Если его усиливать, то как?

— Цифры просто поприятнее сделать – поменьше манакост, побольше прирост статов, урон скиллов поднять. Герой-то сам хороший, но перенерфленный.

— А Тимбер с Некром? Тимбера на всех квалах пикнули два раза, Некра – ни разу. 

— Некр – это все-таки не совсем оффлейн-герой. Некра, наверное, не будут брать, пока есть Spirit Vessel. Хотя, возможно, скоро поймут, что это не полная контра, и возьмут. А Тимбер так же контрится Весселом, его можно взять только при условии, что минуте на 15-й его невозможно убить, если не будет ни одного контрпика. Знаю, что в Азии его берут часто, Mineski играют с ним. На Тимбере я бы играл, мне нравится.

— Вессел вообще нужно как-то нерфить?

— Да нет, не нужно, хороший артефакт. Не имбовый, а просто хороший, контрит нескольких героев – Некра, Тимбера, Хускара. 

— В Effect ты играл с Арсзиком, который сейчас считается одним из лучших тренеров в СНГ. Какие у тебя остались впечатления о нем?

— Когда мы играли в Effect, было видно, что ему уже не хочется быть игроком, хочется быть тренером. Конкретно я тогда играл не лучшим образом, поэтому у нас было разногласия. Потому что ему не хотелось играть, а я играл плохо. Как тренер – думаю, у него есть потенциал, если он не будет лениться и будет работать над собой.

— А что скажешь про вашего нынешнего тренера, Sh4dowehhh?

— Он делает колоссальную работу, очень сильно помогает нам. У нас идеальный тренер. Знаю, что в других командах тренеры где-то берут на себя слишком много, где-то – слишком мало, а наш берет прямо так как надо, делает то, что от него требуется?

— Можешь конкретно объяснить: он работает над пиками заранее, или стоит советует, или сам пикает за вас?

— Вообще, каждый раз по-разному. Но основная работа заключается в том, что он и ребята из команды – Айрат, Саня – думают над пиками заранее. Ну и во время игр тоже сидит, конечно, помогает нажимать на кнопку. Берет на себя ответственность, что тоже немаловажно. Так остальным проще играть. Знаешь, как в ракетных войсках есть человек, который нажимает на кнопку – вот у нас тренер снимает ответственность с остальных в этом плане. И ни на кого во время игры не давит, мол, как это я пикнул такого героя, потому что вот эта ответственность на тренере.

А что не берет слишком много – я имел в виду, что он не учит нас жить, не учит нас играть, а просто помогает в тех аспектах, которые нам нужны.

— Бывает, что вы проиграли, и тренер сразу говорит: ребята, не парьтесь, я напикал херни?

— Да, конечно. На самом деле, в такие моменты слова не сильно помогают, но он это говорит, да. 

— В какой момент ты понял, что это не просто 10-й рандомный стак, а что у вас действительно попрет?

— Момент... Надо сказать, что это изначально была самая сильная команда, которая у меня была, так что... Поперло сразу как будто. Сразу начали неплохо играть, потом после Старладдера заиграли прямо хорошо. Там два раза проиграли китайцам, Team VGJ, и эти поражения нам дали слишком много. Конкретно я после Старладдера начал намного лучше играть. Наверное, после Старладдера понял.

— Мне всегда казалось, что командам послабее на ланах важнее не официальные игры, а куча праков...

— Да, конечно. На Старладдере мы играли с Фнатиками, определенно это что-то дало. Я согласен, что командам типа нашей на ланах главное – команды, которые против нас будут играть КВ. Потому что так они не играют. 

— Год назад ты ушел из универа и решил заняться дотой профессионально. В тот момент ты понимал, что это все-таки риск, или был уверен, что у тебя получится?

— Я не брал никакой риск. Мне надоело учиться – и я бросил учебу, ушел заниматься тем, чем мне нравится. Я не считаю, что это был какой-то риск. Если бы у меня не поперло в доте, я бы занялся чем-то другим.

— Ну и плюс у тебя был диплом бакалавра.

— Да, есть такая тема. Какая-то защита, план Б.

— Родители тебя поняли в тот момент?

— Да, поняли, не сразу, но поняли. Им понадобилось какое-то время, чтобы понять, что происходит, но в целом – поняли, поддерживали меня.

— Ты в одном из мартовских интервью говорил, что они не смотрят доту, только спрашивают потом. Матчи Эпицентра на сцене тоже не смотрели?

— Не знаю, если честно. Точно знаю, что смотрели эти квалы на The International 2018. На Эпицентре – не знаю, но сразу после игр папа позвонил и сказал, что мы молодцы.

— Они понимают, насколько это круто – что вы прошли на Инт?

— Да, конечно, все понимают. Я тебе больше скажу: меня сейчас охранник на КПП поздравил, так что это все понимают.

— В Ванкувер они поедут?

— Если у меня будет возможность их туда как-то привезти, то почему бы и нет. Я, если честно, и не предлагал еще. Надо будет узнать.

— Я проверил по Ликвипедии: к осени прошлого года ты выиграл 106 долларов призовых...

— Серьезно? Это не совсем правда. Больше, конечно.

— В целом, ты был доволен отдачей, которую получал от доты?

— Конечно, нет. Деньги даже ни при чем: мне хотелось выигрывать, а я ничего не выигрывал. Они, конечно, важны, но в первую очередь нужен результат, а его не было. Я не был доволен, конечно. Я играл против слабых команд, у меня не получалось, я проигрывал – чем я мог быть доволен?

— По твоим интервью у меня сложилось впечатление, что ты считаешь успех в доте производной только от работы, без таланта. Это правда так?

— Да, я считаю, что нет никакого таланта в доте. Его можно как-то интерпретировать – легче что-то дается, легче усваивается информация, ты быстрее делаешь какие-то выводы. Но мне кажется, что это все чушь. Просто надо много играть, много анализировать и понять, как делать правильно.

Те игроки, кто выстреливал, типа Артизи в свое время или еще кого-то, – они просто в один момент поняли, как в данный момент выиграть в доту, что надо для этого делать. И у них это получалось. Возможно, они даже случайно это поняли – это неважно. Можно ли это назвать талантом? Я думаю, что нет, это не талант. Это удача плюс работа над собой.

— Удача – попасть в нужный коллектив?

— Не только. Вот я сейчас про Артизи конкретно говорил: удача в том, что ты находишь зерно – как надо играть. Не знаю, мне кажется, что отчасти ему повезло, что он это понял. Я не говорю, конечно, что Артизи стал тем, кем он стал, из-за удачи. Просто в какой-то момент он понял как играть и в одно время был лучшим. Я максимально против слова талант в отношении киберспортсменов.

— То есть получается, что дота ближе к ремеслу, а не к творчеству?

— Конечно, нет. Дота – это творчество, потому что надо постоянно придумывать что-то новое. Как это назвать ремеслом? У тебя же постоянно работает голова. Ты должен понимать, как лучше делать. Есть же куча примеров, когда люди играют – и это им ничего не дает. Они играют много и играют плохо – потому что не думают, не анализируют. Они просто механически играют, нажимают на кнопки. Так ты никогда не станешь лучше. По-моему, это очевидно.

— Богдан – действительно идеальный тиммейт?

— Да. Он очень хорошо играет, поддерживает классную атмосферу, и с ним очень приятно играть. Отличный тиммейт.

— Только играть или и развлекаться тоже?

— Да, с ним все классно делать. Он отличный парень.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: cyber.sports.ru