JotM: «Можно просто сидеть на зарплатке, но у меня не стояло такой задачи»
Егор "JotM" Сурков дал большое интервью порталу Чемпионат, где рассказал о своей работе тренером в Team Empire, игроках в этой команде, своей карьере профессионального игрока и многом другом.
Напомним, что JotM около года являлся тренером коллектива Empire и за этот период команда смогла занять первое на LAN-турнире ROG Masters 2017, а также попасть на некоторые чемпионаты текущего сезона.
— Давайте начнем с вашего уже третьего тренерского опыта в Empire и его неожиданном окончании. Мы слышали заявления представителей организации и игроков в интервью. Но мы все еще не узнали о вашем взгляде на ситуацию. Почему не получилось сработаться с этим составом?
— Я тоже читал эти интервью, их было так много. Но у меня не возникало чувство: «Эх, они все не так говорят! Давайте я расскажу, как было!» То ли я повзрослел, то ли еще что. Мне стало как-то безразлично, что думает общественность. Мне достаточно того, чтобы знали те, кому надо.
Моя версия такова. С самого начала этого сезона, когда после The International анонсировали огромное количество мэйджоров, майноров и, соответственно, квалификаций, я с полной серьезностью сказал ребятам: «Давайте так. До февраля-марта просто кайфуйте». Потому что если серьезно относиться к каждой квалификации и каждому турниру, к отборам на TI вы подойдете выжатыми как лимон. А на попадание в топ-8, положа руку на сердце, рассчитывать было слишком самонадеянно. Поэтому я сразу готовил лично себя к тому, что этот сезон будет полон турниров, квалификаций и станет эмоционально тяжелым. Ты играешь отборы, выиграл или проиграл, а через неделю уже забыл об этом. И если ты не одерживаешь победы на 100% квалификаций и 100% турниров, то будет накапливаться негатив по отношению либо к себе, либо к тиммейтам. Эмоционально выдохнешься за сезон.
У меня просто начала падать мотивация. Где-то к новому году у нас состоялся разговор с командой и менеджерами, и там я озвучивал свою позицию. Я сказал, что мне, если честно, не хватает мотивации. Турнир выиграли, турнир проиграли, а мне от этого ни горячо, ни холодно. Я свою работу делал, но не было огня в глазах. А когда его нет, не стоит рассчитывать на что-то хорошее. Ты можешь, грубо говоря, сидеть на зарплатке. Но у меня не стояло такой задачи. Жить мне есть на что, потребности у меня не самые большие, финансовой подушки на несколько лет вперёд хватит. Так что я имею наглость выбирать, чем мне заниматься.
И после двух последних квалификаций (одну мы прошли, а вторую нет) ребята приняли такое решение. Они еще говорили о том, что я не хотел присутствовать на турнирах с командой. Да, это правда, я не хотел. Не люблю часто путешествовать, уже напутешествовался. Когда человек в своей жизни никуда не ездил, ему это кажется интересным. Ездишь, смотришь на мир, грех жаловаться. Но когда ты отъездил свое, а для каждого эта граница индивидуальна, ты перестаешь испытывать какой-то энтузиазм по этому поводу.
И по поводу буткемпа то же самое. Во время него ты живешь с шестью другими парнями. Ты делишь с ними быт. Самый близкий друг начнёт раздражать спустя месяц такого тесного контакта. А учитывая этот сезон, ты с ними будешь проводить большую часть года. Даже самые приятные люди начнут тебе надоедать, и появятся конфликты по всяким пустякам, которые станут усугубляться при неидеальных результатах команды.
Игрокам, конечно, хотелось, чтобы за спиной стоял я и говорил: «Ребята, все будет нормально! Расслабьтесь!» Но я в этом не мастер. Для этого у нас есть Менеджер Дима Korb3n, который проделывает огромный объём работы для команды, в том числе и в плане психологической поддержки игроков. Мы вот так разделяли обязанности: он отвечал за психологию, а я за сугубо стратегические вещи.
— Пока мы говорим о Empire, давайте коснемся другой их проблемы. Игроки в десятке интервью сказали, что им не хватает капитана. Вы достаточно времени работали с Ярославом Miposhka Найденовым. Чего ему не хватает, чтобы стать лидером, который нужен «имперцам»?
— Как говорил Korb3n в интервью Марии Гуниной, не хватает яиц. Это довольно универсальное средство, которое помогает во многих проблемах, когда нужно брать на себя ответственность и принимать решение за всех. А потом либо купаться в лучах славы, либо наоборот в помоях. Вот ему не хватало этого. Мы работали довольно плотно, мы с ним много общались, жили в одном номере на The International. Но, как сказал Клемент Puppey Иванов, капитанами люди не бывают от рождения. Человек становится капитаном, когда захочет выигрывать. Я это прочитал и подумал, что это действительно так.
У меня была такая же история. Я просто играл в Virtus.pro. А потом у нас был период, когда мы очень и очень плохо выступали на протяжении месяцев трех. У меня уже крыша начала ехать, так что я сказал Сергею God Брагину: «Я хочу пикать, иначе не могу уже дальше».
А у Miposhka еще не щелкнуло это в голове. Все и так шло относительно неплохо, потом появился я, который взял на себя часть ответственности. При этом, когда “имперцы” говорят, что им не хватает капитана, они имеют в виду единоличного лидера и по драфтам, и по координации в игре. У нас было разделение обязанностей: драфтили я, может быть, помогали Miposhka и Ghostik, за координацию в игре впервые 15 минут отвечает Miposhka, потом какие-то глобальные решения принимал Ghostik. И из-за того, что ответственность так распределяется, никто на себя не взваливает весь груз за поражения. Нет человека, про которого можно сказать: «Он во всем виноват». Каждый виноват, но никого это не устраивает, а брать ответственность тоже никто не готов. Тут мы и возвращаемся к тому, с чего я начал — не хватает яиц.
— В течение трех лет у вас был опыт тренерства. Как за это время изменился этот институт в СНГ? Поменялось ли отношение в организациях и самих игроков?
— На квалификациях к шестому TI я бы не назвал себя тренером. Я приехал на буткемп за два дня до квалификаций. За это время было невозможно перестроить игру и сделать так, чтобы мой вклад был ощутим. Тренером я стал только с апреля 2017 года, после DAC.
В целом, наверное, не особо что-то изменилось. Возможно, потому что до этого ничего и не было. Разве что игроки прониклись идеей того, что это реально помогает. Когда мы прошли квалификации, ребята, которые наиболее скептически к этому относились, говорили: «Да, Егорыч, был не прав. Я думал, это так себе идея, но сейчас могу сказать, что это реально круто и нам помогло».
Думаю, для каждой команды результат будет такой же: с тренером будет лучше. Неважно, за что он отвечает, за психологию или стратегии. В любой команде взгляд со стороны необходим. Стоит отметить, что каждый конкретный игрок ждет чего-то своего от тренера: кому-то важно, чтоб в стратегиях и подготовке был порядок, кому-то даже это не поможет раскрыться, если микроклимат в команде его угнетает — сугубо индивидуальная вещь, поэтому в перспективе командный штат должен расширяться, чтобы был ещё постоянный психолог. Тяжело найти человека, который справлялся бы со всеми командными запросами одинаково хорошо.
— В какой студии [аналитики] вам комфортней и интересней работать: серьезной, когда вы говорите про доту все 30 минут между играми, обсуждаете и спорите или там, где можно приятно провести время, повеселить себя и зрителей, даже если это иногда не будет касаться доты?
— По-разному. У меня разные были настроения. На пятом TI больше хотелось серьезной аналитики, а чем дальше, тем легче я стал к этому относиться. К людям привык, со стороны посмотрел и сделал вывод, что сам бы не стал смотреть на 100% сухую аналитику, а рядовой зритель, который не потратил десятки тысяч часов на доту и подавно. Но если ведется разговор на какую-то тему, связанную с дотой, а человек все время съезжает в шутки — это тоже не очень круто.
Для меня как зрителя в таком понимании идеальный аналитик — это Александр ХВОСТ Дашкевич. Он и в доте понимает, и обладает харизмой и чувством юмора. На него приятно смотреть, приятно слушать, как он ведет диалог. И при этом ты понимаешь, что он знает, о чем говорит. Возможно, у меня сложилось такое мнение из-за того, что он относился к аналитике, как к разовой акции. Он бы точно не смог стать аналитиком на полную ставку.
— Давайте перейдем к третьей ипостаси, Егор-игрок. Последнее время, как я понимаю, вы были увлечены не совсем дотой. В каких играх коротали время и что вам это дало?
— Я делал это для того, чтобы отвести душу после доты. У меня и в том году был подобный период где-то с декабря по март. Я тогда тоже не особо играл в доту, я занимался всякой ерундой: играл во всякие другие игры, в том числе в ванильный WoW. В этом году я поиграл в Warcraft 3 и Starcraft 2.
В Warcraft мне просто захотелось зайти. У меня так часто бывает, что я какой-то игрой я заболеваю на некоторый период, провожу в ней очень много времени, смотрю стримы, реплеи, пытаюсь играть лучше. А потом это резко как-то пропадает. В Warcraft я даже целей себе не ставил. Там сейчас вышел новый патч, и он введен только на официальный сервер, куда очень большая задержка. Поэтому я лучше подожду, а потом поиграю. В любом случае, это было для души.
Starcraft тоже для души. Я играл, вдохновляясь трансляциями Alex007. В доте у нас нет такого человека, который бы так горел игрой и был настолько разносторонним. Он и играет на очень высоком уровне, он комментирует на очень высоком уровне. Он может одновременно играть и комментировать свою игру на очень высоком уровне. Он еще и организатор всего чего можно. Он делает очень много для развития Starcraft в СНГ. Если бы в доте был такой человек, это был бы просто Иисус какой-то и на него бы все молились.
Я вдохновился его стримами и трансляциями и решил вспомнить молодость. Еще в 2004 и до 2007 я играл в третий Warcraft. Это была моя первая киберспортивная дисциплина. Естественно, я тогда толком ничего не добился, потому что был молод и глуп. А в 2010 году решил, что если дота — это просто карта Warcraft, а во всякие HoN и LoL играть совершенно не хотелось, то стоит попробовать Starcraft 2, раз начинал я именно с жанра RTS. Но при этом не с профессиональным подходом, а с юношеским задором. Я, конечно, там чего-то добился, но не слишком многого. Я был топ-1% ладдера. В доте это, наверное, Divine 5. Просто цифра в ранге, ты не про и не полу-про уровне. Но лично мне было слишком скучно играть в Starcraft больше 15 игр в день. По сравнению с дотой, где каждая игра отличается от предыдущей, это довольно однообразно, все более-менее похоже. Поэтому мне стало интересней играть в доту.
А тут два месяца назад я решил вернуться и тряхнуть стариной.
Это лучше, чем безрукий, но это не то, что заслуживает внимания. Просто для себя. Вызов был в том, чтобы сделать это максимально быстро.
— Вы известны своими редкими, но точными предсказаниями. В мае 2015 года вы заявили, что Питер PPD Дагер выиграет TI. В 2016 написали, что Марун GH Мерхей станет тир-1 игроком, а через год он стал чемпионом мира. Может, в запасе у вас есть предсказание на этот год?
— Ну это же с вдохновением берется! Я последнее время и не особо следил за сценой, так что не знаю, кто там начнет всех рвать. GH я помнил, потому что он рвал, когда я еще был игроком. А так, если мне в голову что-то придет и я захочу этим поделиться, то я обязательно поделюсь!
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе Вконтакте!
Источник: www.championat.com
Комментарии